В преддверии Дня учителя депутаты Законодательного Собрания края уделяют особое внимание проблемам образования.
Для обеспечения современных и безопасных условий обучения в крае реализуются следующие долгосрочные целевые программы: «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений края» на 2010—2012 годы, «Дети» на 2010—2012 годы, «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления края» на 2010–2013 годы, «Оснащение учебным оборудованием общеобразовательных учреждений Красноярского края».
Общий объем финансирования на подготовку общеобразовательных учреждений края к началу 2012—2013 учебного года составляет более 3,5 млрд рублей, в том числе свыше 950 млн из федерального бюджета, 1,7 млрд из краевого и около 873,9 млн рублей из муниципальных бюджетов.
В ходе подготовки образовательных учреждений к началу 2012—2013 учебного года приняты меры, направленные на улучшение условий обучения в образовательных учреждениях. В том числе проведен ремонт системы внутреннего водоснабжения и канализования в 214 школах края и электропроводки в 152 школах на сумму 93,6 млн рублей; исполнены предписания надзорных органов по устранению горючей отделки на путях эвакуации в 200 школах (106,3 млн рублей); установлено технологическое оборудование для пищеблоков 338 школ — 53 млн рублей; построено 10 спортивных дворов и площадок на 40 млн рублей; проведен капитальный ремонт кровель, полов, спортивных залов в 19 школах (95,8 млн рублей).
В ходе реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений края на 2010—2012 годы» с 1 сентября снята аварийность с пяти учреждений за счет строительства новой школы и проведения капитального ремонта в зданиях школ. Также введена в эксплуатацию взамен аварийной новая школа в селе Нижняя Пойма Нижнеингашского района на 460 мест (на ее строительство израсходовано 371,3 млн рублей). После капитального ремонта введены 4 школы, в которых устранена аварийность, — Рассветовская Бирилюсского района, Краснотуранская, Уральская Рыбинского района, школа №39 Красноярска.
Четыре здания школы будут введены в эксплуатацию после завершения капитального ремонта до декабря 2012 года: Усть-Кемская Енисейского района, Романовская Идринского района, Стойбинская Партизанского района и №2 Красноярска. Помимо этого строится шесть школ, большая часть которых возводится по проектам повторного применения, разработанным в Красноярском крае. Это Лакинская Большемуртинского района на 120 мест, Усть-Ярульская Ирбейского района на 220, Филимоновская Канского района на 504, Кордовская Курагинского района на 165, Покатеевская Абанского района на 115, начальная школа — детский сад в поселке Ирша Рыбинского района на 50 и 30 мест соответственно.
В рамках долгосрочной целевой программы «Дети» в 2012 году проведен конкурсный отбор 99 учителей на замещение долгосрочных предметных вакансий в сельских школах края, что позволило сократить существующие вакансии, в том числе учителей русского языка — на 90 процентов, математики — на 63.
Приобретено 37 транспортных средств для организации подвоза учащихся к общеобразовательным учреждениям края, которые будут переданы в 23 муниципалитета на замену автобусов с истекшим сроком эксплуатации, для открытия новых маршрутов и для улучшения качества перевозок детей. Все 659 автобусов, задействованных на подвозе учащихся к 403 общеобразовательным учреждениям, в целях повышения безопасности при организации перевозок 18 373 школьников оборудованы навигационными приборами ГЛОНАСС и включены в мониторинг организации перевозок школьников на территории края.
3—4 октября в Тюхтетском районе состоится выездное заседание комитета по образованию, культуре и спорту Законодательного Собрания и секции координационного совета по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края на тему «О готовности школ западного территориального округа к 2012—2013 учебному году».
«Проблемы в округах общие, — рассказала накануне председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова. — Разнятся они только своей спецификой. За два дня мы собираемся посетить как можно больше проблемных школ, в том числе находящихся в ветхом, аварийном состоянии. Долгосрочная целевая программа по обеспечению жизнедеятельности школ и у нас, и у министерства образования в числе приоритетных направлений. Мы хотим больше послушать органы местного самоуправления, определить точечные моменты, на которые власти следует обратить особое внимание при подготовке к следующему учебному году. Все это происходит в рамках формирования бюджета на 2013 и следующие годы. На это совещание приглашены представители надзорных органов».
Важной темой в сфере образования является оплата труда педагогов. На днях в пресс-центре «Сибирского агентства новостей» за круглым столом обсуждалась проблема педагогических кадров в школах края. «Сможет ли повышение зарплаты повлиять на ситуацию?» — задались вопросом участники рабочей встречи.
В дискуссии приняли участие вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко и депутат Законодательного Собрания Татьяна Волоткевич. Помимо парламентариев в обмене мнениями участвовали Ирина Дроздова — начальник отдела практики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, а также директор школы №94 Татьяна Жихарева.
Модератор дискуссии Сергей Ким, обосновывая выбор темы, отметил основные информационные поводы. Во-первых, на начало нового учебного года около пятисот вакансий учителей остаются открытыми в Красноярске. Во-вторых, губернатором края Львом Кузнецовым были приняты решения о повышении с 1 октября фонда оплаты труда в школах для учителей на 20% и для педагогических работников на 30%.
Отвечая на вопрос модератора о прямой направленности увеличения зарплаты педагогов на решение проблемы дефицита кадров, Алексей Клешко заметил: «Необходимо не забывать помимо дефицита кадров и повышения зарплаты еще и о третьей переменной — переходе на новую систему оплаты труда. На мой взгляд, повышение заработной платы — это только один из элементов создания нормальных условий для педагогического работника. В принципе, если вы сегодня придете на любое предприятие, то увидите, что человека сегодня интересует масса вопросов: и уровень заработной платы, и социальный пакет, и место расположения предприятия, и транспортная схема. Для многих сегодня немаловажную роль играет и атмосфера внутри коллектива. И повышение заработной платы — сегодня уже, может быть, и не самый основной элемент, потому что этим мы скорее удерживаем кадры внутри системы». Также Алексей Михайлович выразил уверенность в том, что повышение зарплаты не носит спонтанного характера, так как Губернатор края выполняет указание Президента РФ о доведении уровня зарплаты учителей и других педагогических работников до средней по экономике в регионе.
В свою очередь Татьяна Волоткевич, оценивая ситуацию в педагогической сфере, отметила, что не связывает повышение заработной платы исключительно с нехваткой кадров: «Проводится планомерная работа, и она совершенно правильная, потому что, если государство предполагает идти по пути развития, а не деградации, оно должно заботиться об образовании своих граждан. А чтобы граждане были образованными, безусловно, должны быть качественные учителя. А чтобы учителя были качественными, у них должна быть достойная зарплата. На самом деле здесь мы возвращаемся к тому уровню оценки труда преподавателя, который был сформирован до перестройки».
Ирина Дроздова высказала мнение о том, что для выпускников Красноярского государственного педагогического университета во главе угла стоят условия работы, например, жилье, а не зарплата. «Кроме этого, хотелось бы сделать ссылку на различные социологические исследования, которые говорят о таком немаловажном факторе, как престижность работы, — отметила она. — Для повышения престижа профессии учителя уже немало сделано государством, и я согласна, что повышение заработной платы — это один из факторов, который позволит поднять этот престиж».
В качестве подтверждения этих слов Татьяна Жихарева привела показательный пример из жизни школы №94. На данный момент в школе не хватает одного учителя английского языка, хотя 1 сентября эта вакансия была занята. Однако молодая учительница столкнулась с проблемой доступности жилья и была вынуждена вернуться домой. Комментируя столь большой кадровый дефицит, директор отметила, что здесь необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, это демографический взрыв и пропорциональное увеличение начальных классов. Во-вторых, в учебный план был введен третий час иностранного языка и физической культуры. В связи с этим основная «проблемная тройка» — это учителя начальных классов, английского языка и физической культуры.
Алексей Клешко в ходе ответов на вопросы журналистов обозначил еще одну актуальную проблему: «На федеральном уровне было объявлено о повышении фонда заработной платы учителей. То есть дополнительные деньги получили только «предметники». А, например, социальные педагоги, психологи, логопеды, преподаватели дополнительного образования остались за бортом. Мы постепенно будем исправлять эту ситуацию в крае. Сейчас именно для педагогических работников увеличивается зарплата на 30%».
Комментируя мысль о чрезмерной требовательности общества к педагогам, Алексей Клешко обратился к собравшимся за круглым столом:«Уважаемые родители! Прежде чем вы скажете грубое слово учителю, задумайтесь: готовы ли вы заменить этого учителя, готовы ли вы встать вот у этой доски, пускай самой современной, и шесть уроков вести для детей, у которых совершенно разные культурные нормы? Кого-то в семье уже научили здороваться и уважать старших, а кого-то не научили. Вот готовы ли вы к этому? Подумайте. Мне кажется, что уважение к педагогам — это не только зарплата и квартиры, это в первую очередь отношение к учителю как к человеку. Да, школа дает образовательную услугу для ребенка, но школа не является прислугой для семьи. Давайте про это помнить!»
3—4 октября члены комитета по образованию, культуре и спорту совместно с членами секции Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края оценивали готовность учреждений образования к началу учебного года в западной группе районов.
Время поездки было выбрано не случайно — накануне Дня учителя. Поэтому в каждой школе состоялось торжественное награждение педагогов благодарственными письмами Законодательного Собрания края.
Начали с Ачинского района. Общее впечатление у всех участников мероприятия сложилось очень хорошее. Во всех школах проведен косметический ремонт, поэтому в коридорах и классах чисто и уютно. Компьютеры, Интернет, интерактивные доски, даже ноутбуки на парте у первоклашек уже не редкость в сельской школе, расположенной за сотни километров от краевого центра. По программе модернизации во всех школьных столовых обновлено технологическое оборудование: посудомоечные и протирочные машины, холодильники, электродуховые шкафы и многое другое. Школьные библиотеки, медицинские кабинеты где побогаче, где поскромнее, но все в чистоте и полном порядке. Радует и то, что во всех школах появились теплые туалеты даже душевые кабины в раздевалках спортзалов.
Невооруженным глазом видно, что каждая школа, проводя ремонт, старалась максимально эффективно расходовать каждую бюджетную копейку. Правильное решение было принято министерством образования края — предоставить школам полную самостоятельность в выборе приоритетности ремонта. Кто-то заменил старые входные двери на красивые пластиковые, кто-то постелил пожаробезопасный линолеум, где-то сменили электропроводку. Одним словом, каждый действовал исходя из собственных соображений. И все же, несмотря на старания школьных работников показать гостям, так сказать, товар лицом, проблемы высвечиваются самые разные. Собственно говоря, увидеть эти проблемы и было одной из главных целей поездки, как неоднократно подчеркивала на встречах с педагогическими коллективами председатель комитета Людмила Магомедова.
Посещение трех школ Ачинского района вызвало одинаковое впечатление: везде чувствуется заботливая женская рука (директора школ всюду женщины), все свежевыкрашено, на окнах красивые шторы или жалюзи, много цветов. А главное, как с гордостью сказала на совместном заседании глава Ачинского района Тамара Осипова, в районе нет аварийных школ. Но при этом в спортзале школы с. Горный проваливается пол, в Ястребовской протекает крыша, а в Ключинской пошла трещина по стене спортзала, заниматься в нем опасно для жизни. Муниципальному образованию не под силу решить эти проблемы — только на ремонт крыши Ястребовской школы требуется около 5 млн рублей. Как раз для того, чтобы определить, где крайне необходима помощь, и прибыл депутатский десант. Сегодня, 5 октября, в Законодательном Собрании состоялось заседание профильного комитета, на котором рассматривался вопрос о корректировке бюджета на 2012 год, и председатель Людмила Магомедова в цифрах обозначила министру финансов края эти проблемы.
Школы Боготольского района и города Боготола также по мере сил, а иногда и на пределе возможного вступили в учебный год вполне подготовленными.
В школе №3 в декабре заканчивается капитальный ремонт, и она единственная светится новыми пластиковыми окнами, в остальных школах просили помочь в замене окон. Поддержки комитета попросили в школе №6. Дело в том, что помещение детского сада приспособили под школу, отсюда невообразимая теснота в коридоре и классах. Подготовлена уже проектно-сметная документация для строительства нового здания, теперь необходимо довести дело до конца — выделить бюджетные средства. И здесь без депутатов не обойтись.
Побывали парламентарии и в двух детских садах, которые красноречиво свидетельствуют о том, каким должно быть детское дошкольное учреждение (детсад №7 Боготола), и каким не может быть, но есть (детсад в селе Красный Завод). Детсад №7 три года назад вступил в строй после капитального ремонта, раньше здесь находился техникум, поэтому были вложены немалые бюджетные средства, чтобы переоборудовать здание. Но это того стоило, получилась просто сказка для детей. Конечно, это не только благодаря ремонту помещения, но и тому, что подобрался творческий коллектив, которому удалось сотворить эту сказку. Здание детского сада в Красном Заводе скорее избушка на курьих ножках, хотя и здесь работники стараются изо всех сил создать уют для десяти малышей. Больше по нормативам принять не могут, а очередь уже под 80 человек В селе есть действующее предприятие, и мамы пошли бы на работу — но куда малышей девать? По-хорошему надо строить новое здание, но об этом пока речь не идет. Делают пристройку к избушке, чтобы получить лицензию на ведение образовательной деятельности и увеличить количество мест до 15.
Тюхтетский район встретил делегацию промозглой осенней сыростью. Но в с. Леонтьевка природные капризы скрасились радушием людей, живущих и работающих здесь, формирующих социокультурный облик села. Школа всего на 47 детей, здание 1994 года постройки. Радует то, что в школе работают люди, бесконечно влюбленные в свою профессию и свое село. И эту любовь они с нежностью прививают своим воспитанникам.
Итогом двухдневной работы стало совместное выездное заседание комитета по образованию, спорту и культуре и секции Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края, которое состоялось в Тюхтете 4 октября.
С докладом выступила первый заместитель министра образования и науки Светлана Маковская. Она обстоятельно рассказала о том, как планомерно проводилась в этом году работа по подготовке школ к новому учебному году, какие средства затрачены, как определялись приоритетные направления, какие проблемы были решены и что еще предстоит сделать. Представители Роспотребнадзора и МЧС ответили на вопросы директоров школ и начальников управлений образования об изменившихся нормах законодательства и требованиях, которые придется совместно выполнять в следующем году. Поэтому подготовку школ к новому учебному году лучше начинать не в июне, а в январе. Отдельные предложения найдут отражение в решении комитета.
Подвела итоги заседания и поздравила учителей с профессиональным праздником председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова:
«За лето проделана громаднейшая работа. Посетив порядка десяти школ Западного территориального округа, мы видим, что в основном, конечно же, все школы готовы к новому учебному году, но ведь нам надо планировать и наше будущее, потому что сегодня мы находимся в процессе формирования бюджета на 2013-й и последующие два года. А значит, кому как не нам, депутатам, нужно знать каждую болевую точку. Заявленные Президентом и Губернатором приоритеты расставлены: предполагается уже в этом году довести уровень средней заработной платы учителей до уровня средней зарплаты в экономике края. И эта задача будет исполнена, при этом не будут забыты другие работники бюджетной сферы. Но главная наша задача — это выполнение всех социальных обязательств, которые органы государственной власти Красноярского края взяли перед жителями нашего края. Мы не должны сокращать социальные выплаты, но они, безусловно, должны быть адресными. Акцент должен быть сделан на консолидации сил, ответственном отношении не только к процессу формирования бюджета, но и к последующему его исполнению. Несмотря на все сложности бюджета 2013—2015 годов, я убеждена, что все обозначенные задачи будут выполнены».
Своими мнениями поделились участники выездного заседания.
Глава Ачинского района, председатель районного Совета депутатов Тамара Осипова:
«Мы для себя почерпнули большую пользу от сегодняшнего совещания и видим, что комитет Законодательного Собрания настроен на рабочий лад, подстёгивает к этому и нас. Поэтому мы считаем, что проблемы будут сдвинуты с мёртвой точки, несмотря ни на какой кризис».
Директор МБОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №1» Нина Агафонова:
«В первую очередь думаю, что эти поездки очень эффективны. С одной стороны, потому что держат нас в определённой форме. Это заставляет нас работать на результат, несмотря на то, что учителя, в общем-то, сами по сути энтузиасты. Тем не менее, когда мы общаемся с другими людьми, мы понимаем чем живут другие школы, к чему они стремятся, здесь же попутно нам дают какие-то консультации — это здорово. В тоже время, если говорить об определённых результатах — то да, они есть, и мы получаем конкретную помощь».
Член Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края, председатель Уярского Совета депутатов Валерий Латынин:
«Это очень полезная поездка. Опыт, знания и впечатления, которые я получил здесь, обязательно передам начальнику образования Уярского района. Нам есть чему поучиться у Тюхтета, Боготола и Ачинска. Кроме этого, увидев горящие глаза специалистов и то, как они творят, я хотел бы обратиться к депутатам Законодательного Собрания и сказать, что педагоги используют на полную мощность все имеющиеся у них ресурсы. Настало время помочь им!»
Губернатор Красноярского края Л. В. Кузнецов | Председатель Законодательного Собрания А. В. Усс |
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.