Июль в разгаре, все театры края закрыли свой творческий сезон — самое время подвести его итоги. К счастью, приятных событий в прошедшем сезоне было гораздо больше, чем огорчений.
Триумф сезона
Ныне бесспорно лидирует краевая драма. Ряд интересных премьер, многочисленные награды на фестивалях «Сибирский транзит», «Камерата» и «Театральная весна». А самое главное — впервые за историю «Золотой маски» театр им. Пушкина попал на этот престижный фестиваль. И сразу с двумя спектаклями (пусть один из них и во внеконкурсной программе). Кстати, на первую половину следующего сезона театр уже получил приглашения сразу на три фестиваля.
Минусинский драмтеатр показал во внеконкурсной программе «Золотой маски» свой «Черный тополь». А на Всероссийском фестивале малых городов России спектакль минусинцев получил
Премьеры сезона
Лучшие, по моему мнению, — «Трамвай „Желание“ и „Лейтенант с острова Инишмор“ (Красноярский театр им. Пушкина), „Вишневый сад“ (Норильский заполярный театр драмы), „Пиковая дама“ и „Соседи“ (Красноярский театр кукол) и „Анюта“ (Красноярский театр оперы и балета). Все остальное — по большему счету между тройкой и четверкой.
Фестиваль сезона
Всероссийский конкурс балета им. Г. Улановой. И что самое отрадное — он получил постоянную прописку в Красноярске. Второй конкурс пройдет у нас через год.
Красноярская ярмарка книжной культуры (КрЯКК), инициированная Фондом Михаила Прохорова, также получила продолжение — второй книжный фестиваль оказался еще масштабнее предыдущего. А в Норильске при поддержке фонда уже в пятый раз состоялись два весьма значительных фестиваля — „Норильские сезоны“ и „Таймырский кактус“.
Провокация сезона
Фестиваль современной драматургии „ДНК — дубль II“ в Красноярском театре им. Пушкина — столь радикального театрального форума в наших широтах доселе не было. Такое ощущение, что художественный руководитель проекта Олег Рыбкин сознательно собрал на втором „ДНК“ все самые острые и злободневные пьесы сегодняшних драматургов. Настоящая шоковая терапия. Но не ради эпатажа, ход сознательный — пушкинцы продемонстрировали, что театр не должен скатываться в сплошное развлечение.
А на музыкальной сцене самым провокационным явлением стал спектакль „Красотка кабаре“ (Красноярский музыкальный театр). Александр Зыков в своей постановке настолько сильно преобразил классическую кальмановскую „Сильву“, что у многих это вызвало откровенное неприятие. Но при всей противоречивости и откровенном пренебрежении к канонам спектакль Зыкова
Визит сезона
Народный артист СССР Владимир Васильев сам поставил в Красноярском театре оперы и балета свой знаменитый балет „Анюта“. И даже станцевал на его премьере партию Петра Леонтьевича — в память о своей безвременно скончавшейся жене Екатерине Максимовой, первой исполнительнице Анюты… Премьера „Анюты“ в Красноярске — без сомнения, самое сильное эмоциональное потрясение сезона.
Гастроли сезона
В краевой центр потихоньку вновь начинают приезжать ведущие театры страны. Пусть по сравнению с советскими временами их гастроли не столь продолжительны — главное, что они вообще сюда выбираются! В нынешнем сезоне красноярских театралов порадовали Театр Романа Виктюка (со спектаклями „Саломея“ и „Мастер и Маргарита“), Центр оперного пения Галины Вишневской (с оперой „Евгений Онегин“), МДТ Льва Додина (с „Московским хором“) и русская версия мюзикла „Notre Dame de Paris“.
Концерт сезона
Ярких музыкальных событий было немало. Из самых значительных, на мой взгляд, — приезд в Красноярск Горана Бреговича, Гару и Нино Катамадзе, — по эмоциональности и энергетике этим артистам не было равных. Из российских исполнителей по тому же признаку больше всего запомнились „Мумий тролль“ и София Ротару.
Актеры сезона
В драме безусловная пальма первенства у Галины Саламатовой. Актриса покорила и публику, и самых придирчивых критиков своей ролью Бабоньки в спектакле Алексея Крикливого „Похороните меня за плинтусом“. И получила заслуженные награды за лучшую женскую роль на фестивалях „Камерата“ и „Театральная весна“. А по итогам конкурса зрительских симпатий в краевой драме была признана лучшей актрисой сезона. Лучшим актером по итогам того же конкурса стал Владимир Пузанов. Но по наиболее запомнившимся работам наряду с ним стоит также отметить Даниила Коновалова (театр им. Пушкина), Сергея Ребрия и Романа Лесика (оба из Норильского драмтеатра).
В музыкальных театрах сильные мужские удачи — разве что в балете: особенно запомнился Валерий Гукленков в партии Модеста Алексеевича („Анюта“). В любом спектакле или концерте Красноярского музыкального театра неизменно выделяются дуэты Олега Паршина и Марины Штаркер. Из вокалисток лидировали бенефициантки Вера Баранова и Светлана Колеватова.
Выставки сезона
Из международных проектов — графика „Гойя — Дали“ в Красноярском музейном центре и многочисленные выставки наших художников в Германии. А самый симпатичный местный
Открытие сезона
Молодежный театр драмы „Наводнение“ под руководством Никиты Рака. Родившись из чистого энтузиазма, этот театр выпустил в свой первый сезон сразу три постановки по современной драматургии. Пусть они во многом неровные и еще напоминают ученические опыты. Главное в спектаклях „Наводнения“ — искренность. Что вызывает живой отклик зрителей.
Дебют сезона
В краевой драме просто феерически дебютировала Екатерина Аникина (Нина Заречная в „Чайке“). Лучший дебют на „Сибирском транзите“ и „Театральной весне“, восторженные отзывы критиков на „Золотой маске“. Николай Аузин первый сезон отработал в театре им. Пушкина. Но за это время сыграл сразу три больших и значительных роли — Стэнли (»Трамвай «Желание»), Падрайка («Лейтенант с острова Инишмор») и Умберто («Филумена Мортурано»).
В опере самым впечатляющим был дебют молодой солистки Ольги Басовой в партии Любаши («Царская невеста»). А Анастасия Лепешинская настолько удачно вошла в образ Кармен, что никакую другую артистку театра в этой партии теперь просто невозможно представить.
Скандал сезона
«Вишневый сад» Норильского заполярного театра драмы не прошел в конкурсную программу краевого фестиваля «Театральная весна». Совершенно необъяснимый случай (особенно учитывая не самый высокий уровень многих других спектаклей фестиваля). К счастью, «Вишневый сад» все же был явлен красноярской публике.
Несостоявшийся прорыв сезона
Красноярский ТЮЗ весь сезон пытался совершить
Одно отрадно — благодаря очередной попытке «прорыва» красноярцы вновь встретились с Ларисой Малеванной (она сыграла главную роль в спектакле ТЮЗа «Странная миссис Сэвидж»). И увидят ее еще раз в декабре, на
Недоразумение сезона
Олег Портнягин в качестве главного режиссера Красноярского музыкального театра. У нового худрука — ни одной постановки за сезон, он чуть не провалил юбилейный концерт к
Провал сезона
Увы, этнофестиваль «Саянское кольцо». К шестому году своего существования фестиваль поразил массовостью (порядка 30 тысяч зрителей), но никак не качеством — самая слабая конкурсная программа за все годы. Самое время задуматься над дальнейшей концепцией и четко определиться с целями «Саянского кольца».
Утраты сезона
Их было очень, очень много… Театр им. Пушкина простился с Николаем Бухоновым, Красноярский музыкальный театр — с Игорем Безугловым, Ачинский драмтеатр — с Владимиром Григорьевым, Минусинская драма — с Александром Зыковым и Николаем Гудзенко, Красноярский театр кукол — с художником по свету Петром Ермолаевым. Ушли из жизни скульпторы Владимир Шавлыгин и Юрий Ишханов, педагог Красноярского хореографического училища Людмила Вторушина и артист Ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко Николай Горошевский… Добрая им память.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»