Депутаты Законодательного Собрания края готовятся к участию в работе XII Красноярского экономического форума, который пройдет с 26 по 28 февраля. В этом году форум посвящен обсуждению ключевых направлений экономической политики в условиях структурных ограничений и геополитических рисков. Участникам предлагается в формате открытой дискуссии обсудить задачи повышения конкурентоспособности российской экономики. Особое внимание будет уделено вопросам импортозамещения и усиления экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
В работе форума примут участие представители правительства РФ, Федерального Собрания, федеральных и региональных органов власти, институтов развития, государственных корпораций и бизнес-сообществ, а также российские и зарубежные эксперты. Депутаты Законодательного Собрания края примут участие в работе различных дискуссионных площадок КЭФ.
— На форуме хотелось бы услышать рецепты преодоления кризисных явлений в экономике, узнать, какие будут вовлечены собственные ресурсы в этот процесс, включая потенциал Красноярского края. Но думаю, что об этом будет говориться отчасти, потому что основная тема площадок — Азиатско-Тихоокеанский вектор развития и взаимоотношения со странами АТР.
Что касается бизнеса, то, скорее всего, со стороны его представителей будут высказываться претензии к федеральной власти в части проводимой экономической политики. Предприниматели недовольны ключевой ставкой, которую установил Центробанк, и будут задавать вопросы, каким образом обеспечивать кредиты. Об этом много говорилось в стенах Законодательного Собрания, и некоторое понижение ставки никак не поспособствовало уменьшению количества таких разговоров. Мое мнение: вряд ли требования бизнеса будут услышаны. Хотя и члены правительства, и федеральные эксперты в своих позициях неоднородны. Надеюсь, что мы услышим спектр мнений. Единственное, чего не жду от форума, — конкретных судьбоносных решений. Мне кажется, что сейчас федеральная политика довольно взвешенна, многие ответы даны, и сейчас пришло время разрабатывать дорожные карты.
— Сегодня краю нужны реалистичные проекты. Если на форуме не гнаться за количеством соглашений, а делать акцент на одном, двух или трех реальных проектах, за которые нужно браться и прикладывать силы, то я за такой подход. КЭФ следует использовать для того, чтобы наш регион получил выгоду. Все же не зря за нашим краем эта площадка закреплена. Такой формат есть, например, в Санкт-Петербурге, в Сочи и вот у нас. Эти три мощные площадки на слуху у российской бизнес-элиты, федеральное правительство не уходит от этой идеи, поддерживает и принимает участие, эти моменты тоже нужно учитывать.
— Я не вижу никакой пользы для Красноярского края от этого форума, тем более что с каждым годом он теряет свою значимость именно как сибирский экономический форум. Уже давно это федеральное мероприятие с участием москвичей, но за счет Красноярского края. Мы тратим на это каждый год большие деньги. А что получают красноярцы взамен? Построены заводы, появились новые рабочие места или инвестиционные проекты? Ничего подобного. Перед жителями края кто-нибудь вообще-то отчитался хотя бы раз о выполнении принятых решений? При нашей-то скудности бюджета разве можно шиковать за народный счет, устраивая такие вот форумы?! На мой взгляд, пора отменить это формально-политическое статусное мероприятие.
— Всем понятно, что Красноярский экономический форум — это площадка в большей степени федеральная. И, на мой взгляд, получается так, что центр за счет расходов региона решает какие-то федеральные задачи. Заключаются соглашения, которые не имеют ни прямого, ни косвенного отношения к развитию территории Красноярского края и Сибири в целом. Мы видим уже на протяжении ряда лет, что регион усиленно пытается вклинить в повестку форума наши, сибирские вопросы, но, к сожалению, результат невелик, и это вызывает апатию у большинства его участников.
Для депутатов, входящих в комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов, будет интересна тема, впервые заявленная на форуме, — перспективы освоения Арктики. Для Красноярского края это очень актуально, у нас большие территории попадают в арктическую зону. Бюджет края вынужден нести большие расходы по решению проблем этих особых зон. В былые годы они решались за счет федерального бюджета, например, северный завоз. Сейчас мы расходуем на это около 5 млрд рублей из краевой казны, а могли бы направить их на развитие региона.
Очень надеюсь, что и Законодательное Собрание, и правительство очень плотно подготовятся и представят на форуме свое видение развития арктических территорий Красноярского края. Предполагается и проведение пленарного заседания, и круглого стола. Председатель правительства края дал поручение своему заму по соответствующему профилю Юрию Захаринскому возглавить эту работу. Мы тоже подключились к ней.
Плюсы от форума, по моему мнению, пока только имиджевые. А нашему краю на экономическом форуме есть что предложить. 500 миллиардов рублей мы направляем в виде налогов в доходную часть федерального бюджета. Краю остается около 150 миллиардов. То, что мы направляем в федеральный бюджет, к нам не возвращается, а мы готовы на территории края реализовывать федеральные проекты по той же Арктике, по транспортной инфраструктуре, по развитию нефтегазового комплекса.
На моей памяти это уже четвертый форум, на котором снова будут говорить о необходимости газифицировать Красноярск. Платежеспособность города и населения такова, что мы бы это легко осилили. Решили бы и проблемы загрязнения воздуха в городе, и, может быть, упала бы стоимость коммунальных услуг (газ в два раза дешевле угля). Нам бы пришлось в два раза меньше выделять средств из краевого бюджета на компенсацию расходов льготникам по коммунальным услугам. Уменьшилась бы заболеваемость, связанная с выбросами котельных, соответственно, снизились бы затраты на лечение людей, на покупку льготных лекарств. Для того чтобы такие проекты реализовывать в крае, есть и человеческий потенциал, и производственные мощности, а главное — у края есть желание всем этим заниматься, лишь бы было одобрение со стороны федерального центра.
— От программы форума жду конкретных результатов. В первую очередь волнует вопрос импортозамещения. Я хотел бы, чтобы на этом форуме были подписаны те соглашения, которые позволят развиваться отечественным товаропроизводителям, в том числе из нашего региона. Ведь в крае все для этого есть — полезные ископаемые, земля, человеческий ресурс. У нас есть СФУ, который поставляет трудовые кадры в различные области — промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу...
Конечно, все импортные товары мы не сможем заменить, особенно в кратчайшие сроки. Но в Красноярском крае можно выпускать 80% собственной продовольственной продукции. Мы вполне можем производить и товары легкой промышленности.
Перспективы инвестиционного развития есть — и у страны, и у Красноярского края. Эти вопросы в рамках КЭФ тоже будут рассмотрены. Нам нужны высокие технологии, тем более в сегодняшних условиях санкций, когда продажа зарубежных технологий России ограничена.
Еще один актуальный вопрос — это развитие малого и среднего предпринимательства. К сожалению, решительной его поддержки как не было, так и нет. В антикризисном плане Красноярского края видим фразы: «надо поддержать», «надо дать налоговые каникулы»... Такие меры нужно было принимать давно, 5–10 лет назад. Малый и средний бизнес всегда нуждается в поддержке государства, особенно на первых порах.
Что касается развития сельского хозяйства, то здесь тоже есть трудности. Рад, что в Красноярск приедет заместитель министра сельского хозяйства РФ. Перед ним будут поставлены конкретные вопросы. Комитет Законодательного Собрания по делам села и агропромышленной политике энергичный и деятельный. Нам нужно получить конкретные ответы — куда двигаться в этой непростой ситуации. Сельскому хозяйству также нужна поддержка государства. Банально, но факт. Кто бы что ни говорил, сельхозтоваропроизводитель с лихвой окупает эти затраты в виде продовольственной безопасности страны.
Меня также интересует взаимодействие России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Не нужно покупать все в Китае — нужно поставлять и в Японию, и в Китай, и в Корею наши товары, а взамен получать высокие технологии или другую продукцию.
На форуме буду участвовать в заседаниях нескольких круглых столов. Обязательно постараюсь побывать на молодежных площадках — с молодыми всегда интересно общаться. Еще одна важная площадка — та, которая посвящена Универсиаде. Событие это масштабное как для края, так и для страны. Универсиада даст толчок развитию физкультуры и спорта, а это — здоровье красноярцев. Думаю, мы поправим всю инфраструктуру, начиная с дорог и заканчивая объектами здравоохранения, элементами жилищно-коммунального хозяйства.
— Красноярский экономический форум был организован в 2004 году для того, чтобы мы могли пригласить сюда представителей федеральных органов власти и бизнеса. Не удивительно, что на нашей площадке побывали и премьер-министр, и представители различных министерств и ведомств, и ведущие экономисты. Управлять экономикой — это не велосипедом рулить, надо все планировать и рассчитывать. На КЭФе впервые была разработана дорожная карта, которая определяет дальнейшее развитие страны.
Что мы ожидаем от этой площадки в нынешнем году? Разговор пойдет о развитии Арктики и Северного морского пути. Для меня это интересно тем, что мы понимаем: Арктика и северные территории — это наша природная кладовая на ближайшую перспективу. Более 40% всей территории Арктики принадлежит России, а проживает там порядка двух процентов населения. Поэтому уже сегодня необходимо подумать о том, как обеспечить экономическую и географическую безопасность этой уникальной территории. КЭФ — это серьезная инвестиционная площадка, на которой и нужно обсуждать такие вопросы.
— Красноярский экономический форум — это федеральная площадка. Хотелось бы, чтобы на нем особое место было отведено промышленному развитию Красноярского края. От этого зависят доходы в бюджет и рабочие места. Надеюсь, наш регион представит на данной площадке свои предложения и инициативы, которые будут поддержаны федеральным правительством.
Как известно, сейчас в нашей стране много говорится об импортозамещении. Красноярский край, имеющий значительный индустриальный потенциал, созданный еще в советские годы, прекрасно подходит для замещения импортной продукции. Надеюсь, что со временем оживет «Сибтяжмаш», где раньше работало 9 тысяч человек, а сегодня — лишь несколько десятков. Хотелось бы, чтобы одним из итогов работы форума стало не только количество заключенных контрактов, но и реальные инвестиции в красноярскую экономику, стимулирующие индустриальное развитие региона.
— Меня как депутата-северянина интересует заседание полярной комиссии, которое будет проведено за одним из круглых столов Красноярского экономического форума. Надеюсь, что в самое ближайшее время Правительство России обратит внимание на северные территории. Президент подписал стратегию развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Теперь дело за ее реализацией. При этом надо отметить, что финансирование мероприятий в Арктике ведется по линии Министерства обороны России. На Красноярском экономическом форуме депутаты-северяне намерены высказать ряд предложений федеральному правительству по освоению арктических территорий.
— Мои ожидания от форума можно выразить в двух словах: нужна конкретика. Засилье расплывчатых формулировок и прогнозных планов уже угнетает. Менеджеры, юристы, экономисты, при всем уважении к ним, просто утомляют.
Начиная с пятого форума я предлагал организаторам в рамках пленарного заседания ввести в практику 15-минутное вступительное слово значимого лица с оценкой исполнения тех мероприятий и решения тех задач, которые были запланированы на предыдущем форуме. Нельзя каждый раз начинать с чистого листа, нужно видеть результаты.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.