14–15 апреля комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Заксобрания края совместно с секцией по вопросам местного самоуправления Координационного Совета провел ряд совещаний и рабочих встреч в Канском, Тасеевском и Дзержинском районах. Депутаты и главы местного самоуправления обсуждали проблемы земельных отношений, ремонта дорог, реализацию программы «Содействие развитию местного самоуправления на территории края в 2014–2015 годах». Но так или иначе все эти вопросы объединялись одной темой — распределением полномочий между уровнями муниципальной и государственной власти.
С 1 марта этого года в действие вступили нормы закона ФЗ № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одно из основных новшеств — вопросы земельной компетенции федеральный законодатель отдал на уровень поселений. Если до сих пор учет, планирование, проведение земельных аукционов, контроль за использованием земель, работа с землепользователями — как частными, так и юридическими — велись на уровне городов и районов, то теперь весь этот комплекс земельных отношений «спущен» непосредственно к месту расположения земельных ресурсов — на уровень поселений.
По словам руководителя агентства по управлению государственным имуществом края Игоря Айзенберга, был выявлен ряд проблем: специалисты выявили 14 наиболее спорных аспектов. Например, отсутствие точных описаний границ и сведений о территориальном планировании. Проведение комплекса землеустроительных работ потребует немалых бюджетных вливаний, а денег на это в поселениях просто нет. Еще один аспект — земли неразграниченной собственности, их в структуре земель края 47%, и что с ними делать — большой вопрос далеко не уровня сельских поселений. Кроме того, в сельских Советах нет земельных отделов, людей с соответствующим опытом работы и образованием. То есть в большинстве поселений, за исключением пригородных, некому провести землеустроительные действия или аукционную процедуру (земля может быть продана или сдана в аренду только посредством аукционов, а теперь еще и обязательно — в электронном виде), проверить правила землепользования, вести документацию. А объем этой работы огромен — по словам руководителя агентства, только в 25 муниципальных районах, предоставивших отчетность за прошлый год, было проведено и принято 13 000 решений о выделении участков.
Таким образом, землеустроительная работа в крае может быть парализована, о чем, кстати, говорят и данные Росреестра — количество сделок и заявлений по земле за последний месяц упало в разы. Один из выходов, предложенных агентством, — передача поселениями полномочий на уровень субъекта РФ. Краевая власть в свою очередь прорабатывает возможность создания филиалов на уровне городов и районов, в которые будут приняты районные специалисты, до сих пор обеспечивавшие весь комплекс работ по краю.
На вопрос председателя комитета и руководителя секции Алексея Клешко, в какую сумму выльется бюджету края создание целой сети «земельных филиалов», Айзенберг ответил, что пока схема окончательно не принята, а значит, расчеты не производились.
Приглашая участников совещания к дискуссии, Алексей Клешко отметил: еще одной проблемой стало то, что в ходе распределения функций в краевом правительстве земельный вопрос «остался за бортом». В той или иной форме землей занимаются практически все министерства и агентства, однако единого органа, осуществляющего организацию всего комплекса, нет. Только агентство по управлению госимуществом взяло на себя ответственность за часть вопросов, в том числе связанных с разработкой схемы практического исполнения ФЗ-171.
Заместитель председателя комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Андрей Колесников отметил, что предложение коллег из органов местного самоуправления инициировать внесение в Государственную Думу законопроекта о том, чтобы органы власти поселенческого уровня могли делегировать земельные полномочия на уровень районов, имеет очень мало шансов: «С аналогичным законопроектом уже выступили некоторые крупные регионы, в частности Удмуртия. Но Правительство РФ и профильные думские комитеты посчитали такое предложение нецелесообразным. Кстати, и у нас в крае некоторые пригородные поселения восприняли этот закон положительно и готовы работать по нему. Что делать с остальными — надо срочно решать. ФЗ-171 предлагает только две модели — управление земельными отношениями на уровне поселений либо передача последними своих полномочий субъекту Федерации, то есть в край. Районы и города, где были сосредоточены земельные отделы, из этой цепочки исключены. Сейчас срочно разрабатывается краевой закон о земельных отношениях, который призван отрегулировать эту коллизию. В срок до двух недель подавайте свои предложения».
Заместитель руководителя администрации Канского района по земельно-имущественным отношениям Татьяна Бородина в своем выступлении заявила, что многие руководители районного звена, ознакомившись с федеральным законом, испытали шок: «Все повторяется. Местные поселения ведь уже ведали земельными вопросами до 2006 года. В отсутствие единой методической базы решения на местах принимались в зависимости от фантазии главы на тот момент. Суды до сих пор разобраться не могут. В течение десяти лет мы нарабатывали практику — новый закон не оставил от нее камня на камне, но и новой практики, подзаконных актов, методических рекомендаций не предложил. Мы готовы передать все свои наработки сельским Советам, но они в один день стали неактуальными. Не предложено даже бланков заявлений, схем взаимоотношения с органами архитектуры и т. д. В некоторых деревнях Интернета нет, а они обязаны проводить электронные земельные аукционы. Из 15 поселений только в пяти есть специалисты с высшим образованием, которые, помимо земельных, ведут еще множество других направлений. Со специальным земельным образованием вообще людей единицы».
Предложения с мест будут проанализированы в профильных комитетах Законодательного Собрания и в правительстве края и лягут в основу краевого закона, но пока единого подхода, к сожалению, не просматривается.
Еще одной темой для обсуждения стали дороги. Ежегодно в краевом бюджете на строительство и ремонт дорог закладывается несколько миллиардов рублей. Среди этих средств есть миллиард, распределяется который исключительно с участием органов местного самоуправления, в том числе с учетом мнения жителей самых отдаленных сел и деревень.
В течение нескольких лет эти деньги были предусмотрены в государственной программе «Содействие развитию местного самоуправления». В 2015 году «дорожный миллиард» был переведен в общую копилку — дорожный фонд, однако принцип распределения средств остался прежним: районные и городские органы власти подают заявки, предварительно согласованные с главами сельских Советов на своих территориях.
О порядке предоставления субсидий местным бюджетам из дорожного фонда Красноярского края на совместном заседании комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества и секции по вопросам местного самоуправления, которое состоялось в селе Большая Уря Канского района, рассказал министр транспорта края Сергей Еремин.
Он напомнил, как составляются районные программы ремонта дорог и как затем происходит их финансирование. По мнению министра, найден оптимальный вариант: трехлетние программы составляются районными администрациями и при этом согласовываются с главами сельских поселений. Затем дорожный фонд выделяет деньги в районы, а те согласно программе направляют их в сельские советы. Особое внимание докладчик уделил срокам проведения аукционных процедур: «К маю, крайний срок — к июню все аукционы должны быть завершены, чтобы дорожники вышли в начале лета и к сентябрю закончили все работы. А муниципалитеты сейчас завершили только пять аукционов, двадцать находятся в процессе, к тридцати даже не приступали».
При этом сложилась тенденция: если в краевом центре на аукционы выходит все меньшее количество дорожно-строительных компаний, поскольку они столкнулись с очень жесткой приемкой качества работ, то в районных аукционах меряются силами где по четыре, а где и по семь участников. И не у всех есть опыт дорожно-строительных работ. На вопрос депутатов и глав сельских поселений — каким образом контролировать качество работ, Сергей Еремин посоветовал жестко отслеживать каждый этап ремонта, при малейшем сомнении сообщать в министерство: «Буду отправлять лабораторию по каждой заявке, но некачественную работу оплачивать мы не станем».
Во время поездки депутаты проверили ход выполнения государственной программы «Содействие развитию местного самоуправления». Впервые аналогичная краевая целевая программа была принята в 2007 году. Спустя три года постановлением правительства края была утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае» на 2011–2013 годы. В 2014 году принята текущая программа. В рамках этого документа из краевого бюджета выделяются средства на несколько направлений, в том числе на поддержку муниципальных проектов и мероприятий по благоустройству территорий, на создание безопасных и комфортных для населения условий функционирования объектов муниципальной собственности; на развитие налогового потенциала территорий; на повышение качества оказания услуг на базе МФЦ. В общей сложности на эти цели предусмотрено около трех миллиардов рублей: 993,5 млн в 2015 году и по 990,3 млн в 2016-м и 2017-м. Основные цели программы — повышение комфортности жизни в городах и поселениях, помощь органам местного самоуправления в реализации своих полномочий. Немаловажную роль, как заметил председатель комитета Алексей Клешко, играет вовлечение населения в решение социально значимых вопросов, в благоустройство своих населенных пунктов.
Благодаря программе за эти годы не только в городах и районных центрах края, но и в самых отдаленных деревнях отремонтированы десятки образовательных, культурных и медицинских учреждений, проложены километры тротуаров, дорог, линий освещения, открыты детские площадки, приведены в порядок парки, скверы, спортивные площадки, памятные места и мемориалы. Особое место в программе занимают грантовые мероприятия: жители разрабатывают проекты по благоустройству, выставляют эти проекты на краевой конкурс и получают гранты на их воплощение.
Одно из условий — софинансирование со стороны муниципалитета или спонсоров, привлечение к осуществлению проекта большого числа людей, проживающих на территории.
Программа стала давать результаты, и в этом депутаты убедились, посетив село Сивохино Тасеевского района. Три года назад за счет собственных средств местного бюджета в селе был установлен современный фельдшерско-акушерский пункт, который обошелся в 1,1 млн рублей — значительно дешевле аналогичных модульных ФАПов. В 2013 году сельчане выиграли грант в размере 663,4 тыс. рублей на обустройство площадки для отдыха и занятий спортом. Депутаты были удивлены царящему в селе порядку на улицах и придомовых территориях. Окна многих домов, включая сельский Совет, в резных наличниках, деревянной резьбой украшены даже колонки вдоль улиц.
Как пояснила председатель сельского Совета и глава Антонина Жаконис, жители разработали правила благоустройства и сами себе запретили складировать дрова на улицах, захламлять территорию. Деревянная резьба выполняется умельцами на стареньком деревообрабатывающем станке, принадлежащем сельскому Совету. А недавно среди школьников объявлен конкурс на оформление автобусных остановок. Сами жители приводят в порядок дороги, теперь поставили задачу облагородить сельское кладбище. За сельским Советом закреплена «Нива», которую на летний период глава приспосабливает в качестве передвижного средства для огнеборцев — пожары, к сожалению, не обходят стороной село.
Следующая остановка участников поездки была в Тасеевской районной больнице. В рамках упомянутой программы на ее реконструкцию было выделено за три года 13 млн рублей. С помощью этих средств больница обрела вид, которому позавидовали бы пациенты многих лечебных учреждений краевого центра. Причем здесь не только отремонтировано 100% клинических площадей, но и установлено самое современное оборудование. 12 узкопрофильных специалистов переехали в Тасеево по программе «Земский врач», многие из них потратили полученный миллион рублей на жилье и обустройство в Тасеево. Больница защитила все 30 положенных сертификатов, лечение здесь получают жители не только Тасеевского района, но и близлежащих территорий.
В прошлом году, определяя победителей грантовой программы, члены конкурсной комиссии особое внимание уделили проектам, посвященным 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Благодаря этому во многих селах края были отреставрированы или открыты новые памятники и мемориалы, посвященные землякам-фронтовикам. Многие памятники были возведены и за счет собственных средств жителей. Депутаты отдали дань уважения участникам войны на мемориале в селе Тасеево (6,7 млн рублей в рамках программы), на мемориале «Никто не забыт», установленном на средства жителей с небольшим привлечением средств спонсоров и гранта в размере 75 тыс. рублей. В деревне Усолка Дзержинского района делегация также посетила мемориал воинам (527 тыс. рублей) и осмотрела экспозицию единственной в крае художественной галереи, расположенной в сельской глубинке (три гранта в течение 2010–2011 годов на общую сумму 1,1 млн рублей).
На состоявшемся в Тасеево рабочем совещании с участием первого заместителя губернатора Сергея Пономаренко депутаты и руководители органов местного самоуправления еще раз обсудили реализацию программы содействия развитию МСУ. Как отметил председатель комитета Алексей Клешко, при работе над бюджетом на 2015 год звучали предложения о том, чтобы свернуть программу. Авторы этой идеи призывали поделить заложенные средства между муниципальными образованиями исходя из численности жителей. По мнению Клешко, поддержавших его депутатов и представителей МСУ, в этом случае деньги были бы ничтожно малы для реализации хоть какого-нибудь проекта, особенно в отдаленных населенных пунктах. И тогда бы не было ни этих парков, ни памятников, ни отремонтированных учреждений. Кроме того, сами люди были бы исключены из процесса обсуждения и реализации проектов. А ведь их непосредственное участие — одна из главных задач развития гражданского общества.
«Программу удалось отстоять, — отметил Алексей Клешко. — Мы стараемся во время каждой поездки комитета побывать на объектах, посмотреть на реализацию грантовых проектов. Год от года увеличивается и число заявок, и число непосредственных участников — жителей городов и сел, поселков и деревень. Особенно радует отношение людей к сохранению памяти участников Великой Отечественной войны. Такие программы объединяют людей, отвечают принципам самоорганизации населения и идеям местного самоуправления».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.