Главная
>
Статьи
>
Soulfly & Korn: Korn гремит, дворец трясётся

Soulfly & Korn: Korn гремит, дворец трясётся

20.05.2014
11

Soulfly & Korn: Korn гремит, дворец трясётся19 мая стены и пол Дворца спорта имени Ивана Ярыгина периодически дрожали от вибраций, возможно, самого громкого концерта года, причём в прямом смысле — совместный концерт давали ветераны тяжёлой музыки Soulfly и Korn. Организатором тура по России выступило концертное агентство TALENT CONCERT INTERNATIONAL (T.C.I.).

Стараниями агентства «Музыкальный город» коллективные сеансы рок-ностальгии для тех, кто вырос в 90-е (а также тех, кто вырос позже на музыке этого периода), продолжаются. В ноябре прошлого года мы оттаптывали ноги под Limp Bizkit, теперь ловили звон в ушах под их бывших менторов и соратников Korn. Правда, есть и один небольшой нюанс, не дающий так смело поставить эти группы в один ряд сегодня. В отличие от Limp Bizkit, работающих в основном в режиме ностальгической дискотеки (новый альбом они обещают, но никак не могут дописать вот уже года два), и Korn, и Soulfly по-прежнему остаются активными боевыми единицами с регулярно пополняемыми каталогами — свежие пластинки у обоих вышли не больше года назад. Чёрт его знает, правда, насколько этот нюанс был важен красноярской публике, собравшейся на концерт 19 мая — скорее, важнее было, наоборот, услышать всё старое и родное, то, что когда так бередило подростковые души и заставляло прыгать перед зеркалом с теннисной ракеткой вместо гитары и отчаянно трясти головой.

Кровопролитие

Открывала концерт группа Макса Кавальеры Soulfly — на которой с середины первой же песни с говорящим названием «Bloodshed» (см. заголовок раздела) вместо звука установился ровный оглушающий гул, будто сидишь на крыле бесконечно пикирующего бомбардировщика. Предварительное знакомство с творчеством коллектива в этой ситуации могло быть чрезвычайно полезно — когда в этом низкочастотном звенящем гудении выхватывались знакомые риффы или мотивы, мозг усилием воли умудрялся сформировать слышимое в некое подобие музыки. Такое недружелюбное звучание почти целиком съело довольно разнообразную программу — Soulfly не только отчаянно молотили более жесткий новый материал, но и возвращались аж к своему первому альбому, и даже порадовали парой песен с моего любимого альбома «Prophecy». Хотя, разумеется, наибольшим успехом пользовались два хита первой группы Макса Кавальеры Sepultura, «Refuse/Resist» и «Roots Bloody Roots» — в первую очередь потому, что на них не было нужды расслушивать какие бы то ни было детали, главным было поймать знакомый ритм. Группа, в которой теперь вместе с Максом играет и его сын Зайон, пребывала в боевом и кровожадном настроении — что вроде бы вполне порадовало основные силы собравшихся зрителей. Но лично мне немного не хватило той всеобщей атмосферы добра и эйфории, что царила шесть лет назад на выступлении Soulfly в клубе Havana. При всей удивительности того поворота судьбы, в котором звук на каком бы то ни было концерте в клубе Havana вдруг становится поводом для ностальгических воспоминаний.

Дети кукурузы

Во время перерыва, когда сцена спешно переоборудовалась под нужды группы Korn, подумалось — выдержать тот самолётный шум, что царил на Soulfly, пятьдесят минут было физически возможно, но вот ещё полтора часа такого же были бы явным перебором. Не знаю точно, кем — вселенной, дворцом спорта, техниками сцены — но этот ментальный посыл был услышан; на Korn всё звучало точно и ясно, не теряя при этом в мощности и напоре. Когда для вступления Korn выбрали композицию «Falling Away from Me» пятнадцатилетней давности, на минутку показалось, что и Korn решили ухнуть в пучину чистой ностальгии (что лично для меня абсолютно не было бы проблемой, учитывая, что последний альбом группы, который я могу слушать целиком, вышел в 1999-м). Но нет — концерт был составлен из точечно подобранных номеров из всего периода творчества группы; более того, в живом исполнении новый материал с пластинок, к которым была масса вопросов, обрёл, наконец, некоторую осмысленность.

Так, одним из мощнейших номеров концерта стала песня «Spike in My Veins» с последнего альбома «The Paradigm Shift», припев которой прямо сметал с ног. Также стало ясно, на кой чёрт Korn понадобился дабстеп на альбоме «The Path of Totality» — будучи прокачанным через саунд-систему Дворца спорта, всё это дабстеповое кряхтение уверенно рвёт танцпол в клочья. Но всё равно — даже напитываясь настоящей звуковой мощью, новый материал несколько проигрывает старому. Прямо слышно, что песни устроены совсем по-другому — новые проще и стройнее, в них почти нет затейливой ритмической хитрости старых вещей. Вот Korn заводят «Love & Meth» или «Never Never», и физически чувствуется, как публика вежливо пережидает куплеты, чтобы дружно грянуть потом на припеве, где группа подбавит гитарного грома. Когда же Дэвис выскакивает на сцену с волынкой, и вступают ритуально-примитивные барабаны стародавней вещицы «Shoots and Ladders», ждать ничего не надо; электризует и заставляет двигаться каждая секунда песни.

То есть, даже на таком мощном и со всех сторон отменном концерте, где новый материал звучал убедительно даже для скептиков вроде меня (из досадных минусов можно отметить разве что внезапную болезнь гитариста Хэда, который в Красноярске загремел в больницу с камнями в почках — на сцене его вполне уверенно замещал 19-летний паренёк по имени, кажется, Джей), Korn всё равно предстают группой, уверенно победивших самих себя. Можно сколько угодно говорить о новой странице в творчестве и всём таком прочем, но ноги и живот не обманешь — от них-то никак не спрячешь тот физически ощущаемый контраст между песнями, что они писали раньше, и теми, что пишут сейчас. И прозвучавшая в финале непременная песня «Blind» казалась пророческой. «Разве вы не видите, что я слепну?» — повторял вокалист Джонатан Дэвис. Видим, Джонатан, видим.

Сергей Мезенов,
фото: Влад Неделько, Надя Дмитриева, Виолетта Кожуховская, Наталья Гребенникова

Барабанщик Korn Рэй Лузье: «Играя впятером, мы по-настоящему счастливы»

Рекомендуем почитать