Сегодня на сессии депутаты рассмотрели во втором чтении законопроект «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов».
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин проинформировал коллег: «Всего ко второму чтению поступило более 150 поправок от депутатов и свыше двухсот предложений от территорий края. Все они были внимательно рассмотрены и согласованы. Всего комитетом по бюджету и экономической политике одобрено 74 поправки на общую сумму около 2,7 миллиарда рублей. Кроме того, мы тщательно изучили заключения экспертно-правового управления Законодательного Собрания, Счетной палаты и прокуратуры. Большая часть замечаний учтена. Однако остались так называемые традиционные замечания. В первую очередь это закладывание в проекте бюджета ряда расходов в условиях отсутствия нормативных правовых актов, увеличивающих расходные обязательства края».
Андрей Самохин перечислил наиболее значимые депутатские инициативы. Самая весомая поправка носит ярко выраженный социальный характер. Принято решение о выделении 500 млн рублей на создание 1500 дополнительных мест в детских садах края в рамках ДЦП «Развитие сети дошкольных учреждений».
Для того чтобы Федерация одобрила заявку Красноярского края на реализацию комплексного инвестиционного проекта «Ангаро-Енисейский кластер», в региональном бюджете предложено предусмотреть денежные средства на разработку проектной документации и разрешительных документов по объектам транспортной инфраструктуры (реконструкция и строительство трех автодорог) в размере 473,2 млн рублей в 2013 году.
Также выделяется 307,4 млн рублей на компенсацию субъектам агропромышленного комплекса края части произведенных и не возмещенных в 2012 году затрат, связанных с приобретением основных средств. Почти в 22 млн рублей ежегодно в течение бюджетной трехлетки обойдется снятие ограничений по предельному объему субсидии, предоставляемой одному сельхозпроизводителю, на компенсацию части затрат, связанных с приобретением минеральных удобрений. Предусмотрены дополнительные субсидии на эти цели. В целом сверхплановые бюджетные ассигнования по министерству сельского хозяйства края возрастают на 346,3 млн рублей в 2013 году и по 35,9 млн ежегодно — в 2014–2015 годах.
Из других поправок депутатов ко второму чтению бюджета отметим следующие:
Голосование по принятию законопроекта о бюджете за основу прошло следующим образом: 39 — «за», 1 — «против», трое депутатов воздержались.
Затем вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко развернул дискуссию вокруг названий долгосрочных целевых программ. «Названия программ не должны вводить в заблуждение граждан, порождать ложные и завышенные ожидания, — убежден он. — Имею в виду новую программу по предоставлению жилья работникам бюджетной сферы. Выбрано всего несколько районов края, общий объем финансирования на три года составит 300 миллионов рублей. Причем деньги выделяются не самим гражданам, а в виде субсидий муниципальным образованиям на строительство служебного жилья. Таким образом, содержание программы отличается от ее названия, которое обязывает реализовывать мероприятия по предоставлению жилья бюджетникам на всей территории края. Я предлагал поправку об изменении наименования этой программы, но не был услышан».
«Алексей Михайлович был услышан, понят, но предложение его не было принято», — отозвался председатель Правительства края Виктор Томенко. Депутат Юрий Швыткин высказался против изменения наименования ДЦП.«Давайте посмотрим на другие краевые программы, — предложил председатель Законодательного Собрания Александр Усс. — «Безопасный город», «Чистая вода» — всё это условные названия. Клешко прав, как всегда, но давайте пока все оставим как есть. Все-таки в бюджете есть более насущные вопросы для обсуждения. Предлагаю дискуссию прекратить — это не самая важная тема сегодняшней повестки дня«.
Однако обмен мнениями продолжился. Первый вице-спикер краевого парламента Валерий Семенов отметил, что названная программа носит целевой характер, и она необязательно должна реализовываться на всех территориях края. «Главное, чтобы программа приносила пользу, — указал он. — Не в названии дело — дело в наполнении». «На самом деле Клешко поднял важную тему, — убежден заместитель председателя Законодательного Собрания Всеволод Севастьянов. — Надо приходить к точным формулировкам, к постановке четких задач. У нас в крае достаточно примеров, когда программные цели не достигаются, а это зависит и от точности формулировок».
Александр Усс предложил не голосовать за поправку Алексея Клешко, чтобы она не была отклонена, а включить соответствующий пункт в бюджетное постановление Законодательного Собрания. Однако вице-спикер настаивал на голосовании. В итоге его предложение об изменении наименования целевой программы не прошло: «за» высказались 19 депутатов, «против» — 18, пятеро воздержались.
Михаила Козлова интересовало, откуда взялись деньги на большую поправку по Ангаро-Енисейскому кластеру. Необходимые пояснения дали Виктор Томенко и Андрей Самохин, сославшись на совместное заседание трех парламентских комитетов, которые подробно обсудили представленный проект. Александр Усс предостерег всех от поспешных выводов: депутаты рассмотрели комплексный инвестиционный проект «Ангаро-Енисейский кластер», но это не значит, что он точно будет реализован в предложенном виде. «У нас есть прецедент с ферросплавным заводом, который захотели построить вблизи Красноярска, был подписан соответствующий документ, а потом вдруг обнажились все угрозы этого проекта, и судебные разбирательства идут до сих пор, — напомнил спикер. — И здесь тоже надо внимательно всё проанализировать. Например, что такое Нижнеангарская ГЭС, надо ли ее строить, какое влияние она окажет на экологию».
Депутаты поэтапно проголосовали за законопроект «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов» во втором чтении с учетом поправок депутатов, замечаний Счетной палаты и экспертно-правового управления.
Итоги голосования за закон в целом таковы: 38 — «за», 6 — «против», один воздержался. Далее начались выступления депутатов. Роман Гольдман подробно рассказал о своей поездке в северные области Италии и о передовом зарубежном сельскохозяйственном опыте, а также о гуманных кредитах, о которых крестьянам края остается только мечтать.
Алексей Клешко говорил о том, что надо менять формирование самого бюджета, предлагая новые системные подходы, а то «край пытается тащить воз накопленных обязательств, не заглядывая в будущее». Всеволод Севастьянов, поддержав коллегу, в очередной раз обратил внимание на отсутствие в крае должной системности планирования и бюджетного проектирования.
Анатолий Быков вспомнил об обещанном рывке Александра Хлопонина и обозначил теперешнюю ситуацию в крае, когда объем государственного долга через несколько лет составит порядка 80 миллиардов рублей. Главное, по мнению парламентария, — научиться по-хозяйски тратить и вкладывать деньги. Особое внимание в своем выступлении он уделил развитию физкультуры и спорта в крае, транспортным проблемам Красноярска.
Михаил Козлов предложил направить на строительство дошкольных учреждений более чем два миллиарда рублей, ежегодно выделяемых из краевого бюджета родителям, которые не могут устроить своих малышей в детские сады. Депутат затронул такие проблемы, как господдержка АПК, строительство спортивных объектов, судьба комбайнового завода в Красноярске.
Валерий Сергиенко предложил включить в текст бюджетного постановления Законодательного Собрания пункт о выделении средств на компенсации сельхозпредприятиям, производящим молоко и молокопродукты, поскольку пока нет ожидавшегося решения о предоставлении федеральных субсидий на эти цели.
Анатолий Матюшенко заметил, что депутаты не услышали от Правительства края ответа на вопрос, что делать с крупными налогоплательщиками. В частности, это касается компании РУСАЛ. Здесь речь идет о перспективах наполнения краевого бюджета. Депутат считает, что, возможно, необходимо «переселение» производительных сил из сельских территорий края.
Валерий Семенов сказал, что во главу угла в бюджетных делах необходимо поставить эффективное планирование, эффективное исполнение и эффективный контроль. Вице-спикер поблагодарил всех, кто принимал активное участие в нелегком бюджетном процессе. «Проделана колоссальная работа», — подчеркнул он.
В заключение Губернатор края Лев Кузнецов поздравил всех с принятием краевого бюджета. «Как всегда, мы нашли здоровый компромисс», — отметил он, согласившись с депутатами в том, что необходимы новые системные подходы к формированию и исполнению бюджета. Губернатор напомнил, что представлен проект стратегии социально-экономического развития края. Лев Кузнецов призвал депутатов не заниматься самобичеванием. По его мнению, в крае всё не так уж плохо: есть позитивные изменения в здравоохранении, сельском хозяйстве, спорте, культуре и других отраслях.
«Мы завершили непростой марафон, на который потребовалось много времени и сил, — подвел итог Александр Усс. — Есть основания поблагодарить всех тех, кто причастен к бюджетному процессу. Что касается дискуссий и оценок, думаю, они являются необходимым и очень важным элементом повышения качества бюджетного процесса. Уверен, что все мы видим одну и ту же картину, просто кто-то предпочитает говорить об успехах и достижениях, а кто-то — о проблемах и задачах. Но озабочены мы одним и тем же — благополучием жителей края, продвижением нашего региона вперед. Сегодняшнее обсуждение продемонстрировало высокий профессиональный уровень депутатского состава, способность искать и находить компромиссы, видение стратегических перспектив края».
Затем парламентарии утвердили текст постановления Законодательного Собрания, которое традиционно принимается сразу после утверждения во втором чтении законопроекта о бюджете и наряду с рекомендациями программного характера содержит пожелания депутатов по отдельным направлениям финансирования.
В частности, Законодательному Собранию совместно с Правительством рекомендовано продолжить работу с Правительством Российской Федерации по выделению дополнительных средств на реализацию указов президента РФ от 7 мая 2012 года; провести оценку эффективности мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и разработать предложения по внесению изменений в действующую систему господдержки. Правительству края рекомендовано обратить внимание на качество бюджетного планирования, обеспечив его повышение, и на необходимость проведения работы по ограничению роста объема государственного долга края.
Правительству края предложено в срок до 1 апреля 2013 года разработать и представить на рассмотрение и согласование в Законодательное Собрание края:
Также Правительству края предложено в срок до 10 июня 2013 года представить в Законодательное Собрание основные направления бюджетной и налоговой политики и подходы к формированию краевого бюджета на следующий финансовый год и плановый период с обеспечением преемственности целей и задач.
Кроме того, Правительству края рекомендовано разработать и внести на рассмотрение в Законодательное Собрание края долгосрочные целевые программы:
фото: Бурмистров А. В.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.