Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

«Ёлка желаний»


Видео

В краевом парламенте прошли публичные слушания по вопросам долевого строительства
Фото: пресс-служба Законодательного Собрания/ А. Бурмистров

25 июля в Законодательном Собрании Красноярского края состоялись публичные слушания, на которых краевые депутаты и депутаты Госдумы, члены регионального правительства и надзорные органы обсудили ситуацию на рынке долевого строительства и проблемы обманутых дольщиков.

Данные проблемы характерны не только для Красноярского края — они обострились во всей России. 3 июля в Госдуме прошли парламентские слушания, в которых приняли участие жители более чем 20 регионов страны, пострадавшие от недобросовестных застройщиков, в том числе обманутые дольщики из Красноярского края. Актуальный вопрос обсуждался 17 июля на встрече председателя Законодательного Собрания края Александра Усса с полномочным представителем президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергеем Меняйло. 19 июля злободневная тема вновь рассматривалась на совещании по проблемам обманутых дольщиков, которое провел в Красноярске Сергей Меняйло.

21 июля Госдума приняла в третьем чтении проект федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ предусматривает создание компенсационного фонда дольщиков. Создается новая гарантийная система, призванная защитить участников долевого строительства от различных ситуаций, в которые они могут попасть в связи с банкротством застройщиков. Указанный фонд будет работать не как некоммерческая организация, а как публично-правовая компания. А значит, будет полностью обеспечена открытость процедур проведения торгов и принятия решений. Эта компания будет подконтрольна Счетной палате РФ.

О положении дел в Красноярском крае рассказал основной докладчик — заместитель председателя регионального правительства Юрий Лапшин. Характеризуя общую ситуацию со строительством жилых домов в крае, он отметил, что с 2012 года объем ввода жилья вырос и в 2016 году составил 1 млн 373,8 тыс кв. м. При этом 95 % жилья строится с привлечением средств граждан. Так, за первый квартал 2017 года, в крае действует более 27 тысяч договоров участия в долевом строительстве, из них 2,8 тыс заключено в этом году.

Наряду с добросовестными застройщиками есть и банкроты, не исполнившие свои обязательства перед жителями, внесшими средства на строительство домов. По данным мониторинга, объекты таких застройщиков составляют около 3 %, есть тенденция к росту. На начало 2017 года к проблемным домам было отнесено 8 объектов. За прошедшие полгода проблемы части из них были решены, но появились другие долгострои.

В связи с изменившейся методикой оценки с 1 июля этого года список пополнился четырьмя домами в Железногорске, Сосновоборске и Красноярске (по ул. Металлургов и в ЖК «Изумрудная долина»). Они были включены в реестр на основании вступившего в действие приказа Минстроя РФ.

Таким образом, ко второму полугодию строительная отрасль края пришла со следующим итогом в этой области: к проблемным относятся 12 многоквартирных домов, в которые инвестировали свои деньги более 1 300 дольщиков. Среди фирм, не выполняющих свои обязательства, — ЗАО «Сибстоун», ООО «СК», ООО ПО «СтройАрт», ООО «Сибстройинвест», ООО «Монтаж-Строй» и другие.

Есть еще 14 домов в так называемой «группе риска»: застройщики продолжают работы в Красноярске, Железногорске, Сосновоборске и Емельяновском районе, однако в отношении их введены процедуры наблюдения. По словам Юрия Лапшина, есть еще и третья группа. Это дома, которые исключены из перечня проблемных, так как там созданы жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), и работы по достройке домов ведутся уже их силами. В частности, пять таких домов уже введено в эксплуатацию.

Деятельность таких застройщиков постоянно проверяют. По результатам проверок возбуждено 5 уголовных дел в отношении руководителей ООО «ЗЛАТА», ООО «Сибстройинвест», ООО «Фирма «ФБК», ООО «Емельяновская слобода», группы компаний «Консоль». До конца этого года проверят еще трех застройщиков.

Также, по словам заместителя председателя краевого правительства Юрия Лапшина, создана трехуровневая система контроля. В нее входят рабочие группы в муниципалитетах, где есть проблемные дома. Росстройнадзор и министерство строительства и ЖКХ ведут постоянный мониторинг ситуации. Работает межведомственная комиссия и на краевом уровне. Таким способом был решен ряд вопросов по отдельным объектам — сняты проблемы с техническим присоединением домов, упрощены административные процедуры и так далее.

Однако точечными мерами проблему в целом не решить, отметил докладчик. Нужна поддержка на федеральном уровне. И она появилась. 21 июля Госдумой принят в третьем чтении проект федерального закона, который предусматривает создание компенсационного фонда дольщиков. Вводится и банковский контроль. С 1 июля вступили в силу изменения в федеральный закон. Теперь есть «страховка»: дольщик может вносить средства не напрямую застройщику, а на специальные экскроу-счета в банк. По мнению Юрия Лапшина, полное банковское сопровождение решило бы вопросы нецелевого использования средств застройщиками и свело риски к нулю.

Кроме того, чиновник рассказал о поручениях, данных губернатором исполнительной власти края. В их числе организационные меры, разработка законопроекта, направленного на поддержку дольщиков, методов финансовой поддержки ЖСК. При этом Юрий Лапшин подчеркнул:

«Я являюсь категорическим противником выделения средств государственного бюджета застройщикам, поскольку считаю, что это в геометрической прогрессии увеличит рост числа проблемных домов и, соответственно, обманутых дольщиков. Сама по себе возможность бизнеса получать средства госбюджета пагубна и приводит к отрицательным последствиям. Единственный механизм, который мы будем активно обсуждать, это предоставление всех видов государственной поддержки в виде прямых субсидий или иных видов помощи формализованным объединениям граждан, в первую очередь жилищно-строительным кооперативам».

Тему государственного контроля продолжили представители надзорных органов. Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Сергей Дябкин сообщил, что с начала года было выявлено 371 нарушение закона.

Это нецелевое использование средств, перенос сроков строительства, введение в договора условий, ущемляющих права дольщиков. Представитель прокуратуры отметил недостаточность мер, которые предпринимаются властью. Так, до 1 августа должны быть составлены планы-графики по решению проблем дольщиков. Этого пока нет. А краевая межведомственная комиссия начала активно работать только в этом году.

Выступившая на публичных слушаниях заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Елена Пензина отметила, что в сложившейся ситуации необходим индивидуальный подход к каждому «недострою». И призвала к созданию рабочих групп для каждого дома. Она также подчеркнула, что в решении проблем есть много ошибок, а в основе многих из них лежит системная бюрократия чиновников.

«Также заблуждением является мнение чиновников, что ЖСК создали, и все проблемы решили. Дольщики сегодня эти опасения высказывают, и они абсолютно правомерны. Действительно, создание ЖСК — это отсрочка в полтора-два года. На мой взгляд, эта тема поднимается ради „галочки“, потом отчеты направляются, что объектов как бы нет, а они никуда не исчезли», — добавила она.

Такая же волокита, по мнению депутата, наблюдается и в работе правоохранительных органов с обращениями дольщиков. В качестве примера Елена Пензина привела ситуацию с фирмой «Сибстоун»: «Полтора года не возбуждались уголовные дела, тем временем руководитель фирмы успел обмануть еще сотни человек. Возвращаются на рынок те строители, которые уже подверглись уголовному преследованию. Мне кажется, правоохранителям нужно уделить пристальное внимание объектам этих господ».

Пензина сообщила, что на решение части проблем дольщиков направлен проект закона, который подписали 29 депутатов, о безвозмездном выделении участков земли для объединений дольщиков, возможно, и для ЖСК, чтобы у них появились активы для достройки объектов. Проект будет вынесен на сессию Законодательного Собрания этой осенью.

После этого выступил один из разработчиков упомянутого документа, депутат Александр Глисков.

«С учетом того масштаба, который эта проблема приобрела в нашем крае, без прямых бюджетных вливаний нам ее не решить, — отметил депутат. — При этом механизмов расходования этих средств в крае нет. Честно говоря, я разочарован теми документами, которые правительство края выдало нам к публичным слушаниям».

Он предложил установить срок в три недели, чтобы необходимые законодательные инициативы были разработаны органами исполнительной власти и внесены в Законодательное Собрание. Также парламентарий поддержал ранее прозвучавшее предложение о том, что должна появиться отдельная программа. Она должна содержать перечень конкретных мероприятий, ее исполнение сможет проверить Счетная палата.

Касаясь разработанного депутатами проекта закона, Александр Глисков отметил, что подобные документы уже работают в ряде регионов России. В качестве следующих шагов он предложил включить проблемные дома в действующий в крае механизм приобретения квартир для отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот, а также для переселения людей из ветхого жилья. Это позволит получить тем же ЖСК из бюджета средства, необходимые на достройку проблемных домов.

Алексей Клешко счел это предложение коллеги интересным и рекомендовал включить его в резолюцию публичных слушаний.

О своих ситуациях также рассказали и сами обманутые дольщики. Председатель Красноярской общественной организации дольщиков Евгений Шиховцев констатировал: «Люди предоставлены сами себе и годами в одиночку борются со своими проблемами». Только в последнее время ситуация сдвинулась с мертвой точки. На днях дольщики встретились с губернатором края, который пообещал им, что все проблемные дома будут достроены. Члены организации предложили включить их в состав краевой межведомственной комиссии и создать комиссии по каждому дому отдельно, а также разработать реальные «дорожные карты», где запланировать свои меры и механизмы по достройке домов.

Евгений Шиховцев перечислил предложения дольщиков: заложить средства на достройку домов в краевой бюджет на 2018 год, разработать в текущем году необходимые механизмы использования этих средств, не требовать никаких доплат со стороны дольщиков, а также принять меры по консервации и сохранности тех домов, строительство которых приостановлено.

Комментируя его предложения, заместитель председателя Законодательного Собрания Алексей Клешко отметил:

«При этом нужно сделать так, чтобы те, кто обманывал людей, больше не имели доступа к денежным средствам. Иначе будет прогнозируемая ситуация: государство начнет помогать дольщикам, и у нас сформируется целый рынок товарищей, которые начнут стройки, соберут деньги с населения, и все начнется заново».

Остальные выступавшие были эмоциональнее в своих оценках. Мария Ряжева, член президиума Красноярской общественной организации дольщиков, поддержала мнение депутата Елены Пензиной:

Материалы по теме
Эффект строительного домино
Эксперты оценили негативные последствия отказа от долевого

«Создание ЖСК — это законная ловушка для дольщиков. Это способ уйти от ответственности для всех». По ее мнению, дольщики стали объектом экспериментов, и ЖСК — очередной из них. Также она оценила работу краевой комиссии как неэффективную: «Такая проблема в крае, а комиссия в этом году собиралась всего четыре раза!»

Не менее эмоциональной была в своем выступлении и Галина Половкова, также входящая в Красноярскую общественную организацию дольщиков. Ее главный тезис — проводимых в крае проверок и мер контроля недостаточно.

«Юристы в погонах, прислушайтесь! Необходимо провести комплексную проверку не только организаций, которые проводили строительство, но и аффилированных лиц и бенефициаров», — сказала она. Также дольщица напрямую обратилась к присутствовавшему в зале депутату Красноярского городского Совета и бывшему главе компании «Сибстройинвест» Геннадию Торгунакову: «Вы обещали нам достроить дом на улице Грунтовой, а теперь государство должно решать ту проблему, которую вы создали!»

Геннадий Торгунаков отметил, что у него есть все документы, подтверждающие, что в свое время дольщики сами согласились на то, чтобы их недостроенный дом был передан ООО «Сибстройинвест».

Свою точку зрения на ситуацию в отрасли выразил президент Союза строителей Красноярского края Александр Коропачинский. По его мнению, возврат к старой системе строительства, без привлечения средств дольщиков, невозможен. «Если сейчас ежегодно строится 700–900 тысяч квадратных метров, то будет около 300 тысяч», — отметил бизнесмен. Он поддержал закон, принятый Госдумой в июле этого года, и усиление банковского контроля над строительной сферой, однако сказал, что не видит механизмов его реализации на практике.

Начинать с экономики призвал участников публичных слушаний председатель одного из жилищно-строительных кооперативов Красноярска — «ЖСК-1» Вячеслав Голик. Начиналась история кооператива с 869 дольщиков, которым надо было передать 1 200 квартир. На достройку требовалось порядка 1 млрд рублей. Частично с решением этой задачи ЖСК справился. С 2014 года построено три жилых дома, более 600 дольщиков жилье получили. Но изменение экономической ситуации и законодательства привело к тому, что перед кооперативом, по словам его председателя, стоит угроза приостановки деятельности. Поэтому он предложил рассмотреть возможность выделять землю для ЖСК без проведения аукционов, а городским властям — уже сейчас решать вопрос о выделении земельных участков, ведь найти их в городской черте не так-то просто.

В свою очередь слово взял исполняющий обязанности заместителя главы города Красноярска — начальника департамента градостроительства Роман Соколов. Он сказал, что городской администрацией разработан план мер, согласованный с участниками долевого строительства; подтвердил, что рабочие группы будут созданы по каждому проблемному дому; пообещал к середине августа предоставить планы-графики и предложил давать государственные субсидии ЖСК, а также ограничить право застройщиков распоряжаться средствами дольщиков до момента передачи им в собственность готового жилья.

После того как высказались все желающие (а их число существенно превысило указанное в программе слушаний), вице-спикер Алексей Клешко предложил перейти к проекту резолюции.

Документ содержит ряд мер, направленных на организацию работы по строительству проблемных домов, усиление контроля за деятельностью недобросовестных застройщиков, а также разработку механизмов финансовой поддержки обманутых дольщиков. При этом, это поддержка не инвесторов, а тех, кто вложил все средства в строящуюся квартиру, а теперь вынужден жить в арендованном жилье.

Резолюцией публичных слушаний рекомендовано губернатору края утвердить план-график («дорожную карту») по решению проблем пострадавших граждан.

Законодательному Собранию края, в частности, предложено:

  • сформировать рабочую группу по контролю за исполнением плана-графика («дорожной карты») из числа депутатов Государственной Думы, Законодательного Собрания, представителей правительства края, застройщиков и граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков;
  • доработать с участием правительства края проект закона «О внесении изменения в статью 12.1 Закона края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Правительству края в числе прочего рекомендовано:

  • в срок до 15 сентября 2017 года разработать и внести в Законодательное Собрание проект новой редакции Закона края «О мерах государственной поддержки граждан — участников долевого строительства, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков на территории Красноярского края»;
  • рассмотреть возможность участия Красноярского краевого фонда жилищного строительства в качестве застройщика при достройке проблемных многоквартирных домов;
  • рассмотреть возможность формирования подпрограммы государственной программы края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», содержащей мероприятия, направленные на защиту и восстановление прав пострадавших граждан — участников долевого строительства;
  • предусмотреть финансирование мероприятий, направленных на решение проблем участников долевого строительства, при подготовке проекта закона края «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов»;
  • сформировать и опубликовать реестр недобросовестных застройщиков, отражающий в том числе информацию об учредителях, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа застройщика;
  • обратиться в правительство Российской Федерации с предложениями предусмотреть софинансирование субъектов РФ, реализующих программы социальной поддержки пострадавших граждан — участников долевого строительства, в объеме, равном объему средств регионального бюджета, и разработать типовые формы договоров участия в долевом строительстве.
    Материалы по теме
    Жилищные аферы
    Разоблачаем обманные схемы на жилищном рынке

В резолюции есть также рекомендация прокуратуре края совместно с ГУ МВД России по Красноярскому краю на основании информации службы строительного надзора и жилищного контроля провести проверку деятельности организаций-застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов с привлечением средств участников долевого строительства, допустивших приостановку или перенос срока ввода объектов в эксплуатацию и передачи жилых помещений участникам долевого строительства.

В течение недели текст резолюции будет доработан и представлен для рассмотрения на первом осеннем заседании сессии Законодательного Собрания края.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье