>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

корректировка бюджета


Видео

28 октября в Красноярске состоялся VII Съезд депутатов Красноярского края, в котором приняли участие представители органов власти муниципальных образований со всего региона. На мероприятие прибыли около 500 человек, представляющих все районы, а также основные населенные пункты.

Губернатор края Виктор Толоконский отметил важность встреч с депутатами, выбранными жителями края, для того, чтобы представители территорий смогли получить ответы на все интересующие их вопросы. «Я считаю, что это очень важная традиция — встречаться с депутатами края, представляющими все органы власти, с тем, чтобы обсудить проблемы, поделиться опытом, наметить новые задачи. А мы постараемся на все предложения съезда найти правильные организационно-управленческие решения», — заверил Виктор Толоконский.

«Этот съезд отличается компактностью в силу необходимости очень тщательно подходить к вопросам экономии. Съезд совмещён с публичными слушаниями по бюджету. Завтра весь день у нас будут открыты двери во всех комитетах, структурных подразделениях аппарата для того, чтобы те люди, которые приехали с территорий, смогли получить ответы на все интересующие их вопросы. Это съезд отличается еще и тем, что проходит на новом этапе развития Красноярского края. У нас выбран новый губернатор, сформировано новое правительство, поэтому на старте наших усилий по оздоровлению бюджета нам необходимо такое организационное „слаживание“», — пояснил председатель краевого Законодательного Собрания Александр Усс.

Также Усс рассказал делегатам о перспективах региона. В качестве положительных результатов Усс отметил поворот вектора развития России в сторону Сибири и Дальнего Востока. По мнению спикера, Красноярский край долго шел к этому, обосновывая свои возможности, создавая такие структуры, как Сибирский Федеральный университет, ставший, как отметил Александр Усс «сказочно успешным» проектом. Озвученная Владимиром Путиным возможность переноса некоторых органов власти в Красноярск даст возможность краю получить стимул к развитию, считает он. «Утверждение о необходимости создать в центре Сибири основной плацдарм нового вектора развития страны за полтора десятка лет из утопической мечты превращается в реальность. Для всех нас это должно означать комплексное развитие экономики и социальной инфраструктуры края, существенное улучшение качества жизни. Причем не только в городе Красноярске, но и во всем крае», — подчеркнул спикер Заксобрания.

Другой стороной «медали» Александр Усс назвал финансовую ситуацию, сложившуюся в крае, — снижающиеся доходы от налогов, дефицитный бюджет и, как следствие, растущий госдолг. Однако в этой ситуации еще важнее становится роль тех мероприятий, которые запланированы в крае, в частности, Универсиады 2019 года.

«Красноярский край не болен и в спасении не нуждается. У нас есть над чем работать и что совершенствовать. Но нет никаких оснований посыпать голову пеплом, каяться в каких-то стратегических ошибках, а тем более отказываться на фоне бюджетных проблем от тех перспектив и высоких целей, признания которых мы с таким трудом добивались. Скорее наоборот — их достижение, в частности, необходимость достойного проведения той же Универсиады, должно добавить нам аргументов в обосновании того, что финансовую ситуацию в крае надо выправлять, отдавая нашему региону адекватную часть того, что здесь зарабатывается», — пояснил Александр Усс.

«Сибирский вектор», объявленный приоритетом развития страны, обязывает сибиряков думать масштабно и предлагать механизмы решения стоящих перед регионом проблем, заключил председатель ЗС. В частности, изменения должны коснуться развития экономики и усиления промышленности; кроме того, особое внимание Усс обратил на необходимость серьезного пересмотра межбюджетных отношений.

В своем докладе Виктор Толоконский рассказал делегатам об основных задачах, которые предстоит решить властям. Первой из них он назвал формирование стратегии развития края. Стратегию, разработанную ранее, глава региона предложил использовать как базовую и дополнить ее новыми задачами. Без этого документа неизбежны ошибки в принятии решений, которые оказывают влияние на весь край, подчеркнул губернатор. Вторым важным для края документом, который должен появиться в самое ближайшее время — «дни, максимум — недели», — станет план социально-экономического развития каждой территории, входящей в состав региона. Виктор Толоконский пояснил, что каждый район и каждый город должны представить проекты по развитию своих территорий, перечислив, за счет чего они планируют развивать экономику и на что потом тратить заработанные деньги. «Не нужно перечислять только „хотелки“, но и не нужно мудрствовать», — призвал губернатор и пояснил, что главы территорий должны описать свой потенциал и понять, чего им не хватает для того, чтобы его реализовать. Например, одна из территорий может указать в этом документе, что планирует концентрироваться на сельском хозяйстве, другая — что большего эффекта поселение добьется, если будет перерабатывать дикоросы.

Следующим пунктом работы станет разработка мер, стимулирующих активность предпринимателей. Основные меры поддержки будут оказываться не конкретным юридическим лицам, а в целом тем компаниям, которые занимаются наращиванием производства и созданием рабочих мест. Отдельно Виктор Толоконский отметил вопросы помощи сельхозпроизводителям. Хотя по сравнению с другими территориями Красноярский край и находится на достаточно хорошем уровне, на селе остается еще много проблем, включая и ту, что село не стало привлекательным для молодежи и люди не видят перспектив для собственного развития в нем. Глава региона пояснил, что одной из главных задач должно стать создание таких условий, когда сельхозпроизводителю будет выгодно создавать своим работникам условия для жизни и работы.

Масштабное изменение должно произойти в сфере ЖКХ и строительства, а также будут разрабатываться новые программы по строительству дорог, газификации края и другим инфраструктурным проектам. При этом строительство должно вестись не за бюджетные средства, а за средства инвесторов с последующим выкупом в госсобственность.

Также губернатор обозначил и планы по развитию социальной сферы. При этом он подчеркнул, что и здесь к сотрудничеству будут привлекаться предприниматели и «не стоит всюду лезть с бюджетом», потому что достигнуть нужного эффекта только за счет одного этого источника не получится.

Также в рамках Съезда состоялось заседание четырех круглых столов, каждый из которых определял по-своему болевые и спорные точки развития региона. Среди них: новый этап муниципальной реформы, проблемы развития сельских территорий Красноярского края, обеспечение квалифицированными кадрами учреждений бюджетной сферы и многие другие.

В рамках пленарного заседания VII съезда депутатов прошли публичные слушания по вопросу «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов». Вначале выступил первый заместитель Губернатора — председатель Правительства края Виктор Томенко. Он представил прогноз социально-экономического развития края на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов. Первый вариант прогноза отражает развитие экономики в условиях замедления внутреннего спроса и выраженного ослабления курса рубля. Вариант предполагает снижение цен на нефть марки «Ural’s» с 104 долларов США за баррель в 2014 году до 91 доллара США за баррель в 2015 году. Вероятность снижения цен на нефть обусловлена замедлением роста мировой экономики. Данный вариант также предполагает более низкий внешний спрос на продукцию регионального сырьевого экспорта, в частности на металлургическую. С учетом сильной зависимости краевой экономики от мировой конъюнктуры этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски наполняемости регионального бюджета.

В качестве основного, или базового, варианта для разработки параметров краевого бюджета на 2015–2017 годы выбран второй вариант прогноза, соответствующий базовому варианту, принятому для формирования федерального бюджета. Этот прогноз рассматривает развитие экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций со стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России. Санкции, введенные Россией на импорт продовольственных продуктов, прекратят действие в августе 2015 года. С 2015 года будут постепенно отменяться санкции в отношении российских компаний. При этом в 2014–2015 годах будут сохраняться геополитические риски, что определяет высокие премии за риск и низкие возможности осуществления займов на внешних рынках в этот период. В 2016–2017 годах ожидается восстановление доступа компаний на мировые рынки капитала.Несмотря на то, что в первом полугодии 2014 года зафиксированы положительные тенденции во всех основных видах промышленной деятельности, по итогам периода ожидается замедление положительной динамики валового регионального продукта до 1,4% в результате замедления темпов роста промышленного производства.

После этого слово было предоставлено министру финансов края Владимиру Бахарю. Он рассказал о параметрах бюджета, охарактеризовал основные направления бюджетной и налоговой политики. В рамках бюджетной трехлетки предполагается индексация расходов на оплату труда гражданских служащих и работников бюджетной сферы края (с 1 октября 2015 года — на 5%); стипендиального фонда для обучающихся в краевых учебных заведениях (с 1 сентября 2015 года — на 5%); на коммунальные услуги для населения (с 1 июля 2015 года — на 6%) и для бюджетных учреждений (на 6,2 %). Другими важными направлениями остаются реализация указов президента России и сохранение объемов финансовой поддержки муниципальных образований.

Средства дорожного фонда края в 2015 году составят 10,4 млрд, в 2016 году — 10,9 млрд, в 2017 году— 11,6 млрд рублей. Эти ассигнования позволят обеспечить сохранность сети автомобильных дорог края, продолжить работы по содержанию автозимников, ликвидировать опасные участки, установить технические средства организации дорожного движения. В рамках данного направления также планируется дальнейшая реконструкция автодороги Красноярск — Железногорск, что позволит повысить безопасность и комфорт проезда транспорта. Кроме того, продолжится строительство четвертого моста через Енисей в Красноярске.

Есть особенности расходной части и в социальной сфере. Так, на введение дополнительных мест в детских садах в 2015–2017 годах будет направлено по 770 млн рублей ежегодно. Главный финансовый документ края учитывает также расходы на «детей войны». Как говорится в тексте законопроекта, на соцподдержку детей защитников Отечества, погибших в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., каждый год будет направляться по 217 млн рублей. Кроме того, около 262 млн рублей предполагается израсходовать на мероприятия по подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. А на реализацию мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в 2015 году будет направлено 8,7 млн рублей, почти столько же — в 2016 и в 2017 годах.

Затем перед участниками съезда выступил заместитель председателя Счетной палаты края Виктор Астраханцев. Он сказал, что социально-экономическая политика, проводимая органами исполнительной и законодательной власти в последнее время, нашла свое отражение в структуре и программах бюджета (это в том числе минимизация дефицита бюджета и сохранение инициативных обязательств). В то же время ситуация в экономике края остается неоднозначной. Как объяснил Астраханцев, на экономику воздействуют разные факторы. Среди них — инфляционные процессы, колебания курса рубля, нестабильность цен на минерально-сырьевые ресурсы, экономические санкции и многое другое. Все это так или иначе фигурирует в прогнозе социально-экономического развития России, на базе которого составлен прогноз СЭР края, но не оценены риски этих явлений. Как результат, встает необходимость разработки запасного варианта бюджета, чтобы в случае негативных сценариев понять, от каких расходов придется отказаться в первую очередь. В этих условиях растут цены на продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, а государство «ориентировано на повышение налоговой нагрузки». В числе операционных рисков видится изменение федерального законодательства. Таким образом, прогноз СЭР не учитывает новых вызовов.

Министр сельского хозяйства края Леонид Шорохов начал выступление с итогов круглого стола, проходившего в рамках съезда, на котором обсуждались проблемы социально-экономического развития сельских территорий. Главное предложение участников этой площадки — внести изменения в основные направления бюджетной политики, включив в них устойчивое развитие села. По словам Шорохова, край многое делает для привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Например, начали реализовываться крупные проекты по развитию свиноводства. Другое важное направление аграрной политики — развитие малых форм хозяйствования.

После этого на трибуну съезда была приглашена председатель комитета по образованию, культуре и спорту краевого парламента Людмила Магомедова. Она обратила внимание коллег на то, что до сих пор в крае не принята стратегия социально-экономического развития. Вместе с тем 28 июня этого года Владимир Путин подписал закон о стратегическом планировании, в котором каждому субъекту Федерации предписано иметь стратегию развития на ближайшие 12 лет. Депутат также наметила ряд других проблем — это непрофильные активы учреждений профессионального образования, подготовка кадров для бюджетной сферы, обеспечение жильем детей-сирот, повышение зарплаты тем бюджетникам, о которых не говорится в майских указах президента, состояние сельских клубов и многое другое.

Затем на трибуну был приглашен глава Красноярска Эдхам Акбулатов. Говоря о краевом бюджете, он согласился с тезисами выступавших, но заметил, что к тексту законопроекта всегда можно найти критические замечания. По словам мэра, экономика региона «чувствует себя лучше, чем российская». В качестве аргументов он привел показатели социально-экономического развития и напомнил, что все социальные обязательства в крае сохранились. Акбулатов рассказал о принимаемых решениях в городе по проблемам дошкольного и школьного образования, о практике отсроченных платежей за осуществление подрядов, о привлечении банковских гарантий, о повышении эффективности расходов. В качестве предложения прозвучала идея проводить публичные слушания по вопросу о краевом бюджете совместно с рассмотрением консолидированного бюджета региона. По словам градоначальника, это необходимо, чтобы можно было обсуждать «ростки передового опыта».

Завершило публичные слушания выступление председателя комитета по бюджету и экономической политике Андрея Самохина.

Он заметил, что снижение курса рубля, ухудшение показателей уровня жизни населения, непростые макроэкономические условия и прочие факторы — все это кочует в материалах исполнительной власти из года в год, так что складывается некое ощущение дежавю. Ни одна из территорий не профинансирована в полном объеме — даже внешне относительно благополучные Красноярск и Норильск. И в этих условиях депутатам предстоит принять решение о том, станет ли предложенный законопроект главным финансовом документом на ближайшие годы.

«В общественно-политическом смысле, я думаю, съезд депутатов Красноярского края — это одно из наиболее важных событий года, — подвел итоги Съезда депутатов края Александр Усс. — Впервые съезд депутатов был созван 28 октября 1998 года, теперь прошел уже седьмой съезд, что само по себе доказало его необходимость и жизнеспособность этого формата. Мероприятие это касается не только депутатов, но и представителей исполнительной власти, руководителей крупных предприятий — основных налогоплательщиков, федеральных органов власти. То есть это очень серьезная краевая планерка. Этот термин был выработан на пятом съезде и с тех пор прижился. Применительно к ситуации, в которой мы находимся сегодня, скажу так: необходимость такого организационного «слаживания» и такой общекраевой планерки очевидна, коль скоро у нас состоялись выборы нового губернатора. С точки зрения управления это некая новая эпоха, новая команда с новым управленческим стилем. У нас достаточно сложная финансовая ситуация, и не только в Красноярском крае, но и в стране в целом и в абсолютном большинстве сибирских регионов. Тем не менее в течение этого лета мы готовили ряд мер по сбалансированности бюджета и снижению его дефицита. В следующем году текущий дефицит бюджета мы обязались сократить практически в два раза. На старте этого нового этапа развития региона необходимо собрать, что называется, в кулак, всю власть Красноярского края и обеспечить максимально четкие согласованные действия. Сегодня ситуация, как мне представляется, более устойчива, чем в кризисные 2008–2009 года, но необходимость четкости и скоординированности действий всех уровней власти при этом не меньшая. Я удовлетворен тем, как прошел съезд с точки зрения организационной и содержательной составляющей. Он был очень компактный, и его основное организационное ядро было завязано на публичные слушания по бюджету. Этому посвящалось основное время. Публичные слушания по бюджету являются неотъемлемым этапом всего бюджетного процесса. В рамках съезда они получились более содержательными и более представительными с точки зрения числа и состава участников. Кроме того, мы на съезде провели четыре круглых стола на разные актуальные темы. И все это ляжет в основу нашего главного документа — резолюции съезда. Мы не спешим с ее принятием, сейчас сделали только основу, и, скорее всего, в течение месяца в рамках Координационного совета этот документ будет доведен до полной готовности с помощью разного рода предложений, которые, вероятно, будут поступать в течение еще как минимум пары недель. Этот документ — резолюция съезда, как принято теперь говорить, во многом дорожная карта действий как краевой, так и региональной власти на ближайшую перспективу".

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье