Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

«Ёлка желаний»


Видео

5 декабря состоялось совместное заседание комитета Законодательного Собрания края по природным ресурсам и экологии, комитета по бюджету и экономической политике и комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения. Депутаты заслушали информацию правительства края о комплексном инвестиционном проекте «Ангаро-Енисейский кластер».

Представительную рабочую встречу, в которой также приняли участие руководители экспертно-правового управления Заксобрания и Счетной палаты, провел вице-спикер краевого парламента Всеволод Севастьянов. Он сразу обратил внимание коллег на то, что им представлен «наиболее проработанный документ как с точки зрения постановки задач, так и с точки зрения графика сдачи объектов и ожидаемых результатов», который нашел отражение в проекте стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года.

Докладчиком выступила замминистра инвестиций и инноваций края Ольга Рухуллаева. По ее словам, общая стоимость комплексного инвестиционного проекта, рассчитанного на 2012–2021 годы и реализуемого на принципах государственно-частного партнерства, достигает 272,1 млрд рублей. Из них 216,4 млрд составят собственные и заемные средства частных инвесторов, 45,7 млрд — средства инвестиционного фонда РФ, 10 млрд — средства краевого бюджета (из них 7 млрд пойдет на строительство и реконструкцию автодорог и мостовых переходов). Участниками масштабного проекта, который планируется реализовать на территории Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Саянского районов, заявлены министерство регионального развития РФ, правительство Красноярского края, ОАО «Корпорация развития Красноярского края», ЗАО ЗДК «Полюс», ООО «Сиблес Проект», ООО «Группа «Магнезит», ООО ГРК «Амикан», ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», ООО «Соврудник», ОАО «ЕвроСибЭнерго», ООО «Кингашская ГРК» и ООО «КраМЗ».

Проект предполагает создание на территории края ряда крупных промышленных объектов. В их числе:

  • горнодобывающее и перерабатывающее предприятие на базе месторождения «Благодатное»;
  • производственный комплекс в поселке Верхнепашино Енисейского района;
  • карьер на базе Тальского месторождения магнезита;
  • горнодобывающее и перерабатывающее предприятие на базе Ведугинского месторождения рудного золота;
  • горнодобывающее и перерабатывающее предприятие на базе запасов Удерейского месторождения;
  • карьеры и дробильно-сортировочный комплекс на базе месторождений Нойбинской золоторудной площади;
  • Нижнеангарская ГЭС на реке Ангаре (ранее известная как Мотыгинская);
  • листопрокатный комплекс;
  • новый горно-обогатительный комбинат в Саянском районе.

Основные инфраструктурные объекты проекта:

  • автодорожный мост через реку Енисей в районе поселка Высокогорского в Енисейском районе общей протяженностью2 км;
  • автомобильная дорога Епишино — Высокогорский — створ мостового перехода через Енисей общей протяженностью57 км;
  • автомобильная дорога Высокогорский — Партизанск — Раздолинск общей протяженностью194 км;
  • автомобильная дорога Епишино — Северо-Енисейский общей протяженностью293 км;
  • автомобильная дорога Саянская — Агинское — Орье — Кингаш общей протяженностью98,1 км;
  • схема присоединения Нижнеангарской ГЭС;
  • высоковольтные линии электропередачи.

Как пояснила Ольга Рухуллаева, строительство объектов автотранспортной инфраструктуры запланировано в несколько этапов. Так, с 2013 года предусматривается строительство моста через Енисей, с 2014-го — строительство и реконструкция автодорог. Разработчики проекта отмечают, что строительство автомобильных дорог, повышая инвестиционный потенциал территорий Нижнего Приангарья, благоприятно скажется на развитии промышленности. Кроме того, это позволит обеспечить сообщение населенных пунктов правобережья Енисейского района с паромными переправами, расположенными в районе поселка Епишино; населенных пунктов Мотыгинского района с Высокогорским мостом; жителей Саянского района с сетью автодорог общего пользования.

Правительство края уже разработало концепцию, бизнес-план, финансовую модель, предпроектную и проектную документацию на объекты транспортной и энергетической инфраструктуры. Заключены договоры с некоторыми частными инвесторами. Также сформирована заявка на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Подача заявки запланирована на декабрь этого года. Для того чтобы она была одобрена, в бюджете Красноярского края необходимо предусмотреть средства на разработку проектной документации и разрешительных документов по объектам инфраструктуры в размере 473,2 млн рублей в 2013 году. Разработка ПСД уже с 2014 года позволит привлечь федеральное финансирование на строительство и реконструкцию объектов автодорожной инфраструктуры на территории Нижнего Приангарья.

По расчетам правительства края, общий объем софинансирования из средств федерального бюджета с 2014 по 2021 год составит 15 млрд 122,5 млн рублей, а объем краевого софинансирования строительства объектов составит 3 млрд 304,5 млн рублей. Таким образом, на один рубль бюджетных инвестиций края будет привлечено 4,6 рубля федеральных ассигнований. Срок окупаемости бюджетных инвестиций за счет налоговых поступлений от реализации частных инвестиционных проектов в строительство автодороги Епишино — Высокогорский — створ мостового перехода через реку Енисей составит 9 лет, по объекту «Высокогорский — Партизанск — Раздолинск» — 10 лет, по объекту «Саянская — Орье — Кингаш» — 7 лет.

Предполагается, что к 2021 году реализация комплексного проекта позволит достичь следующих основных результатов:

  • ликвидировать дефицит электрической мощности путем строительства и ввода в эксплуатацию новой Нижнеангарской ГЭС мощностью 1082 МВт;
  • обеспечить транспортную доступность правобережья Ангары и Енисея, а также юга Саянского района путем строительства мостового перехода через Енисей, реконструкции и нового строительства642,1 км автомобильных дорог с твердым покрытием;
  • увеличить добычу золота на 14,1 тонн в год (на 34% по краю), никеля — на 45,1 тыс. тонн в год (на 36% по краю);
  • увеличить производство периклазовых порошков на 100 тыс. тонн в год (в 8 раз по краю), производство пиломатериалов — на 157 тыс. куб. м в год (на 8% по краю);
  • увеличить выработку электроэнергии на 7,3 млрд кВт*ч в год,
  • организовать и сохранить 6,5 тысячи новых постоянных рабочих мест;
  • увеличить суммарный объем налоговых отчислений в консолидированный бюджет Красноярского края на 12,6 млрд рублей ежегодно;
  • обеспечить до 80% прироста ВРП Красноярского края за 2012–2021 годы.

Рухуллаева отметила высокую эффективность представленного проекта. Его реализация должна принести в бюджеты всех уровней 130 млрд рублей (в том числе в краевой — 75 млрд) при том, что бюджетные затраты составят 55 млрд рублей.

Дискуссию, продлившуюся около двух часов, начал Владислав Зырянов. Он сравнил парламентариев с персонажами анекдота про гусара в клубе джентльменов, где все друг другу верят на слово. «Речь идет о наборе предоставленных документов, — уточнил депутат. — Принципиально важный вопрос рассматривается сразу тремя комитетами, а у нас в папках только справка на трех страницах и разрисованная карта. Почему здесь нет ни одного представителя частных инвесторов? Почему принципиальное решение вносится в краевой бюджет в рамках поправок ко второму чтению, почему эти затраты не учтены в теле бюджета? И где гарантии того, что частные инвесторы затем вложат в проект свои средства и край не потратит зря больше 400 миллионов рублей в условиях жесточайшего дефицита бюджета?»

«В крае есть определенный опыт реализации подобных проектов, — добавил Всеволод Севастьянов. — Давно принято постановление правительства Российской Федерации по развитию Нижнего Приангарья. Но мы знаем, как сдвигались сроки сдачи крупных объектов. И вот сейчас стоит новая подстанция „Ангара“, и край платит 60 миллионов рублей за то, что она не работает. Всё потому, что Богучанскую ГЭС запускают, а алюминиевого завода нет! Надо, чтобы с кластером такого не случилось».

Ольга Рухуллаева разъяснила, что, хотя разработка велась несколько месяцев, окончательные цифры расчетов появились совсем недавно, а правительство края только 4 декабря утвердило этот проект. С инвесторами будут заключены соглашения, и если они не выполнят своих обязательств, то возместят ущерб. К тому же до мая 2013 года краевые деньги тратиться не будут, поскольку до этого времени будет решаться, пройдет ли проект конкурс на получение федерального финансирования из инвестиционного фонда.

«Меня не впечатлил состав инвесторов этого проекта, — сказал Валерий Сергиенко. — Это должны были быть более авторитетные в крупном бизнесе компании. Что, к примеру, есть за душой у „ЕвроСибЭнерго“, которое намеревается построить новую ГЭС? Мы об этом ничего не знаем. И еще очень хотелось бы, чтобы Правительство края разрабатывало подобные проекты с организацией тысяч новых рабочих мест и на обжитой территории края. У нас есть безработный Минусинск, безработный Канск, а мы все строим жилье и детсады на севере»

«Почему в начале проекта не предусмотрено участие частного капитала? — спросил Владимир Бедарев. — Краевой бюджет обязывается сразу выделить деньги, а частные инвесторы не спешат вкладываться». «Потому что в такого рода проектах государство прежде всего вкладывает деньги в развитие инфраструктуры, — ответил коллеге Сергей Зяблов. — Другое дело, что вы не достанете ни одного инвестора, если он вам сорвет реализацию проекта. Яркий тому пример — строительство железной дороги Кызыл — Курагино. Там то один инвестор был, то другой, столько обещаний мы с вами людям давали, а в итоге проект оказался заморожен. И тут нам, думаю, не надо торопиться. Может, пока не закладывать в краевой бюджет все деньги, необходимые для проектирования моста и дорог?»

«Дело в том, что решение инвестиционной комиссии о выделении федерального финансирования на создание кластера базируется на включении в краевой бюджет необходимого количества средств, — заметил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский. — Этот проект родился не вчера, мы еще год назад о нем говорили, и большое спасибо правительству края за то, что оно основательно его проработало».

«Все мы заинтересованы в релизации инвестпроектов на территории края, — отметил Владимир Демидов. — Но такая презентация должна была пройти тогда, когда этот проект только начинали разрабатывать. А то мы вдруг в три дня должны принимать решение о выделении немалых средств из краевого бюджета. Вопросов на самом деле много. Например: есть ли возможность использования предприятиями кластера электроэнергии Богучанской ГЭС и нужно ли строить новую гидроэлектростанцию? Где будут жить 6,5 тысячи работников предприятий кластера? Надо с нуля строить рабочий поселок? Где и за чей счет предусмотрено создание социальной инфраструктуры?»

Выяснилось, что настолько глубоко проект еще не прорабатывался, но есть договоренность о том, что жилье будут строить частные инвесторы. Один из них намерен возвести общежитие почти на тысячу мест, а другой действительно собирается строить новый поселок.

Заместителя председателя комитета по бюджету и экономической политике Егора Васильева интересовало, просчитан ли мультипликативный эффект от создания кластера — как будут развиваться смежные отрасли, кто станет покупать производимую продукцию, в каком направлении пойдет сопутствующий малый и средний бизнес.

В ходе ответов на вопросы парламентариев выяснилось, что разработчиком проекта является Корпорация развития Красноярского края. Она же будет подавать заявку на выделение средств из Инвестфонда РФ. Некоторым это показалось странным. «Бурное обсуждение презентации выявило обиду многих депутатов: кроме двух коллег мало кто знал об этом проекте, — завявил заместитель председателя комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко. — Потому и возникли вопросы о доверии инвесторам, о развитии инфраструктуры и так далее. Безусловно, представленный проект требует глубокой доработки. Полагаю, в нашем совместном решении мы должны предложить правительству края подготовить постановление, в котором изложить пошаговый алгоритм действий со сроками пуска объектов и ответственными министерствами. И нужно бы создать совещательный орган, чтобы нам согласовывать общие действия».

«Сегодня мы обсуждаем непростой вопрос, и стартового флажка у нас в руках нет, — подвел итог полемики Всеволод Севастьянов. — Все возникшие вопросы должны стать предметом обсуждения в комитетах Законодательного Собрания края. При всех его недостатках это системный проект, а именно системного подхода краю недостает в последние годы. Думаю, в принципе мы должны поддержать этот проект и предложить правительству края направить в Законодательное Собрание информацию о частных инвесторах».

Такое решение и было принято членами трех парламентских комитетов. Как сообщил затем Андрей Самохин, поправка ко второму чтению краевого бюджета о выделении 473,2 млн рублей на разработку проектной документации и разрешительных документов будет рассмотрена на заседании головного комитета 7 декабря. При этом расходные обязательства края не будут увеличены. Парламентарии намерены предусмотреть выделение этих средств в рамках 2,7 млрд рублей, то есть той суммы, на которую по инициативе депутатов возросла расходная часть бюджета при его принятии в первом чтении.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье