Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фестиваль без интриг

Фестиваль без интриг

31.03.2010
0

27 марта, в Международный день театра, в Красноярске завершился краевой фестиваль «Театральная весна». В этот же день по традиции состоялось награждение лучших работ сезона в театрах края.

Без удивлений

Темные аллеиОсобых неожиданностей в конкурсной программе не произошло. Как и в прошлом году, в драме уверенно лидировал Красноярский театр им. Пушкина. Спектакль главного режиссера театра Олега Рыбкина «Темные аллеи» признан лучшим в сезоне. Он же (вместе с двумя другими постановками Рыбкина — «Пули над Бродвеем» и «Лейтенант с острова Инишмор») отмечен за лучшую режиссуру.

У пушкинцев также львиная доля актерских наград. За лучшую мужскую роль (Владимир Пузанов — Дэвид Шайн в «Пулях над Бродвеем»), женскую и мужскую роли второго плана (Наталья Горячева — Памелла Брент в «Пулях над Бродвеем» и Яков Алленов — Глебов в «Темных аллеях»). Плюс лучшие дебюты — Ирина Петрова (Оливия Нэйл, «Пули над Бродвеем») и Владимир Абакановский (Падрайк, «Лейтенант с острова Инишмор»).

У Минусинского драмтеатра в этот раз призы за лучшую сценографию (Светлана Ламанова) и мужскую роль второго плана (Сергей Быков — Шпигельский) — оба за спектакль «Месяц в деревне». А его режиссер Алексей Песегов получил приз за лучший спектакль для детей («Иван-царевич и Василиса Прекрасная»). Кстати, это первая сказка в постановке худрука Миндрамы. «И сразу такой успех», — пошутил Песегов на церемонии награждения.

По одной награде у ачинцев — лучший дуэт (Анастасия Белопотапова и Валерий Курченков, в спектакле «Не все коту масленица») — и норильчан — «За верность и многолетнее служение сцене» (Алевтина Александрова и Валерий Оника). Канской актрисе Ирине Шудровой достался спецприз (творческая командировка) за роль Хейли в читке «Мать». Два спецприза у шарыповского спектакля «Наташина мечта» — за обращение к современной драматургии (режиссер Наталья Желтова) и приз жюри «Надежда» актрисе спектакля Антониде Шевченко.

А самое приятное и сильное достижение в драме — у Красноярского ТЮЗа. За спектакль режиссера Тимура Насирова «Собаки-якудза» театр получил сразу три награды — лучший эпизод (Савва Ревич — Гор), пластическое решение (Александр Бухонов) и лучшая мужская роль (Алексей Алексеев — Свен). Отличный результат для театра, который много лет подряд находился в глубоком творческом кризисе.

Всем сестрам по серьгам

Лучшим кукольным спектаклем признаны «Соседи» (режиссер Сергей Иванников, Красноярский краевой театр кукол). У Николая Редькина из этого театра также награда за лучшую актерскую работу (Генерал, «Страсти по Насте»). Спецприз жюри у железногорских кукольников Ирины Тарадыменко, Тамары Кухлевской и Ольги Сторожевой («Тополиная рубашка»).

В музыкальном театре, такое ощущение, в этот раз досталось всем сестрам по серьгам. Лучший актерский дуэт — у железногорцев Михаила Тагиева и Александры Герасциной (Гаральд Вильс и Долли Вудсен в шоу-мюзикле «Звезда Бродвея»). Две актерских награды у Красноярского музыкального театра — лучшая мужская роль (Владислав Питальский — Яшка-"Буксир«) и дебют (Ольга Сосновская — Тоня Чумакова), обе за «Белую акацию».

У «Пиковой дамы» Красноярского театра оперы и балета призы за лучшую женскую роль — Надежда Комарова (Лиза) и за создание яркого образа — Нина Кириенко (Графиня). Артист балета Александр Моисеев отмечен за создание точного пластического рисунка в партии Модеста Алексеевича (балет «Анюта»). Ветеран театра Татьяна Георгиевна Восходова удостоена почетной награды «За честь и достоинство».

Мало огня, мало

Награды раздали, театры разъехались по домам. Но фестиваль представил не только лучшие работы сезона, он также поднял множество вопросов.

Из приятных нововведений — на «Театральную весну» приехало сразу двое гостей. Это Хакасский национальный драмтеатр им. А. М. Топанова и питерский спектакль «Я скучаю по тебе» с Розой Хайруллиной. Хочется надеяться, что культурные связи с Хакасией будут и дальше поддерживаться и в следующем году к нам приедет знаменитый абаканский театр «Сказка». А краевое отделение Союза театральных деятелей продолжит свой проект «Монологика», с приглашением интересных моноспектаклей. Куратор проекта Марина Луговая намерена привезти в Красноярск до конца сезона еще как минимум один такой спектакль.

В Доме актера в дни фестиваля педагог ГИТИСа Андрей Рогожин также проводил семинар по сценической речи. Правда, присутствовали на нем в основном лишь минусинские актеры. Остальные были не в курсе или не сочли нужным на нем побывать? Необъяснимое невнимание.

И вообще на фестивале как-то не хватает большей насыщенности дневной программы (если не считать показа двух кукольных спектаклей). Хотелось бы побольше разных семинаров, круглых столов, каких-то творческих встреч — большего фестивального кипения. Неужели все упирается только в отсутствие финансов? Или это все-таки вопрос к самой организации фестиваля, к его дальнейшему развитию?

Удивительно и то, что в фестивальной афише практически нет детских спектаклей, за исключением кукольных. Но если есть удачные постановки — почему их нельзя показать на фестивале? Например, минусинскую сказку, признанную лучшим детским спектаклем сезона?

Несостоятельная режиссура

Еще одно показательное наблюдение нынешней «Театральной весны» — постановки главных режиссеров сразу четырех краевых драмтеатров не попали в фестивальную афишу. Это спектакли Анатолия Кошелева (Норильск), Сергея Болдырева (Ачинск), Андрея Луканина (Канск) и Андрея Няньчука (Красноярский ТЮЗ). Что это, случайность или все же явная неконкурентоспособность с постановками приезжих режиссеров? Есть над чем задуматься.

Несмотря на множество фестивальных наград, некоторые номинации жюри оставило без внимания. Нет призов за лучшее музыкальное оформление и лучшие костюмы, за лучшую женскую роль в драме и лучшую работу дирижера. В музыкальном театре вообще очень мало номинаций — нет наград за роли второго плана, практически никого не поощрили в балете. Последнее, впрочем, не удивительно: во время работы жюри красноярский балет находился на гастролях в Англии, и эксперты смотрели не лучший состав «Анюты». Да и конкуренция внутри одного балета — это как-то несерьезно. В идеале, по мнению жюри, было бы хорошо оценивать хотя бы по две оперы и два балета. И не стоит сбрасывать гастроли балета со счетов, его спектакли нужно отсматривать раньше.

Самая же, на мой взгляд, большая организационная проблема фестиваля — такое ощущение, что за все главные награды фестиваля между собой конкурировали только драматические театры. А в музыкальных театрах сценография и режиссура словно и не рассматривались. Не говоря уже о возможности получить приз за лучший спектакль сезона. Но дело в том, что в драме и музыкальных театрах было разное жюри, и каждый смотрел свое. Стоит ли объединить их в следующем году в один состав? Или все же в каждом из направлений необходимо выделять свои лучшие работы? Это, опять же, вопрос к организаторам «Театральной весны».

Мнение эксперта

Алексей Садовский, председатель жюри музыкальных театров краевого фестиваля «Театральная весна»:

— То, что в крае есть сразу три музыкальных театра и два из них в Красноярске, характеризует регион с очень хорошей стороны. Только в двух городах еще есть такая роскошь — в Екатеринбурге и Новосибирске.

Но мне странно то, что на красноярском фестивале музыкальные и драматические театры оценивают разные составы жюри. Я был в жюри фестиваля в Хабаровске — там музыкальный театр участвует в конкурсе с драматическими и кукольными театрами на общих основаниях. И это правильно, потому что законы и достижения театра едины. Нет особой разницы между режиссурой и сценографией в музыкальном театре и в драме. Мне кажется, здесь стоило бы сделать то же самое.

Самые сильные достижения среди музыкальных театров — в красноярской опере. Заметно, что в этом сезоне она сделала серьезный рывок, есть очень достойные работы солистов, что продемонстрировал спектакль «Пиковая дама». И наибольшая удача в нем — новое приобретение театра Надежда Комарова. У нее хороший вокал и сильная харизма. Хотя отрадно, что вокальное мастерство демонстрирует не только молодежь, но и артисты старшего поколения.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №12 (253)

Рекомендуем почитать