Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

8 сентября в Законодательном Собрании Красноярского края прошли публичные слушания по вопросу об исполнении регионом «майских указов» президента 2012 года.

Социальный блок

Майские указы главы государства касаются долгосрочной экономической политики, здравоохранения, образования, жилищного обеспечения и в большей степени затрагивают вопросы социальной поддержки населения, такие как повышение зарплаты бюджетников, обеспечение малышей местами в детсадах. Что удалось сделать за три с лишним года в Красноярском крае с момента публикации указов — об этом и идет речь на публичных слушаниях.

Традиционно в мероприятии принимают участие депутаты всех уровней власти, члены регионального правительства, главы территорий, представители профсоюзных организаций и общественности. С докладами выступают министры правительства края, руководители органов местного самоуправления. О парламентском контроле за ходом исполнения указов в социальном блоке отраслей расскажут руководители профильных комитетов Законодательного Собрания.

Сроки уже на горизонте

Спикер краевого парламента Александр Усс на брифинге рассказал журналистам о предстоящем событии:

— Законодательное Собрание начинает свой завершающий в рамках этих полномочий сезон масштабным мероприятием — публичными слушаниями по выполнению майских указов президента. Как известно, эти указы явились важнейшим элементом предвыборной программы Владимира Владимировича Путина и во многом определили перспективы социального развития всей нашей страны, включая и территорию Красноярского края.

Сегодня мы сосредоточим свое внимание только на трех основных моментах. Речь идет о повышении заработной платы, о ликвидации очередности в детских дошкольных учреждениях и о работе в области здравоохранения.

Подчеркну — за эти три года в крае проделана действительно очень большая и серьезная работа. В качестве примера достаточно сказать о том, что на повышение заработной платы и приведение ее в соответствие с указами президента до уровня средней по краю использовано порядка 20 миллиардов рублей. Причем для Красноярского края решить эту задачу было особенно сложно: средний уровень заработной платы у нас существенно выше, чем в других сибирских регионах, поскольку здесь находятся крупнейшие в нашей стране и в мире предприятия цветной металлургии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Применительно к проблеме детских садов: введено в действие порядка 30 тысяч мест для дошкольников, только в этом году завершается строительство 29 детских садов. При этом надо сказать, что позитивная динамика в области демографии — сама по себе очень позитивная вещь, осложняла выполнение этой задачи.

Как в любом крупном и сложном деле, возникли организационные сложности: страна в целом и край в частности столкнулись с существенными финансовыми ограничениями. Именно поэтому перед принятием бюджета, а он поступит к нам в октябре, мы решили, что необходимо проанализировать все, что сделано, и все, что предстоит сделать, для того чтобы создать необходимые финансовые предпосылки для успешного продвижения в этом направлении. Сроки исполнения майских указов президента, что называется, уже на горизонте.

Надеюсь, что сегодня пройдет взыскательный разговор, где будут даны реалистичные оценки результатов и наших перспектив в этом направлении работы.

Стимулы для эффективной работы

Основным докладчиком публичных слушаний стала заместитель председателя Правительства края по социальной сфере Галина Пашинова.

Она рассказала о том, что было сделано в плане повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. Так, в указе говорилось, что размер реальной заработной платы к 2018 году должен быть увеличен в 1,4–1,5 раза, а по отдельным категориям бюджетников доведен до средней по региону уже в 2012 году. Непросто было справиться с этой задачей, поскольку это заставило принять краевой бюджет с большим дефицитом. Но уже с 1 октября 2012 года было произведено повышение фондов оплаты труда учителей на 20%, а иных педагогических работников общеобразовательных учреждений — на 30%.

Сегодня можно констатировать, что уровень зарплаты доведен до индикативных значений средней по краю в отношении таких категорий работников, как преподаватели школ, начального и среднего профессионального образования, врачи и средний медицинский персонал. Небольшое отставание (до 5%) по уровню зарплаты есть по младшему медперсоналу, работникам учреждений культуры, социальным работникам и педагогам, оказывающим услуги детям-сиротам. Но к концу 2015 года ожидается, что этот недочет удастся ликвидировать. В целом же заработок увеличился у 127 тысяч работников бюджетной сферы. На это было дополнительно направлено около 20 миллиардов рублей.

Причем, как заверила Галина Егоровна, первостепенная задача — повысить привлекательность, производительность и эффективность работы в образовательных, медицинских и культурных учреждениях, которых, к слову, в нашем крае насчитывается более 4 тысяч (800 краевых и 3,5 тысячи муниципальных). Уже сегодня изменен механизм оплаты труда, позволяющий заинтересовывать людей в результатах своей деятельности. Введены специальные стимулирующие надбавки и так называемые эффективные контракты.

Вместе с тем сейчас на федеральном уровне проводится корректировка подходов по реализации указов, поэтому окончательные итоги можно будет подводить только в 2016 году.

В заключение Галина Пашинова поблагодарила депутатов Законодательного Собрания и представителей общественности за активное участие в дискуссии по реализации майских указов, что помогало принимать исполнительной власти выверенные решения.

Полярность зарплаты

Затем слово было предоставлено представителям федерации профсоюзов Красноярского края.

О том, как реально повысилась зарплата в сфере культуры, рассказала председатель региональной организации Российского профсоюза работников культуры Оксана Гаговская. Она отметила, что переход на новые условия оплаты труда в учреждениях культуры завершился, но продолжает совершенствоваться. В 2013 году по отношению к 2012-му зарплата повысилась на 50,6%, в 2014-м по отношению к 2013-му — на 15%. При этом среди субъектов Сибирского федерального округа по размеру оплаты труда в сфере культуры край пока занимает лишь пятое место.

Оксана Гаговская также обратила внимание на дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала, на то, что на федеральном уровне до сих пор не приняты профессиональные стандарты в сфере культуры (кроме музейного дела), и на то, что в крае отсутствует порядок проведения аттестации работников. Другой проблемой является формальный характер критериев по назначению стимулирующих выплат. В завершение Оксана Алексеевна выразила надежду на то, что указы президента будут реализованы в срок и в полном объеме.

Следующей на трибуну поднялась Людмила Косарынцева, председатель краевой организации общероссийского профсоюза образования. Людмила Васильевна заявила, что наш регион, исходя из статистических данных, выглядит достаточно благополучно в плане выполнения майских указов. Но, несмотря на номинальный рост, реальная зарплата людей снизилась на 7%. Удорожание потребительской корзины не позволяет говорить о том, что улучшилось качество жизни граждан. В этой связи остро встает вопрос о необходимости индексации зарплаты. Кроме того, профсоюзный лидер сообщила, что существует проблема непрозрачности начисления стимулирующих выплат. Преподаватели школ пишут в своих обращениях, что им непонятны критерии, по которым производятся надбавки. Людмила Васильевна считает, что здесь необходимо системное решение вопроса.

Председатель краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ Елена Чугуева, которая выступила очередным докладчиком, сообщила, что существует также проблема полярности зарплаты. У врачей она варьируется от 26 до 154 тысяч рублей, у среднего медицинского персонала — от 17 до 94 тысяч рублей, у младшего медперсонала — от 9 до 71 тысячи рублей. «Это способствует миграции, — констатировала Елена Власовна. —Каждый стремится уйти туда, где выше заработная плата».

Другой момент, по словам Елены Чугуевой, заключается в том, что если медицинское учреждение хорошо укомплектовано кадрами, то и зарплата там ниже, поскольку люди не могут брать больше одной ставки. Были подняты и многие другие вопросы, важные для нормального функционирования системы здравоохранения края.

Почему больные не лечатся

После этого перед участниками публичных слушаний выступил министр здравоохранения края Вадим Янин.

Вадим Николаевич напомнил, что за последние годы в регионе была проведена масштабная модернизация системы здравоохранения. Все это сказалось на снижении показателей смертности и увеличении продолжительности жизни. Смертность от болезней системы кровообращения за 2014 год составила 546 случаев на 100 тысяч населения (в 2013-м — 610). Меньше людей умерли от различных новообразований, от туберкулеза. Младенческая смертность снизилась и составила 6,4 случая на одну тысячу родившихся живыми. Что касается смертности от ДТП, то в прошлом году она сократилась почти на 14 процентов. Так, по заверению министра, ни один из пострадавших, которые были госпитализированы после резонансных ДТП в Козульском и Балахтинском районах, не погиб благодаря своевременной и качественно оказанной медицинской помощи.

Большой объем работ проведен по направлению кадровой политики в сфере здравоохранения. Край предоставляет единовременные компенсационные выплаты врачам, прибывшим на село (250 человек с 2012 по 2014 годы), ведется целевая подготовка медиков, осуществляется переподготовка кадров по программам повышения квалификации, произошел переход на эффективные трудовые договоры. Вместе с тем министр признался, что еще есть множество проблем, которые предстоит решить, и призвал к конструктивному диалогу.

Затем взял слово заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Алексей Протопопов — руководитель регионального сосудистого центра краевой клинической больницы. Он заявил, что по состоянию на начало 2015 года смертность в нашем крае повысилась на 3%. Прирост произошел в таких категориях, как заболевания органов дыхания, пищеварения, кровообращения, из-за новообразований, а также по внешним причинам. При этом доктор медицинских наук признал, что учреждения здравоохранения работали, как и прежде, массового высвобождения кадров не произошло, оборудование функционировало в полной мере. Так что же случилось? Как оказалось, рост смертности в начале года наблюдался среди больных, страдающих хроническими заболеваниями.

«Такое понятие, как приверженность пациента к принятию таблеток, которые предписываются после посещения врачей общей практики, было потеряно», — заявил Алексей Владимирович и пояснил, что людям стало попросту не по карману покупать дорогостоящие лекарства.

Это, по словам депутата, ставит новые задачи перед властью. Необходимо не допускать кредиторскую задолженность в сфере здравоохранения, четко следовать порядкам и маршрутизации, принятым региональным минздравом.

«Если мы пойдем по такому же пути, что в прошлом году, то итоги будут неутешительными, — предрек Алексей Протопопов. — Нельзя допускать сокращения объемов финансирования медицины».

Затем выступила первый заместитель министра образования и науки Наталья Анохина. Она сообщила, что для достижения цели по сокращению очередности в детские сады не только строились новые дошкольные учреждения, но и расширялись имеющиеся площади, а по некоторым помещениям велась работа по возвращению их в муниципальную собственность. Если на 1 января 2012 очередь детей составляла более 26 тысяч человек, то по состоянию на 1 августа этого года — чуть более 12 тысяч. С 2012 по 2014 год было построено 30 дошкольных учреждений, введено около 23 тысяч мест. К концу года планируется полностью решить эту проблему. Достаточно сказать, что в этом году в крае ведется строительство 29 детсадов.

Кто не ходит в детсады

После этого слово взяли представители местных органов власти.

Первым таким докладчиком стала главный врач Тасеевской районной больницы, кандидат медицинских наук Юлия Белоусова. Она рассказала о достижении плановых показателей в части повышения зарплаты работников здравоохранения, о том, как исполняется программа по привлечению врачей в глубинку, о профессиональном взаимодействии с соседним Дзержинским районом, а также об общем состоянии и модернизации объектов здравоохранения. В заключение Юлия Борисовна представила проект передвижного ФАПа, оснащенного специализированным оборудованием, и предложила поддержать его реализацию.

Заместитель главы города Красноярска Ольга Карлова рассказала участникам публичных слушаний о том, как решается проблема очередности в детские сады в краевом центре. На сегодняшний день количество мест в дошкольных учреждениях города составляет 42,5 тысячи мест. По словам чиновницы, к концу года вводится 6800 новых мест, в том числе за счет строительства, реконструкции, переоборудования и других мероприятий. В Красноярске ведется активное взаимодействие с частным бизнесом, поскольку есть четкое понимание, что муниципальными возможностями проблему не решить. Из проблем, которые требуют внимания, Ольга Карлова назвала то, что многие детские садики не посещаются ребятишками. В итоге фактическая наполняемость дошкольных учреждений меньше, чем должна была бы быть. Причем причины, по которым родители не водят детей в детсады, не всегда кроются в том, что малыши болеют. Другой важной темой чиновница назвала то, что уже сегодня важно предусмотреть дополнительные мощности школьных учреждений.

Глава города Назарово Юлия Стрельникова рассказала о том, как обстоят дела в ее муниципальном образовании в части исполнения указов президента, затронула тему лицензирования частных детских садов, социальной поддержки воспитателей, работающих в них, и необходимости предоставления жилья для работников сферы здравоохранения.

Глава администрации Минусинска Владимир Заблоцкий сообщил о том, как реализовывались положения указов в этом городе. В ответ на вопрос, поднятый Ольгой Карловой по поводу непосещения детских садов, он заявил, что в Минусинске было принято решение о наполняемости дошкольных учреждений, исходя из фактического пребывания ребятишек, но с учетом санитарных норм.

Заместитель главы администрации Ачинска Елена Стрельцова рассказала, что проблема с детскими садиками в городе долгое время оставалась одной из самых напряженных, поскольку 17 объектов ушли из основных фондов. Была проведена инвентаризация, после которой было принято решение о более рациональном использовании мест в дошкольных учреждениях. Город разработал ряд программ по реконструкции, капитальному ремонту, привлекалось к решению проблем и градообразующее предприятие. В итоге этой большой и планомерной работы очередь сократилась.

Также перед участниками слушаний выступила руководитель направления «Образование и культура как основа национальной идентичности» Красноярского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Галина Вычужанина. Она отметила, что майские указы были продиктованы волей народа, поскольку в них затрагивались наиболее острые проблемы российского общества. Также Галина Александровна озаботилась доступностью дошкольного образования и отметила позитивную динамику в части решения вопроса с детскими садами. Правда, по словам Вычужаниной, механизм электронной очереди по детсадам не такой прозрачный, как этого хотелось бы, и над ним еще стоит поработать.

Не ждать у моря погоды

В завершение слово взял вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко, возглавлявший работу по организации публичных слушаний.

Он поблагодарил всех выступавших и заметил, что обмен мнениями прошел без победных рапортов, конструктивно и продуктивно. Алексей Михайлович также отметил работу по достижению заявленных целей в майских указах президента. «Если проблемы не замалчиваются, а постепенно решаются, то там мы видим результат, — сказал депутат. — Если же ждать у моря погоды, то достичь цели не удастся». Помимо прочего вице-спикер обозначил тему социального развития городов, указав на то, что уже сегодня некоторые муниципалитеты сталкиваются с проблемой незакрепленности земель для решения инфраструктурных задач.

Также несколько итоговых слов сказал первый заместитель Губернатора — председатель Правительства края Виктор Томенко, который заявил, что, не отказываясь от комплексного развития, краю удалось в полной мере заняться реализацией майских указов президента.

Под занавес мероприятия спикер краевого парламента Александр Усс заявил, что тон дискуссии на публичных слушаниях был конструктивным и заинтересованным. «Уверен, что по результатам сегодняшнего разговора мы сможем сформировать набор инструментов, который поможет нам идти к намеченным целям», — подытожил Александр Викторович.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье