Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
>
Тема

Бюджет ограниченных возможностей

Горькая правда Заксобрания

Инфографика: Краевой бюджет на 2013 год

27 ноября сессия рассмотрела в первом чтении проект закона «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов».

Министр финансов края Роман Одинцов кратко рассказал о подходах к формированию краевого бюджету и его основных параметрах. В числе заявленных основных целей бюджетной политики Красноярского края в 2013—2015 годах — привлечение дополнительных средств в краевой бюджет, повышение эффективности бюджетных расходов, модернизация здравоохранения, модернизация системы общего образования.

На дополнительное увеличение заработной платы учителей и иных педагогических работников в соответствии с Указом Президента РФ в краевом бюджете предлагается предусмотреть в 2013 году 1 млрд 997,1 млн рублей, в 2014—2015 годах по 2 млрд 78,3 млн рублей ежегодно. Уже к началу 2013 года средняя зарплата учителей должна достичь среднего заработка по краю за первое полугодие 2012 года, то есть 27 428 рублей. А в целом средняя зарплата педагогических работников с учетом руководителей составит 26 тысяч рублей.

В целях реализации Указа Президента с 1 июля 2012 года произведено досрочное увеличение оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений, библиотек, клубов, домов культуры, а также муниципальных учреждений социального обслуживания населения. В качестве механизма, обеспечивающего рост зарплаты, здесь использован переход на новую систему оплаты труда с увеличением фонда оплаты труда учреждений на 20 процентов. Кроме того, зарплата этих категорий работников повышена на 6 процентов с 1 октября 2012 года. На финансовое обеспечение указанных решений в расходах консолидированного бюджета предлагается предусмотреть в 2013 году 2 млрд 39,1 млн рублей, в 2014—2015 годах — по 2 млрд 122 млн рублей ежегодно. Расходы на увеличение зарплаты работникам муниципальных учреждений предусматриваются в рамках межбюджетных отношений с органами местного самоуправления края.

Министр подчеркнул, что федеральный прогноз социально-экономического развития страны, мировые цены на цветные металлы, нефть и динамика курса доллара не дают особых поводов для оптимизма. Однако расходные обязательства краевого бюджета сохранены, разработаны четыре новые долгосрочные целевые программы, проиндексирована заработная плата и стипендии.

Затем Роман Одинцов ответил на многочисленные вопросы депутатов. Анатолий Быков поинтересовался, почему так резко увеличивается государственный долг края, который к 2016 году составит порядка 80 млрд рублей. «Зачем вы играете в игру с финансовыми институтами»?»— спросил депутат. «Долг такой потому, что доходы бюджета растут не такими темпами, как расходы, — пояснил министр. — А наши взаимоотношения с финансовыми институтами — это не игра, а облигационные заимствования».

Владимир Седов говорил о занижении налоговых поступлений от некоторых предприятий края, принадлежащих крупным финансово-промышленным группам. Он выступил против налоговых льгот ФПГ, «которые выдаивают из края всё ценное, не давая практически ничего взамен». По мнению парламентария, «политика краевой власти направлена на выкачивание из региона ресурсов».

Роман Одинцов сообщил, что порядка 60 процентов собственных налоговых поступлений бюджета формируют те самые ФПГ, прежде всего компании «Норильский никель» и «Роснефть». Вся информация о финансово-хозяйственной деятельности частных предприятий является коммерческой тайной. Однако с большинством крупнейших налогоплательщиков края подписаны соглашения, по которым исполнительная власть получает информацию от налоговых органов по платежам, отчисляемым этими компаниями в бюджетную систему края.

Отвечая на вопрос заместителя председателя Законодательного Собрания Всеволода Севастьянова, министр признал, что из 53 долгосрочных целевых программ 9 пока не утверждены, но Правительство края примет их сразу после того, как будет получена положительная оценка Счетной палаты.

Валерий Сергиенко затронул частный вопрос — он не может понять, зачем за счет средств краевого бюджета покупать две больницы у Красноярской железной дороги. Депутата не устраивает то, что подобные сделки становятся в крае обычной практикой. «Действующее законодательство Российской Федерации не предполагает иных форм передачи собственности в бюджет», — проинформировал министр.«Но там же боготольская и красноярская больницы, а не какие-то забытые сарайчики», — заметил депутат. Также ему было любопытно, закончится ли «перекачка бюджетных денег через уставные фонды госпредприятий и когда край перейдет к цивилизованным способам инвестирования». «Вклад в уставный капитал — один из механизмов решения той или иной задачи», — считает Роман Одинцов.

Олег Пащенко выразил благодарность Счетной палате края за качественное и смелое заключение на проект закона о бюджете, за активную гражданскую позицию. Депутат призвал «прекратить практику внезапных болезней министров перед сессией, да и присутствие Губернатора ее бы украсило, а то какая-то обреченность чувствуется, мол, конечно, примут депутаты бюджет, куда они денутся, другого-то нет». «Где стратегия развития края? Всё возимся по обочинам, нет магистрали, нет высоты, нет смысла, нет идеи», — посетовал депутат.

«У меня простые вопросы, — начал диалог с министром заместитель председателя Законодательного Собрания Алексей Клешко. — Слышал, что в новом бюджете исполняются все социальные обязательства. Скажите, откроются ли в 2013 году литературный музей и Юдинская библиотека?»

«Не готов ответить», — растерялся Роман Одинцов.

«Могу ответить я — мы их не откроем, — продолжил Алексей Клешко. — В нынешнем году реконструкция этих объектов завершается, но поскольку в бюджете на следующий год не предусмотрены средства на экспозиции, открывать музей с пустыми стенами никто не будет. Это лишь маленький пример неэффективной бюджетной работы. Я уже четыре года предлагаю Правительству края разработать и принять программу повышения эффективности бюджетных расходов. Где она?»

«Проект такой программы рассматривается почти год, — доложил министр. — Дело в том, что постоянно меняются подходы и установки. Но уже в ближайшее время эта программа будет откорректирована в соответствии с требованиями времени».

«А считаете ли вы достаточным пятипроцентное повышение зарплаты бюджетников в следующем году? Согласны ли с тем, что это повышение произойдет только в четвертом квартале 2013 года?» — зашел с другой стороны вице-спикер.

«Зарплата повысится не на 5 процентов, а на 5,5, и не в четвертом квартале, а в начале четвертого квартала, — уточнил чиновник. — В последние годы мы опережающими темпами повышали в крае зарплату работников бюджетной сферы и давно уже обогнали всех соседей. Уровень зарплаты бюджетников в крае достаточно высок, но их заработок может и должен быть больше. Намечено много отраслевых решений в рамках реализации указов Президента. Например, зарплата педагогических работников с небольшим запозданием доведена до средней в экономике края. Такая же задача поставлена в отношении работников дошкольного образования края. К 2018 году предполагается двукратное превышение зарплаты в образовании по отношению к зарплате в экономике края».

«Но на это не заложены средства в краевом бюджете!» — воскликнул Алексей Клешко.

«Есть такие средства, — возразил министр. — Дополнительно 4 миллиарда рублей, если не ошибаюсь. Сейчас уточняются федеральные условия выполнения указов Президента, разрабатывается график повышения зарплаты. Скорее всего, на эти цели потребуются значительные дополнительные ресурсы».

Далее председатель головного комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин сообщил, что всеми комитетами Законодательного Собрания проект закона о краевом бюджете рекомендован к принятию в первом чтении. После этого начались выступления депутатов.

«Дефицит краевого бюджета возникает по большей части из-за федеральных полномочий, которые не подкреплены финансово, — указал Павел Семизоров. — Где пополнение краевого бюджета от неправильно припаркованных машин? Где пополнение от штрафов за нарушения, выявленные Гостехнадзором? В Норильске, например, лишь один инспектор бегает по всей тундре, у него только одна «Нива». И все-таки наша фракция ЛДПР видит этот бюджет положительным — есть поле для работы в части поправок, оптимизации расходов. В целом мы поддерживаем краевой бюджет».

«Бюджет ужасный, — дал эмоциональную оценку документу член фракции КПРФ Петр Медведев. — 15 лет такого не было, а на следующий год, как говорят товарищи, будет еще ужаснее. И то мы эти копейки не туда тратим! Ну что мешает исполнительной власти работать с Федерацией — неумение, незнание или какая-то боязнь? Как можно за такой бюджет голосовать?! Как-то всё губы медом мажем, а по глобальным вопросам пополнения бюджета ничего не говорим».

«Будем голосовать за бюджет, — сказал от имени депутатов от «Справедливой России» Николай Трикман. — Предлагаю Правительству края более активно работать с коллегами в Москве, чтобы Федерация внимательнее относилась к региональным проблемам. Нам нужно избегать сомнительных расходов краевого бюджета, более активно влиять на федеральное законодательство».

Всеволод Севастьянов также обратил внимание на то, что краевой бюджет выстроен строго в русле федеральной политики. В нем нет прорывных вещей, подобных программе развития Нижнего Приангарья. Вице-спикер краевого парламента отметил «нелицеприятную, но точную, квалифицированную» оценку бюджета Счетной палатой и добавил: «Край загоняет себя в еще большую зависимость от сырьевых ресурсов. И непонятно, как мы будем выполнять указы Президента...»

«Селу сейчас очень тяжело, — подчеркнул Михаил Козлов. — Ко второму чтению бюджета прошу учесть все поправки депутатов в части господдержки агропромышленного комплекса, социального развития села. Потеряем деревню — потеряем страну».

«Мне очень понравилось, как выступал Роман Валериевич, но очень не нравится проект краевого бюджета, который внесен в Законодательное Собрание, — признался Алексей Клешко. — В крае самые дорогие проекты, самое дорогое строительство, и ни один регион не сотрясают такие крупные скандалы при крупных стройках. Посмотрите, что творится с театром имени Пушкина! И зарплата бюджетников растет далеко не таким темпами, как хотелось бы. Словом, проблем у нас хватает. Буду голосовать за принятие бюджета в первом чтении, но хочу обратить внимание на то, что работа над этим документом должна начинаться не 15 октября, когда Правительство края вносит его в Законодательное Собрание, а с где-то февраля, чтобы было время сверить цифры ассигнований и направления финансирования».

Также в обсуждении законопроекта о бюджете приняли участие депутаты Владимир Демидов, Анатолий Матюшенко, Борис Мельниченко, Артем Черных. Затем слово взял председатель Законодательного Собрания Александр Усс.

«При обсуждении законопроекта о краевом бюджете мы услышали интересные, содержательные и продуктивные мысли, — подвел он итог полуторачасовой дискуссии. — У меня есть замечания организационно-технического плана. Присутствие на обсуждении этого вопроса всех ключевых фигур, включая Губернатора, является непреложной истиной. Мне непонятно, почему сегодня отсутствует Лев Владимирович Кузнецов. Он меня об этом не уведомлял, и это может быть объяснено только чрезвычайными причинами. Безусловно, передам ему наши пожелания на этот счет, думаю, он отнесется к ним с пониманием.
У нас здесь, коллеги, ничего не предопределено, никто нас не заставляет сейчас голосовать. Кроме того, мы можем существенно изменить наполнение бюджета между первым и вторым чтением, значительно влиять на ход исполнения бюджета. Для этого нам самим надо проявлять политическую волю и решимость. Давайте на следующей сессии рассмотрим ситуацию вокруг реконструкции того же театра имени Пушкина, о котором сегодня упоминалось. И если мы придем к выводу, что кто-то работает не так, то кто нам не дает возможности реализовать свое законное право выразить недоверие тем или иным ответственным лицам?
Что касается самого бюджета, то полагаю, что красноярцы заслуживают большего уровня социальных возможностей. К чести депутатского состава, никто сегодня не продемонстрировал популистских идей или требований. Мы понимаем, что сегодня финансовые возможности края ограничены. Поэтому многие выступления касались как раз наращивания доходной части. За параметры бюджета мы должны проголосовать, а вот внутри можно что-то подправить. По счастью, у нас сейчас есть хороший повод для налаживания процедуры перспективного планирования — опубликован проект стратегии социально-экономического развития края. Давайте в феврале в спокойной обстановке рассмотрим ее, но не как документ, который надо положить на полку, а как документ, дающий власти реальные рычаги для пополнения доходов краевого бюджета. И надо серьезно подумать о работе с ФПГ».

После этого Андрей Самохин огласил принципиальную поправку, предложенную к первому чтению законопроекта о краевом бюджете. По инициативе парламентариев исполнительная власть провела более подробную оценку собственных возможностей краевого бюджета и согласилась существенно увеличить его расходную часть. Все дополнительные предложения депутатов, поступившие в головной комитет, оценивались почти в 6 миллиардов рублей. Понятно, что эта сумма неподъемна, и все же значительную часть пожеланий удалось учесть. В частности, речь идет о выделении 500 млн рублей на создание 1500 дополнительных мест в детских садах, о развитии ряда инновационных проектов, а также о направлении свыше 300 млн рублей в АПК. Конкретные очертания депутатские инициативы обретут ко второму чтению бюджета, пока же предложено внести общие изменения в основные параметры.

В соответствии с поправкой Валерия Семенова, Андрея Самохина и Егора Васильева в 2013 году за счет увеличения бюджетных остатков расходы краевого бюджета возрастут на 2,68 млрд рублей — до 157 млрд 225 млн рублей, в 2014 году — на 856,6 млн рублей, в 2015 году — на 632,2 млн рублей. Доходы краевого бюджета увеличатся на 58,38 млн рублей ежегодно за счет поступления штрафов за правонарушения в области безопасности дорожного движения. В 2013 году доходная часть бюджета составит 133 млрд 477 млн рублей. Дефицит возрастет на 2 млрд 622 млн рублей (до 23 млрд 748 млн рублей) и достигнет предельного значения, зафиксированного в Бюджетном кодексе РФ.

Затем началось поэтапное голосование. Законопроект за основу был принят с таким результатом: 37 — «за», 8 — «против», двое воздержались. Депутатскую поправку сессия одобрила единогласно, после чего парламентарии последовательно проголосовали за основные параметры краевого бюджета. «Таким образом, законопроект принят в первом чтении», — подытожил Александр Усс.