Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

«Ёлка желаний»


Видео

Законодательное Собрание края отметило 20-летний юбилей. Праздничная встреча состоялась в Большом зале краевой администрации. В мероприятии приняли участие депутаты нынешнего и прошлых созывов, ветераны краевого парламента. Перед началом торжественного заседания председатель Законодательного Собрания Александр Усс провел брифинг для журналистов.

"Это праздник всего нашего края, поскольку 20 лет назад именно красноярцы избрали свой новый представительный орган — Законодательное Собрание, которое сменило своего предшественника — краевой Совет, — сказал Усс. — Надеюсь, что все эти 20 лет парламент работал неплохо. Показателем этого является то, что появилась профессия — депутат. У нас есть значительное число парламентариев, которые избираются с высокими результатами по четыре раза. А Всеволод Николаевич Севастьянов — депутат-старейшина — уже пять раз был избран в Законодательное Собрание. Мне хочется верить в то, что красноярцы могут гордиться своим собственным выбором и тем, что люди, которых они делегируют, достойно выполняют их наказы. Наше Собрание можно назвать по-настоящему региональным парламентом. По интенсивности законотворческой деятельности, по качеству работы он без прикрас является лучшим парламентом в России. Целый ряд положений нашего законодательства, например, касающихся бюджета, лежат в основе федеральных законов. Лучшее — враг хорошего. Поэтому хотел бы пожелать одно — так держать! И нынешнему составу, и нашим последователям. Хорошо помню свое избрание, которое продолжалось трое суток с переменным успехом. Когда оно все же состоялось, нам сообща удалось сделать главное — наладить рабочую атмосферу.

Мы всегда говорим, что краевой парламент, с одной стороны, отличает многоголосие, с другой стороны, — единство принципиальных позиций. Поэтому, несмотря на наличие фракций, разных политических взглядов, такие острейшие вещи, как краевой бюджет, мы принимаем практически единогласно. Именно эта самостоятельность и многообразие определяет вес краевого парламента. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что Законодательное Собрание никогда не было юридическим департаментом исполнительной власти, а наличие здоровой конкуренции, противовеса, самостоятельного взгляда на окружающий мир предопределило особое назначение Законодательного Собрания. С ним считаются, его уважают, а это значит, что уважают выбор самих красноярцев".

В президиум вошли первые лица края. Среди них спикеры краевого парламента нынешнего и первого созыва Александр Усс и Станислав Ермаченко, главный федеральный инспектор по Красноярскому краю Николай Холодов, первый заместитель Губернатора — руководитель администрации края Сергей Пономаренко, первый заместитель губернатора — председатель правительства Виктор Томенко, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Валерий Семенов.

В приветственном слове Александр Усс поблагодарил всех депутатов, которые собрались отметить это знаковое событие. Затем спикер выступил с докладом, посвященным 20-летней истории краевого парламента: "Краевой парламент играл, играет и, я надеюсь, будет играть важнейшую роль в жизни нашего огромного региона. И эта юбилейная дата — двадцать лет со дня его образования — хороший повод для того, чтобы оценить пройденный нами путь, извлечь из него свои уроки и наметить новые ориентиры на будущее. Два десятилетия, прошедшие со времени образования Законодательного Собрания, вместили целую эпоху, множество ярких, по-настоящему значимых, исторических для края событий. И в большинстве из них участвовал наш парламент: наполнял их позитивным содержанием, нарабатывал свой авторитет как на краевом, так и на общенациональном уровне. Что является главными чертами красноярского Законодательного Собрания, определяющими его эффективность, его созидательный потенциал? На мой взгляд, к числу таких черт относится прежде всего преемственность — опора на лучшие краевые традиции и на людей, являющихся их носителями. Как известно, новый представительный орган Красноярского края рождался в непростой политической ситуации.

Острое противостояние на федеральном уровне завершилось роспуском Съезда народных депутатов, Верховного Совета и впоследствии — принятием новой Конституции. Председатель Красноярского краевого совета Вячеслав Александрович Новиков, депутаты Всеволод Николаевич Севастьянов, Анатолий Алексеевич Ромашов и многие другие при всех различиях их политических взглядов сумели сохранить управляемость краем. И 4 ноября 1993 года было принято решение о реформировании представительных органов края и образовании Законодательного Собрания. А 27 марта 1994 года прошли первые выборы в региональный парламент. Таким образом, именно краевой совет стал той площадкой, где были определены контуры будущего законодательного органа и выработаны базовые принципы его формирования и деятельности.

Поэтому нынешний облик краевого парламента во многом определяется исторической памятью этого института. Многие из депутатов прежнего краевого Совета составили костяк Законодательного Собрания. Не претерпел революционных изменений и аппарат. Его наиболее опытные сотрудники, такие как Алла Степановна Болелая, Людмила Емельяновна Крюкова, Юрий Васильевич Васильев, Валентина Филипповна Гершман и многие другие еще долгие годы работали (а часть работает до сих пор) на благо края, являя собой пример высокого профессионализма и государственного подхода к делу.

Тогда, в середине 90-х, под председательством Станислава Васильевича Ермаченко наше Собрание выдержало настоящий тест на прочность. Приватизация целых отраслей, передел собственности, невиданная инфляция, изнуряющие задержки зарплаты — пройдя через все это, первый депутатский состав не только выстоял, но и заложил основу правовой системы края, создав серьезный задел для его развития.

Объективный взгляд в наше недавнее прошлое дает основания считать, что политический ландшафт Красноярского края отличает разумный баланс двух ветвей власти.

Законодательное Собрание никогда не было придатком, еще одним юридическим департаментом власти исполнительной, но и никогда не стремилось к самостийности, не пыталось из политических или иных соображений искусственно создавать водоразделы, а тем более разжигать конфликты.

К сожалению, периоды жесткого и в то же время оправданного противостояния в нашей биографии есть. Мы стремились сохранить влияние государства на экономические процессы, противились циничному уводу краевой собственности за пределы региона, указывали на сомнительные управленческие решения. И позиция эта была продиктована не амбициями депутатов, а их глубинным настроем на защиту интересов края и его жителей. Именно тогда сложился этот баланс, который и сегодня позволяет продуктивно решать многие ключевые вопросы краевой жизни.

Законодательное Собрание второго созыва разработало и ввело в практику новые инструменты, обеспечивающие управленческое равновесие в ключевых точках, — согласование ряда должностных лиц правительства, руководителей краевых государственных предприятий и учреждений, региональной энергетической комиссии. Правовые институты такого рода на региональном уровне встречаются редко, но жизнь доказала, что они необходимы. И хотя отклонение предлагаемых кандидатур является сегодня скорее исключением, чем правилом, наличие такой перспективы служит важным стабилизирующим средством.

Сбалансированная система государственного управления — наше важнейшее приобретение. Она требует постоянного внимания, известного такта и политической культуры. Надеюсь, что и нынешнему, и будущим депутатским составам этот тонкий инструмент удастся сберечь и использовать его только во благо.

Следующей характерной чертой Красноярского краевого парламента является высокая законотворческая активность и хорошее ее качество. За двадцать прошедших лет мы приняли свыше трех тысяч законов.

При этом в нашей практике были периоды, требовавшие еженедельного созыва сессий и работы в режиме аврала. Так в декабре 2008 года, в условиях начавшегося кризиса нам пришлось радикально пересматривать законодательство, касающееся бюджетных расходов. И в один день, 18 декабря, было принято рекордное количество краевых законов — 51! И подобные примеры не единичны.

В то же время должен подчеркнуть — высокая интенсивность законотворческой деятельности не сказывается отрицательно на ее качестве. Число отклоненных, отозванных и отмененных законов невелико. Красноярский опыт постоянно используют другие российские регионы. А некоторые положения краевого законодательства, в частности о бюджете, легли в основу федеральных правовых актов.

Поначалу — и довольно долго — работа над законами велась в отсутствие федерального регулирования. В 1996 году был разработан первый Устав (наша краевая Конституция), а в 2008-м — новый Устав уже объединенного края. Серьезная научная основа и новаторские подходы, использованные при подготовке этих базовых документов, заслужили высокую оценку в федеральных органах власти и предопределили их использование в качестве модельных.

Добротность нормативной системы Красноярского края обеспечивается привлечением к этой работе компетентных специалистов. Усилиями Любови Елизарьевой, Светланы Мигаль, Ольги Пешковой создана одна из самых эффективных региональных правовых служб в стране. Мы всегда прислушиваемся к авторитетному мнению Счетной палаты, прокуратуры края, органов юстиции, юридической общественности.

В Законодательном Собрании создан общественный экспертный Совет, в состав которого входят депутаты прошлых созывов и известные специалисты разного профиля. Экспертные советы работают и при комитетах краевого парламента.

Традиционно инициатором законопроектов выступает прежде всего исполнительная власть. У нас в крае это не столь очевидно. Высокую законотворческую активность проявляет сам депутатский корпус.

Именно депутаты были авторами всех законов, направленных на обеспечение непосредственного народовластия, — о выборах, референдумах, краевой народной инициативе, социальных грантах, молодежной политике и многом другом.

Акценты в законотворческой деятельности сегодня начинают меняться. В первое десятилетие было необходимо засевать правовое поле, что называется, сплошным методом — разрабатывать и принимать базовые нормативные акты практически по всем отраслям правового регулирования. Теперь, когда в крае сформирована полноценная нормативная система, законотворческая деятельность становится все более детализирующей и поправочной. А это значит, что у нас появляется больше возможностей для того, чтобы сосредоточиться на выполнении другой важной функции — контрольной. И не случайно на нашей трибуне все чаще появляются ответственные должностные лица исполнительной власти — губернатор, председатель правительства, министры, руководители предприятий с государственным участием.

Убежден, что это идет на пользу нашему общему делу. При этом качество выполнения контрольных функций необходимо совершенствовать. Это значит не только чаще и жестче спрашивать, а прежде всего вычленять главное, ставить конкретные задачи, выполнения которых настойчиво и последовательно добиваться. Назрела необходимость проведения очередного мониторинга краевого законодательства, который способен выявить реальную картину его эффективности.

Если проанализировать структуру депутатских инициатив, в их числе отчетливо выделяются решения социальной направленности. Оно и понятно. Депутат избирается народом. А потому и выступает в роли его защитника, своего рода социального адвоката населения.

Одними из первых в России мы приняли решение об учреждении должностей Уполномоченных по правам ребенка и по правам коренных малочисленных народов. Сегодня вместе с Уполномоченным по правам человека они ставят диагноз социального самочувствия в крае, вскрывают проблемы, которые надо незамедлительно решать.

Уже в первые годы работы краевого парламента начало формироваться законодательство в социальной сфере. К концу теперь уже прошлого века были утверждены десятки краевых социальных программ, направленных на развитие здравоохранения и спорта, образования и науки, культуры и социальной защиты малообеспеченных жителей края.

Принят обширный блок законов о льготах для ветеранов, о защите прав ребенка и поддержке семей, имеющих детей, о социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг. Над ними много работала профильная постоянная комиссия, возглавляемая Светланой Михайловной Андроновой, наши опытнейшие депутаты — Валерий Николаевич Щербо, Юрий Константинович Абакумов и многие другие. И сегодня социальная поддержка жителей края измеряется миллиардами рублей, хотя в условиях напряженного бюджета сохранять ее в прежнем виде становится все труднее.

Отдавая предпочтение законопроектам социальной направленности, депутаты всех созывов, естественно, не ограничивались ими. Они не раз демонстрировали ответственность и компетентность в ситуациях, требовавших пусть и болезненных, непопулярных, но необходимых решений в целях стабилизации социально-экономического положения в крае.

Наработав с годами авторитет, Собрание стало не только законодательным органом, но и главной публичной площадкой края.

Нам удалось воспитать культуру дискуссий в сочетании с нацеленностью на результат. При всех различиях своих взглядов депутаты никогда не скатывались в митинговщину, не закупоривались в партийных ячейках. Краевой парламент неизменно является объединяющим началом, выразителем мнения жителей края, защитником интересов общества. У нас есть фракции, но партия по большому счету одна — партия красноярцев. Вновь употреблю это точное определение, испытанное временем.

Консолидирующую роль нашего парламента ярко высветил процесс объединения Красноярья. Законодательная его поддержка и личное участие в этом процессе депутатов (особенно представлявших округа) стали одной из главных наших задач на несколько лет вперед. Воссоединение трех субъектов Федерации, которое стартовало в 2005 году (вчера как раз исполнилось 9 лет со дня референдума), было оформлено в 2007-м и затем подкреплено сотнями нормативных актов.

Стремление обсуждать проблемы всем миром, сообща находить необходимые решения проявилось в такой форме нашей работы, как публичные слушания. Здесь уместно напомнить о принципиальной позиции депутатов по вопросу предполагаемого строительства Эвенкийской ГЭС. Краевой парламент стал инициатором широкого обсуждения этих рискованных, не очень продуманных планов с привлечением научного и экспертного сообщества. Были приведены убедительные доказательства пагубного влияния этого масштабного проекта на окружающую среду и традиционный уклад жизни коренного населения. В итоге он был исключен из числа перспективных проектов федерального уровня.

Опору в своей деятельности мы всегда искали и находили на муниципальном уровне. Поэтому как весьма успешную можно оценить практику проведения краевых съездов депутатов. Мы собираемся вместе, откровенно говорим о задачах, стоящих перед краем. Общий сбор в Красноярске помогает разным уровням власти лучше понять друг друга, а содержательные резолюции определяют магистральные пути развития нашего региона на несколько лет вперед.

Говорят, что каждый исторический период по-своему сложен. Но, судя по всему, ближайшие годы потребуют от нас большего напряжения и особой ответственности. Действующий депутатский состав подошел к середине отмеренного для него пути. Так будем же достойны своих предшественников и вызовов, которые сделает нам жизнь«.

С праздником коллег поздравили первый председатель краевого парламента Станислав Ермаченко, Николай Холодов и Сергей Пономаренко, которые передал поздравления губернатора края. От себя лично Сергей Пономаренко сказал, что Законодательное Собрание — это кузница кадров, которые становятся востребованными на федеральном уровне. «Площадка краевого парламента позволяет оценить результаты собственного труда, — заметил он. — Чем требовательнее депутаты, тем качественнее решения, принимаемые исполнительной властью».

Валерий Семенов в своем поздравлении напомнил, что благодаря жесткой позиции депутатского корпуса удавалось решать наиболее актуальные проблемы и зачитал поздравительную телеграмму председателя верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко: «Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, перед которыми стояла сложная задача сформировать современную законодательную базу развития региона, достойно справились с ее решением, продемонстрировав высокий профессионализм и ответственное отношение к делу. В настоящее время Законодательное Собрание Красноярского края совместно с исполнительными органами государственной власти вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие региона, улучшение качества жизни граждан. Стратегическим направлением его деятельности является законодательное обеспечение промышленной политики, в основе которого поддержка высокотехнологичных производств, внедрение инноваций, повышение эффективности использования природных ресурсов».

Также Семенов передал поздравления от председателя правительства России Дмитрия Медведева, который назвал инициативы, принимаемые Законодательным Собранием, «залогом поступательного развития страны».

После этого выступил депутат Государственной Думы от Красноярского края Виктор Зубарев. Он огласил поздравительную телеграмму, которую направил спикер нижней палаты федерального парламента Сергей Нарышкин: «За эти годы краевой парламент прошёл непростой путь и внес определяющий вклад в формирование современной демократической нормативно-правовой базы. Сегодня создан прочный законодательный фундамент, позволяющий системно и эффективно решать перспективные задачи социально-экономического развития региона. Уверен, что накопленный вами опыт, профессионализм и ответственный подход к делу послужат дальнейшему совершенствованию законодательства в интересах всех жителей Красноярского края».

Следующим на трибуну взошел глава Красноярска Эдхам Акбулатов. Он назвал Законодательное Собрание образцовым. «Я помню требовательный и содержательный подход депутатов, принципиальный и жесткий, но ориентированный на достижение результатов», — сказал он.

Мэр Красноярска рассказал о периодах, когда исполнительной и законодательной власти удавалось оперативно принимать решения в сложнейших социально-экономических условиях. И всякий раз Законодательное Собрание являло собой центросилу, способную преодолевать любые проблемы.

«Уверен, что работа Законодательного Собрания будет продолжаться и обеспечит то качество жизни, которое заслуживают жители края», — заключил Акбулатов.

Затем выступил депутат пяти созывов, вице-спикер краевого парламента Всеволод Севастьянов. По его словам, за прошедшие 20 лет жизнь в регионе складывалась по-разному, но во всех случаях Законодательное Собрание выступало гарантом стабильности как для власти, так и для простых граждан. «Были случаи, когда мы обращались к мнению населения, прежде чем голосовать по некоторым вопросам, — напомнил Севастьянов. — Так было по монетизации льгот, которую провели на федеральном уровне, но от которой отказался наш край».

После этого слово было предоставлено члену Экспертного общественного совета при Законодательном Собрании, депутату нескольких созывов Юрию Абакумову. Он поблагодарил парламентариев, аппарат, администрацию края, СМИ за совместную работу. Слова благодарности он высказал также в отношении избирателей и жителей края. «Огромная роль Законодательного Собрания заключалась в том, что мы к работе подходили творчески, — сказал Юрий Абакумов. — Мы постепенно шли от противостояния с исполнительной властью к созиданию».

Затем с поздравлениями выступил заместитель председателя Законодательного Собрания прошлых созывов, а ныне председатель Экспертного общественного совета при краевом парламенте Анатолий Ромашов. Он сказал, что депутатам удавалось договариваться как с исполнительной властью, так и между собой.

«Мы всегда находили общий язык, потому что ответственность краевого парламента была колоссальной, — заверил Ромашов. — У нас были моменты, когда голосование по кандидатуре председателя парламента продолжалось три дня. Но в итоге компромисс был найден. Так родилась замечательная традиция — сначала договариваться, потом голосовать. И сегодня законопроекты, прежде чем попасть на сессию, проходят через горнило комитетов».

Далее выступил депутат Государственной Думы Валерий Зубов. Он сказал, что оценка того, что произошло за 20 лет, занижена. На самом деле многие законы, принятые краевыми парламентариями, значительно улучшили жизнь простых граждан. Валерий Михайлович обратил внимание на преображение Красноярска, на то, как изменился быт людей. «Главный результат нашей совместной работы — он в городе, на улице, — сказал экс-губернатор края. — Фактически мы сегодня живем в другом крае». В качестве напутствия Зубов пожелал депутатам не сбавлять темпов законотворческой деятельности и задавать тон позитивного развития.

Затем с поздравлениями к народным избранникам обратился председатель городского Совета депутатов Красноярска Валерий Ревкуц. Он отметил символичность того, что 20-летие краевого парламента празднуется в канун Дня местного самоуправления. Валерий Александрович напомнил об исторических событиях, которые произошли в период работы Законодательного Собрания, назвал его эффективным органом государственной власти. По окончании своего выступления Валерий Ревкуц вручил спикеру краевого парламента Александру Уссу герб города Красноярска.

По окончании торжественного собрания в зале заседаний краевого парламента состоялась церемония награждения депутатов и ветеранов аппарата юбилейным знаком «20 лет Законодательному Собранию Красноярского края».

Пресс-служба Законодательного собрания Красноярского края

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье