Вот и год наш прошёл, словно и не бывало — и опять пора подводить итоги. Год был красивым и сильным, а следующий, судя по всему, будет ничуть не менее интересным — в общем, давайте посмотрим, что хорошего у нас было в этом году.
• «Стиляги»
Виртуозное надувательство публики от Валерия Тодоровского — глубокая и чрезвычайно неоднозначная (утверждаю это по мотивам нескольких бесед с несколькими людьми касательно возможной трактовки финала, коих встречалось уже как минимум четыре) драма, пронесённая в новогодний кинозал контрабандой в красочной обёртке новогоднего мюзикла.
• «Темный рыцарь»
Ошеломляюще мощный и драматический полицейский боевик, главные герои которого только по некоторому недоразумению ходят в дурацких костюмах и скрывают свои настоящие имена за звучными псевдонимами. С каждым следующим просмотром становится только лучше.
Образцовый и бесстрашный хоррор, нашедший в себе моральные силы зайти намного дальше и глубже, чем позволяли себе прочие представители этого прекрасного жанра.
• «ВАЛЛ-И»
«Пиксар» превзошёл себя (опять). Удивительный гибрид тонкой и смешной романтической истории, фантастической вариации на тему немого кино и неожиданно злой для этих мечтателей антиутопии, «ВАЛЛ-И» задрал планку для всех следующих работ «Пиксара» невероятно высоко. Но почему-то уверенность в том, что они выкрутятся и в следующий раз, никак не проходит.
• «Нефть»
Пол Томас Андерсон, автор прекрасных «Ночей в стиле буги» и феноменальной «Магнолии», молчал пять лет — а потом вернулся с поистине титаническим портретом алчности и одержимости. Смотреть «Нефть» лучше всего в оригинальном звуке — голос, которым разговаривает исполнитель главной роли Дэниел Дэй-Льюис, в одиночку делает едва ли не половину впечатления от этой невероятно мощной драмы.
• «Спиди-гонщик»
Человечество отказалось понимать лучший фильм, изготовленный братьями Вачовски, фантастическую сагу, выводящую кино на какой-то совершенно иной уровень работы с новыми кинематографическими технологиями. Ну что ж, человечеству же хуже — а мы, осведомленные, будем потирать ручонки и пересматривать «Спиди» раз за разом.
• «Железный человек»
Вот что бывает с фильмом по комиксу, если взять на главную роль великолепного драматического актёра и дать ему в довесок башковитого режиссера со сноровкой. «Железный человек» Джона Фавро не только переписал правила большого блокбастера, позволив «Тёмному рыцарю» парой месяцев позже поставить в новой версии правил заверяющую иссиня-чёрную печать, но и окончательно закрепил возрождение карьеры блистательного Роберта Дауни-младшего, превратившегося из уважаемого драматического исполнителя в суперзвузду с огромным коммерческим потенциалом.
• «В пролёте»
С определением лучшей комедии года всё довольно просто уже который год — надо просто выбрать что-нибудь из обширного списка фильмов, произведённых под присмотром Джада Апатова, и, в общем, не промахнёшься. В этом году я отдаю свой голос за «Забыть Сару Маршалл» — самый человеческий и проникновенный фильм, сделанный под этой вывеской (Хотя и «Ананасовый экспресс» , чего уж там, был весьма крут).
• «Судный день»
А этот фильм, видимо, стоит записать в рубрику «Мастера развлекаются». Нил Маршалл, постановщик одного из мощнейших хорроров декады, фильма «Спуск», взял много денег и забацал на них образцовый пост-апокалиптический трэш, настоянный в равной степени на «Безумном Максе», фильмах Джона Карпентера и благородном духе безумия фильмов класса Б, для которых нет ровным счётом ничего святого. Вышло энергично, смешно, и невероятно забористо.
• «Паства»
Под занавес у нас — совершенно особый случай. Скомканное, пережаренное, исковерканное собственными продюсерами, пролежавшее пару лет на полке неудобное и странное кино, которое вдруг заставляет зрителя немножко по другому посмотреть на собственные отношения с кино в целом и задать самому себе ряд довольно неприятных вопросов — это достижение совершенно особого рода, которое невозможно оставить без внимания.
Просто хорошее кино — «Враг государства», «Рэмбо 4», «Параноид-Парк», «Я — легенда» , «Приют», «Джуно» , «Ограбление на Бэйкер-стрит» , «Кунг-фу панда», «Хэллбой 2: Золотая армия», «Да будет свет».
Самый ужас года -
• «Самый лучший фильм»
Тут, наверное, можно обойтись без комментариев, правда?
Роланд Эммерих, знаменитый, скажем так, не очень интеллектуальным подходом к сюжетам своих аттракционов со спецэффектами, в этот раз, кажется, немного переборщил с тупостью и наплевательством по отношению к здравому смыслу, исторической правде и вообще всему святому.
• «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
Ранее беспроигрышный (ну, почти) тандем Тима Бартона и Джонни Деппа взялся за мюзикл — и съехал в плоскую безжизненную картонность, совершенно неподходящую к статусу обоих участников проекта.
Два часа двадцать минут сопливой и не смешной мелодрамы о том, как важно выйти замуж вовремя и за того, кого надо — кажется, сериал «Секс в большом городе» любили совсем, совсем не за это.
• «Квант милосердия»
Хороший режиссер Марк Форстер взял хорошего актёра Дэниел Крейга, притащил в компанию отличного постановщика трюков и поснимал, как хороший актёр Крейг исполняет отличные трюки среди великолепно подобранных природных натур — а потом смонтировал это в один из самых невразумительных «Бондов» за всю историю сериала. (Что ещё надо было постараться сделать, принимая во внимание такие шедевры, как «Умри, но не сейчас»).
Бонус-трек — пять моих любимых фильмов года, которые так и не добрались до нашего проката -
• «Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом»
Нереально длинный, неторопливый и совершенно завораживающий элегический вестерн о талантах и поклонниках. С грохотом провалился в прокате, в связи с чем режиссеру Эндрю Доминику, кажется, больше никогда и ни на что не дадут денег. Печальная, на самом деле, история — фильм вышел просто потрясающий.
• «Сказки Юга»
Вторая картина �ичарда Келли, автора «Донни Дарко», феерический бардак про апокалипсис с участием порно-звёзд, Джастина Тимберлейка, фургончика с мороженым, дирижабля и портала в четвёртое измерение. В фильм напихано столько информации, что мозг начинает перезагружаться уже минуте на 15-й — но ничего хотя бы отдаленно подобного вы всё равно нигде не увидите.
Очень мощный режиссерский дебют драматурга Мартина МакДонаха — драма о киллере, стартующая расслабленным комическим прологом, но постепенно закручивающая гайки всё сильнее и сильнее, выходя к финалу на какие-то космические скорости.
• «Запределье»
Невероятно красивая и глубокая фантазия-сказка индийца Тарсема Сингха, рассказывающая об интимной связи мира вымышленного и мира реального и о том, как подниматься обратно, если упадёшь.
Поэтичная и трогательная история, снятая бывшим enfant terrible Хармони Корайном, о том, как важно для художника сохранять чистоту своих намерений и своего вдохновения. Искусство — вещь невероятно хрупкая, говорит нам Корайн, и его правда хочется оберегать от всего и не показывать никому.