В Законодательном Собрании края прошло шестое заседание восьмой сессии
3 июня в Законодательном Собрании края состоялось шестое заседание восьмой сессии, в котором приняло участие 47 депутатов. Парламентарии рассмотрели законопроект «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае». Он должен повысить адресность мер соцподдержки, в частности, речь идет о единовременных денежных выплатах малообеспеченным категориям граждан: на развитие личного подсобного хозяйства семьям, проживающим в сельской местности, имеющим пятерых и более совместно проживающих детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных, а также на ремонт печного отопления и электропроводки.
В Красноярском крае сейчас насчитывается 1821 многодетная семья с пятью детьми, из них 839 семей живут в деревнях и поселках, где с работой очень туго. Большинство таких семей кормятся за счет продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве.
За 2013–2014 годы единовременная адресная матпомощь отдельным категориям граждан на ремонт печного отопления и электропроводки была оказана 7533 многодетным семьям. В этот же период наблюдается тенденция ежегодного снижения количества погибших и травмированных людей при пожарах, а также количества пожаров на объектах жилого назначения.
Предоставление государственной социальной помощи на основе социального контракта направлено на повышение эффективности оказания материальной помощи гражданам, улучшение их материального благополучия, стимулирование к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации.
На ремонт печного отопления и электропроводки в бюджете на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов заложено 20 млн рублей. Помощь на ЛПХ в этом году должны получить 140 семей, каждой положено по 70 тыс. рублей. В краевой казне на эти цели запланировано около 10 млн рублей. В итоге законопроект был принят в первом чтении.
Также сессия рассмотрела проект закона «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов». Документ представил министр финансов края Владимир Бахарь. Он пояснил, что основная цель корректировки — приведение параметров бюджета к реальному состоянию дел. Поскольку в конце прошлого года начал ослабевать курс рубля, снизились цены на нефть и цветные металлы, возникло несоответствие между заявленными и фактическими доходами краевого бюджета. Корректировка учитывает новые сценарные условия, а также решает традиционные задачи: отражение остатков из федерального бюджета, выделение дополнительных средств на основные социально значимые расходы и другие. Более подробно с ключевыми положениями законопроекта можно ознакомиться здесь.
После этого началось обсуждение. «Губернатор заявил, что доходы края по факту на 20 млрд больше, чем предполагалось, а вы в законопроекте предполагаете увеличение всего на 5,8 млрд», — заметил депутат Валерий Сергиенко и попросил объяснить, почему имеется такое расхождение в данных. Выяснилось, что губернатор вел речь не об увеличении параметров бюджета, а о текущей ситуации: поступления в казну сложились больше по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Отчасти это произошло благодаря крупнейшим налогоплательщикам, которые по просьбе правительства отложили возврат налоговых переплат. Но в течение года их требования будут удовлетворены, поэтому о реальном росте доходов более конкретно можно говорить через полгода.
Вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко обратил внимание коллег на то, что в рамках правительственной поправки предлагается выделить средства на юбилейные мероприятия двум муниципальным образованиям. По мнению Клешко, это не совсем справедливо по отношению к остальным муниципалитетам, которые празднуют круглые даты за свой счет. Но дело даже не в избирательности подходов к определенным территориям, а в том, что в правительстве не создана структура, которая бы занималась региональной политикой. Второй момент, который осветил в своем выступлении парламентарий, касался повышения зарплаты бюджетников, не указанных в майских указах президента. «Это серьезнейшая тема, — заявил Алексей Клешко. — Продолжается расслоение людей, которые работают в одном коллективе бок о бок, выполняют схожие функции. Но одни „оказались в указе“, а другие — нет. Пока краевой бюджет не предполагает решения этих вопросов».
Кроме того, народный избранник затронул тему повышения эффективности работы бюджетной сети и качества оказываемых ею услуг. По словам депутата, все разговоры по оптимизации заканчиваются самостоятельным урезанием зон ответственности.
В продолжение темы вопрос задала Марина Добровольская: «На дошкольные учреждения выделяется 3 млрд рублей. Означает ли это, что майские указы президента в части решения проблемы очередей в детские сады будут исполнены?»
Владимир Бахарь напомнил, что изначально, когда издавались указы, в Красноярском крае была одна из самых больших очередей в России. Но министр заверил, что исполнительные органы власти делают все, чтобы решить эту проблему.
Некоторые депутаты высказались в том духе, что главный указ президента касался создания 25 млн рабочих мест по всей стране, а не повышения зарплаты и сокращения очереди в дошкольные учреждения. Но почему-то об этом забывают. И было бы интересно узнать, что в этой части сделано правительством края. Однако внятного ответа на это не последовало...
Тему приоритетов экономической политики одним из первых поднял депутат Павел Семизоров: «Дополнительные доходы — это хорошо, но они должны стать инструментом по решению текущих проблем. И во вносимых поправках должны определяться какие-то приоритеты. Однако по 20 из 21 госпрограммы увеличивается финансирование без предварительной оценки эффективности уже имеющихся расходов».
Позицию коллеги поддержал Владимир Демидов, который обратил внимание на необходимость сбалансированности бюджетной поддержки, и вице-спикер краевого парламента Всеволод Севастьянов. «Бюджет на 2016 год уже в работе, а что с приоритетами — для меня лично непонятно, — высказался Севстьянов. — Мы должны рассматривать корректировку не как сиюминутное решение вопроса, а как ступеньку перед следующим бюджетом к наращиванию расходов там, где мы намерены их увеличивать, и к сокращению там, где появляется такая необходимость. Неочевидность экономической политики позволяет относиться к корректировке как к какому-то промежуточному этапу, и непонятно, что за ним последует. Без согласования приоритетов корректировка выглядит неопределенной по решению завтрашних проблем. А считать, что завтра отменят санкции и в течение июня будут заключены соглашения с крупными финансовыми группами, — это совсем неочевидно».
Свою позицию в отношении законопроекта выразили председатели комитетов. Руководитель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова высказала признательность органам исполнительной власти за конструктивный диалог при подготовке корректировки и отметила эффективность практики «нулевого чтения», которое проходит в рамках встречи губернатора с председателем Законодательного Собрания, его заместителями, руководителями комитетов и фракций еще на стадии внесения бюджетного законопроекта.
«Практически все предложения комитета были внесены в проект закона», — сказала Магомедова и перечислила конкретные направления: обеспечение питания детей, проведение реконструкции аварийных зданий, реставрационные работы на объектах культурного наследия, реконструкция и проведение ремонта учреждений культуры, компенсация расходов муниципальных спортивных школ, повышение оплаты труда специалистов по работе с молодежью и другие.
Председатель комитета по здравоохранению и социальной политике Юрий Данильченко согласился, что встреча депутатов с губернатором и членами регионального правительства накануне внесения корректировки бюджета сыграла существенную роль в решении проблем медицины. На здравоохранение дополнительно выделяется 1,4 млрд рублей, что позволит поддерживать на должном уровне оказание медицинской помощи населению. Но проблемой остается кредиторская задолженность. Юрий Михайлович выразил надежду, что в рамках осенней корректировки ее удастся решить.
Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко в своем настрое не был столь оптимистичен. Он сказал, что АПК получил дополнительно около 1 млрд рублей (в основном за счет Федерации), но эти средства пойдут не на развитие сельского хозяйства, а на погашение возросших ставок по кредитам, на оплату подорожавшей электроэнергии, а также на минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы: «В этом году мы внесли меньше минеральных удобрений по сравнению с количеством, достаточным для получения стабильного урожая. Рассчитываю, что потребности аграрной сферы будут учтены в постановлении при принятии корректировки. Остается робкая надежда на что, что в осеннюю корректировку вспомним о сельском хозяйстве».
Председатель головного комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин, не оценивая сильные и слабые стороны законопроекта, сообщил, что корректировка поступила в краевой парламент в положенные сроки, на нее были даны положительные заключения губернатора, Счетной палаты, экспертно-правового управления Законодательного Собрания, а также экспертного совета. Есть ряд замечаний юридико-технического свойства, поднимался вопрос об увязке изменившихся сценарных условий со стратегическим планированием. «Каждый комитет рассмотрел законопроект на своих заседаниях, все приняли решение — вынести на сессию и рекомендовать для принятия», — сообщил Самохин.
По итогам поэтапных голосований сессия утвердила корректировку краевого бюджета 39 голосами «за» при шести воздержавшихся.
Кроме того, сессия заслушала доклад Уполномоченного по правам ребенка Ирины Мирошниковой «О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2014 году». Напомним, что этот документ всесторонне обсуждался на заседании комитета по образованию, культуре и спорту и на заседании комитета по вопросам законности и защиты прав граждан. Обсуждение положений доклада начала депутат Марина Добровольская. Она отметила, что до тех пор, пока власти не выработают последовательность действий в разработке семейной политики, не наведут порядок в управляемости органами опеки и попечительства, из года в год мы будем получать одни и те же результаты.
«Сейчас органы опеки и попечительства практически не подчиняются никому, и эту систему пора менять, — заявила Добровольская. — По поводу обеспечения детей-сирот жильем мне непонятна логика федерального законодателя. Мало того что эти полномочия были переданы с неисполненными обязательствами, так еще и с 2013 года закон значительно расширил категорию получателей, отчего очередь стремительно увеличивается, соответственно растут и расходы краевого бюджета. Причем жилье детям-сиротам мы должны дать не там, где они проживали до детского дома, а по месту регистрации, как правило, в Красноярске, и вынуждены строить дома для них. Сегодня мы уже имеем в Советском районе один такой дом, больше похожий на гетто».
Михаил Козлов спросил Ирину Мирошникову о причине лидерства Красноярского края по количеству случаев лишения родительских прав. Она ответила, что, на ее взгляд, причина кроется в недостаточности профилактических мер по спасению семьи. «Органы опеки и попечительства ввиду их малочисленности просто не успевают вовремя уследить за ситуацией, в результате — лишение прав как единственный способ спасти жизнь и здоровье ребенка», — сказала она.
Депутат Павел Семизоров обратил внимание на недопустимость сокращения сотрудников в комиссиях по делам несовершеннолетних, особенно в северных территориях, и обязательность выполнения предписаний ГИБДД по обеспечению дорожной безопасности для детей. Артем Черных призвал Уполномоченного разобраться с поступлением детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные учебные заведения. Дело в том, что, оканчивая обычную школу, они получают справку об образовании, с которой сложно куда-то поступить.
Подвела итоги обсуждения председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова: «После рассмотрения этого вопроса комитетом нами был подготовлен проект постановления Законодательного Собрания по докладу Уполномоченного за 2014 год, в создании которого мог принять участие любой депутат. Те темы, которые сегодня прозвучали из уст депутатов, актуальны. Наш комитет также обращал внимание на определение органа, ответственного за опеку и попечительство, закрепив за ним координационные полномочия. Эта тема звучала еще в прошлом году, но, к сожалению, исполнительной властью ничего, на наш взгляд, сделано не было, она нас не услышала. Хотя мы предлагали увеличить численность органов опеки и попечительства, ввести их в структуру министерства социальной политики. Поэтому эти два пункта — по структуре органов опеки и попечительства и по компенсации расходов на оплату аренды жилья для детей-сирот — мы перенесли в проект постановления по докладу Уполномоченного за 2014 год. Предлагаю принять его за основу, а на следующей сессии утвердить в окончательном варианте с учетом поступивших предложений».