Режиссер — Гильермо Дель Торо
В ролях: Рон Перлман, Сэльма Блэйр, Даг Джонс, Джеффри Тамбор, Люк Госс, Анна Уолтон, Джон Херт
Продолжительность — 110 м
Красный чёрт с хвостом, вечной сигарой в зубах, самурайской прической и здоровенной каменной рукой — вроде бы не самый подходящий главный герой для успешной кино-франшизы. Однако в руках мексиканского волшебника Гильермо Дель Торо этот чёрт, он же Хеллбой, вот уже второй раз браво, хоть и с некоторым ворчанием, выходит победителем из любой битвы, в том числе и с кассовыми сборами. И во второй раз это всё так же здорово, как и в первый.
Для Дель Торо «Хеллбой» , экранизация странноватых чёрно-белых комиксов Майка Миньолы, всегда был проектом мечты — ради обоих «Хеллбоев» в сумме он отказался от нескольких гарантированно прибыльных проектов. Если говорить поименно, то двух «Гарри Поттеров» (третьего и шестого), первых «Хроник Нарнии», третьего «Блэйда», а также фильмов «Один пропущенный звонок», «Я — легенда» и дорогостоящей экранизации популярной компьютерной игрушки «Halo». В принципе, то, с какой любовью и чуткостью сделаны «Хеллбои», видно по обоим фильмам, но всё же между первой и второй частью имеется одна существенная разница. В промежутке между выпусками Дель Торо успел сделать «Лабиринт фавна» и сразу после него обнаружил себя обладателем «Оскара», общепризнанным автором и человеком, чью фамилию стали шлёпать на афишу другим многообещающим испанцам с пристрастием к затейливому макабру (см., например, фильм «Приют»). По новому «Хеллбою» чувствуется, что Дель Торо с удовольствием воспользовался своим новым статусом — здесь он, говоря коротко, отпустил всяческие тормоза.
Фильм напичкан идеями по самую маковку — тут одних удивительного вида тварей столько, что только успевай подмечать (всё равно, кстати, не успеешь). Видимо, для «Золотой армии» Дель Торо распотрошил все свои блокнотики с набросками, прилежно собираемые много лет. Если же он насочинял всей этой любовно прорисованной нечисти за те два года, что делал фильм — тогда, чёрт, всё-таки придётся произнести вслух одно словечко, которое упорно вертится на языке, но здравый смысл подсказывал пока им сильно не разбрасываться. Да, да — гений. В первом фильме отовсюду пёрли в основном демонические лавкрафтовские щупальца; здешняя же злостная фауна (а иногда и флора) отличается поразительным разнообразием. Есть и крохотные вечно-голодные зубастики, и огромные горообразные монстры; есть злодейские механизмы и натуральные ангелы смерти. Плюс, как это постоянно случается у Дель Торо, зло здесь далеко не так однозначно, как кажется — в его мире и милейшая старушка может оказаться чудовищем, а гигантское существо, бесчинствующее на улицах Нью-Йорка, просто неправильно поняли.
Попутно Дель Торо успевает время от времени передавать забавные приветы другим режиссерам-фантазерам — то Барри Зонненфельду и его «Людям в черном», то Терри Гиллиаму. Периодически он запросто цитирует и самого себя — скажем, отверженный принц могущественного рода, выступающий против отца, уже был у него главным злодеем в «Блэйде-2» (и играл его всё тот же Люк Госс). Да и когда на пятой что ли минуте фильм спускается в очередное мокрое подземелье неподалеку от линий метро, туда вместе с Дель Торо приходишь, как к себе домой. Впрочем, стабильностью и поразительным умением вырисовывать карандашиком всякую необычную жуть таланты Дель Торо далеко не исчерпываются. При всей своей страсти к многообразию форм ужасного и гротескного он всё-таки рассказчик очень человечный и понятный, которого в первую очередь интересуют какие-то самые важные, базовые вещи. За всей жуткой, или веселой, или той и другой одновременно потусторонней активностью «Хеллбоя» скрывается история простая, как палка. Если первый фильм был о взрослении и смерти отца, то второй — уже о семейной жизни, о том, что когда твой главный человек рядом, то и конец света, в общем, уже не так страшен. Подумаешь, что в данном случае он буквальный! Так всё-таки может только один человек — снимать кино с монстрами о том, каково это, быть человеком. И только у него может быть, что лучшая сцена в кино со спецэффектами — это когда два главных героя, краснокожее порождение ада и человек-амфибия неизвестного происхождения, надравшись пива, распевают дурацкую песенку про любовь.
Вердикт Кочерыжкина – роскошное продолжение роскошного фильма; браво, чёрт возьми.
Серж Кочерыжкин