В уходящем году депутаты Законодательного Собрания края провели 12 заседаний сессий, на которых рассмотрено свыше 450 вопросов. Было принято более 150 законов и около 400 постановлений. Внесено 7 проектов федеральных законов в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. В краевой парламент направлено около 4000 обращений граждан, из них разъяснено или удовлетворено более 3300.
Алексей Клешко, вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:
— В 2014 году в работе нашего комитета было несколько ключевых направлений и моментов. Во-первых, мы выполнили большую работу по координации деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти края. Во-вторых, после трехлетнего перерыва мы провели съезд депутатов края: более 700 человек приехали в Красноярск из разных населенных пунктов для того, чтобы обсудить и бюджетную политику, и межбюджетные отношения. Фактически в режиме диалога мы дали людям возможность высказать те проблемы, которые у них накопились, вместе пообсуждали, как их можно решать. В-третьих, мы продолжили ужесточать краевое антикоррупционное законодательство. Мы постоянно повышаем уровень требований к чиновникам, государственным и муниципальным служащим. Кроме того, мы подготовили большой блок поправок (и они приняты) в избирательное законодательство — по его совершенствованию, обеспечению волеизъявления граждан.
Мы наметили большой план работы на следующий год. Это связано с тем, что мы должны в соответствии с федеральным законом принять решение о распределении полномочий между сельскими и районными уровнями власти в крае. Мы уже начали целую серию выездных заседаний и эту работу продолжим. Фактически речь идет о 30 полномочиях. Мы должны четко взвесить, какие полномочия мы будем передавать на районный уровень, какие оставим сельским поселениям.
Кроме того, в 2014 году мы провели серьезную дискуссию по особому статусу Таймыра и Эвенкии. В следующем году продолжим начатую тему.
Егор Васильев, заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике:
— Уходящий год был наиболее напряженным с точки зрения дефицита бюджета и государственного долга. Но новая политика губернатора и правительства края, понимание со стороны Федерации позволяют думать о том, что в следующем периоде обстановка с госдолгом и дефицитом будет легче. Однако мы не знаем, что готовит экономическая ситуация, поэтому будем соответственно реагировать на внешнеэкономические факторы и на складывающуюся конъюнктуру. В первую очередь нас интересуют цены на основные экспортные товары и параметры, заложенные в сценарных условиях прогноза социально-экономического развития края, который, безусловно, будет корректироваться. В какую сторону и каким образом, покажет время. Сегодня с уверенностью можно сказать только одно: работы будет много.
Анатолий Матюшенко, председатель комитета по вопросам промышленности и вопросам жизнеобеспечения:
— За этот год было проведено 27 заседаний комитета, на которых мы обсудили 446 вопросов различной тематики. В том числе рассмотрено 54 законопроекта, из них больше половины, а именно 29, подготовлены и внесены депутатами Законодательного Собрания, которые являются членами нашего комитета. Из наиболее значимых отмечу следующие: «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Красноярском крае»; «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края»; «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Красноярского края с органами муниципального жилищного контроля»; «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков на территории Красноярского края»;
«Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги».
На заседаниях сессии Законодательного Собрания по инициативе комитета заслушаны отчеты профильных министров: заместителя председателя Правительства Красноярского края — министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Андрея Резникова, министра транспорта Сергея Еремина, министра строительства и архитектуры Владимира Цапалина, министра инвестиций и инноваций Ольги Рухулаевой. По итогам отчетов были приняты постановления с конкретными предложениями правительству по улучшению дел в данных отраслях.
Также на заседаниях комитета систематически обсуждалось положение дел в краевых унитарных предприятиях и хозяйственных обществах, акции (доли) которых находятся в краевой собственности. Так, в 2014 году были заслушаны руководители ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова», ОАО «Красноярскнефтепродукт», ООО «Красноярская региональная энергетическая компания». По результатам отчетов и выступлений руководителей депутаты нашего комитета инициировали подготовку и принятие постановления Законодательного Собрания о предложениях по разработке и принятию планов стратегического развития предприятий с последующим рассмотрением отчетов об их выполнении на заседаниях комитетов.
Валерий Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике:
— Мы принимали документы, которые позволили увеличить субсидирование сельскохозяйственного производства и проводить его модернизацию. Была сформирована программа развития производства на предстоящий период. Несмотря на непростую финансовую ситуацию, депутатам-аграриям удалось добиться выделения дополнительных 407 млн рублей на господдержку АПК в рамках краевого бюджета 2015 года. В декабре в первом чтении принят законопроект «О государственной поддержке садоводства, огородничества и дачного хозяйства в Красноярском крае». Такой документ впервые разработан в нашем регионе. Его цели задачи отражены в самом назывании. Он предусматривает предоставление субсидий садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на развитие инфраструктуры территорий таких объединений. Краевым парламентариям удалось подвигнуть правительство края на обсуждение проблем деревни, заработал межведомственный координационный Совет по вопросам устойчивого развития сельских территорий.
2015 год станет для аграрной экономики непростым, что, конечно же, повлияет и на работу нашего комитета. Предстоит разработать программу молочного животноводства, заняться совершенствованием земельных отношений. А самого пристального внимания потребует финансово-экономическое оздоровление сельхозпроизводства. От слов надо переходить к делу по совершенствованию логистики сбыта продукции пищевой промышленности.
В первой половине будущего года депутатам-аграриям предстоит изучить предложенные правительством региона изменения в краевой закон о господдержке АПК. Сами поправки поступили в Законодательное Собрание в начале декабря, то есть до «черного вторника», когда взлетел курс иностранной валюты и были повышены банковские ставки. Предлагается внести существенные поправки в действующее краевое законодательство. Именно поэтому еще до их обсуждения на заседаниях комитета они рассматриваются экспертами, руководителями хозяйств, самими крестьянами. Важно отметить, что после приятия изменений будут решены не все проблемы, вызванные нынешним кризисом. Так что забот у комитета в новом году будет не меньше, а скорее всего, больше, чем в уходящем.
Александр Симановский, председатель комитета по природным ресурсам и экологии:
— Работа комитета в 2014 году была сосредоточена на четырех основных направлениях: реализация концепции экологического развития Красноярского края, создание концепции развития земельных отношений, создание закона о поддержке садоводческих обществ и перевод «Столбов» в статус национального заповедника.
В области экологического развития региона работа была направлена на обеспечение системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории края, приобретение оборудования для дооснащения газоанализаторами на специфические загрязняющие вещества и передвижной лаборатории. Продолжилась реализация проектов в области внедрения экологически безопасной технологии частичной газификации угля, углехимии, использования избыточной тепловой энергии как побочного эффекта современного алюминиевого производства, биоэнергетики, а также технических возможностей снижения вредных выбросов автомобильных двигателей, работающих на дизельном топливе. Комитет предложил правительству изучить перспективы реализации на территории края указанных проектов по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Проблемные вопросы в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами постоянно находились в поле зрения комитета в течение всего года. Была предложена и одобрена концепция кластерного подхода в области обращения с отходами на основе создания единого оператора в Центральном макрорегионе края. Комитет вышел с инициативой привлечения средств частных инвесторов к созданию и развитию соответствующей инфраструктуры по сбору, транспортированию, размещению, использованию, обезвреживанию отходов. Проблему с утилизацией отходов можно решить только таким способом. Мы сегодня прекрасно понимаем, что мусор становится товаром. Необходимо создать работающую схему, когда без использования краевого бюджета можно навести порядок с отходами.
Выделялись деньги на контейнеры, на полигоны, но за три года мы поняли, что таким образом не решим проблему. Нашим комитетом разработана программа по обращению с отходами. Должны приходить инвесторы — собирать мусор, сортировать его, перерабатывать и только оставшуюся часть хоронить на полигоне. Программа разработана, но есть проблемы с ее реализацией, и связаны они с позицией муниципалитетов. Тем не менее, уверен, и этот вопрос будет решен.
В части рыбохозяйственного комплекса края предложение комитета о необходимости государственной поддержки отрасли одобрено и Законодательным Собранием, и губернатором. Уже с 2015 года начнет решаться проблема в области рыбного хозяйства. Для этого в краевом бюджете предусмотрены средства в размере 5 млн рублей на создание в Игарке первого модульного цеха по первичной переработке рыбной и мясной продукции мощностью до 500 килограммов готовой продукции в сутки. Правительству края предстоит разработать и реализовать соответствующую государственную программу, рассчитанную на 2015—2017 годы, и решать проблемы отрасли в целом на всей территории края.
Кроме того, весь 2014 год комитет проводил подготовительную работу по внесению изменений в Закон края «Об экологической безопасности и охране окружающей среды» в соответствии с существенными изменениями федерального экологического законодательства. Речь идет о реализации федерального закона №219 «Об охране окружающей среды», предусматривающего экономические меры стимулирования экологической модернизации предприятий и вводящего в действие абсолютно новую систему экологического регулирования.
Работа комитета за прошедший год в области земельных отношений показала, что в настоящий момент краю необходима единая концепция управления земельными ресурсами. Комитет организовал и провел заседание круглого стола «Управление земельными ресурсами в Красноярском крае: вызовы, проблемы, перспективы», по итогам которого губернатору края предложено рассмотреть возможность создания в структуре органов исполнительной власти единого уполномоченного органа в области формирования и реализации земельной политики. В настоящий момент по данному вопросу создана рабочая группа. К этой теме будем возвращаться и в следующем году. Также правительству предложено разработать и утвердить стратегию земельной политики края на период до 2020 года и оказать методическую поддержку органам местного самоуправления по вопросам применения федерального законодательства.
Немало проблем накопилось в крае в сфере ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Прежде всего, это неурегулированность прав граждан на земельные участки, расположенные на землях лесного фонда, необходимость проведения повсеместной инвентаризации с уточнением границ садовых обществ. В связи с появлением новых границ садоводческих участков появились новые иски со стороны прокуратуры. Принято решение о том, чтобы садоводческие общества представили свои границы, по которым совместно с муниципальными образованиями и будет производиться вывод этих земель из лесного фонда.
В связи с изменениями федерального законодательства в области регулирования особо охраняемых природных территорий и перевода заповедника «Столбы» в статус национального парка появилась угроза свободному и бесплатному посещению гражданами территории заповедника — излюбленного места отдыха красноярцев. По инициативе комитета при поддержке губернатора и правительства края была образована рабочая группа. Результатом ее работы стал проект положения о национальном парке «Столбы», который предусматривает свободное и бесплатное посещение рекреационной зоны. Этот проект правительству края необходимо будет внести в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Основная позиция депутатов, профильного министерства и общественников состоит в том, что посещение «Столбов» должно оставаться бесплатным. Мы предполагаем, что основное финансирование будет из краевого бюджета, а это порядка пяти миллионов рублей в год.
Юрий Швыткин, председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан:
— Этот год, особенно второе полугодие, было особенно насыщенным для нашего комитета. Прежде всего, это связано с законом об оказании гражданам бесплатной юридической помощи. Говорить, что с его реализацией все гладко, я бы не стал, и вместе с тем делается все, что в силах комитета, для того, чтобы данный закон работал на благо жителей Красноярского края. Перед исполнительной властью мы ставим вопросы необходимого финансирования. Уполномоченный по правам человека также включен в работу по модернизации этого закона.
Еще одно важное направление, над которым работал комитет, — это внесение поправок в закон об административных правонарушениях. Этот закон, я бы так выразился, «мобильный», потому что в него периодически вносятся изменения со стороны как депутатского корпуса, так и других субъектов законодательной инициативы.
Отдельно скажу о внесении изменений в так называемый «закон о тишине». Поправки касаются санкционирования проведения ремонта дорог в ночное время. Если вернуться к истории этого вопроса, то инициатива исходила от наших коллег из горсовета, а предшествовало рассмотрению выездное совещание с участием жителей микрорайона Северного Красноярска. Люди положительно отнеслись к возможным изменениям в законодательстве. Когда мы рассматривали документ в первом чтении, отправили его потом на доработку. Однако Красноярский городской Совет депутатов решил оставить документ в первоначальном виде. Концептуальных возражений для принятия законопроекта в первом чтении не было, но ко второму будет проделана достаточно серьезная работа, внесены изменения. Нужна конкретизация — например, какие дорожные работы подпадают в перечень. Проведение ночью дорожных работ должно способствовать разгрузке транспортной инфраструктуры в утренний и вечерний час пик, уменьшить количество пробок. Доработка законопроекта и принятие его во втором чтении — задача на предстоящий год.
В этом полугодии, безусловно, одним из краеугольных камней был законопроект, касающийся участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка. Разработка краевого закона обусловлена федеральным законодательством. Здесь мы должны выстроить четкую организационную структуру, обеспечить финансирование добровольных дружинников и, конечно, действовать во благо оздоровления оперативной обстановки в Красноярском крае. Работа над документом продолжится в следующем году. Думаю, что все это достижимо.
На мой взгляд, нашему комитету удалось обеспечить финансовую составляющую тех структурных подразделений, во взаимодействии с которыми мы работаем, обеспечивая реализацию данных направлений. В частности, нам удалось отстоять дополнительное финансирование КГБУ «Спасатель», впервые ему направлена достаточная сумма, которая позволит двигаться вперед. Мы из года в год говорили о необходимости увеличения финансирования, и сейчас это свершилось.
Наша работа и в дальнейшем будет строиться в рамках секции Координационного совета, которая созвучна названию комитета. Это дополняет ответственность, возлагает большую нагрузку на комитет и в то же время позволяет более эффективно решить поставленные задачи.
Анатолий Амосов, председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов:
— В 2014 году на заседаниях комитета рассмотрено больше 70 вопросов, из них два десятка проектов краевых и федеральных законов. Мы обсуждали проблемы, связанные с нормативным обеспечением деятельности северных территорий, проводили унификацию законов Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Конечно, в работе комитета значительное место занимало рассмотрение законопроектов о краевом бюджете в части расходов северных территорий.
В настоящее время исполнительная и законодательная ветви краевой власти принимают меры по оздоровлению государственных финансов. Эти меры направлены на сокращение, а в перспективе и на ликвидацию дефицита краевого бюджета. Они осуществляются в основном путем оптимизации отдельных расходов, не связанных с оплатой труда работников бюджетной сферы, и пересмотра некоторых инициативных расходных обязательств края.
В этих непростых условиях при подготовке бюджета на 2015 год комитету удалось доказать необходимость увеличения расходов по Таймырскому Долгано-Ненецкому и Эвенкийскому муниципальным районам. Трансферты из краевого бюджета увеличатся на 19 процентов для Таймыра и на 15 процентов для Эвенкии. В денежном выражении бюджеты территорий составят 6 миллиардов и 4,5 миллиарда рублей соответственно.
Мы рассматривали и работу правительства края по исполнению государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» применительно к Таймырскому Долгано-Ненецкому и Эвенкийскому районам. В 2015 году так же, как и в 2014-м, планируется профинансировать переселение 20 семей из Эвенкии и 8 семей из Таймыра. Кроме этой программы существует программа переселения, которая финансируется федеральным бюджетом и ГМК «Норильский никель», по ней ежегодно 1126 семей из Норильска и Дудинки переезжают в более комфортные климатические условия.
Все направления социальной поддержки коренных народов Севера в бюджете 2015 года сохранены. По инициативе членов комитета были увеличены расходы на содержание зимников в Эвенкии, было выделено финансирование на изучение популяции дикого северного оленя, на развитие переработки рыбной продукции на территории Таймырского, Туруханского и Эвенкийского районов.
В течение всего 2014 года комитет уделял особое внимание исполнению краевой государственной программы «Создание условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края и защиты их исконной среды обитания». В 2015 году расходы на обеспечение гарантий прав КМНС увеличатся на 12 процентов и составят 420 миллионов рублей. В частности, в два раза увеличатся расходы на предоставление грантов по развитию традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в полтора раза увеличены ассигнования на безвозмездное предоставление товарно-материальных ценностей для осуществления традиционной хозяйственной деятельности лицам из числа КМНС. Продолжится строительство быстровозводимых домов на Таймыре и в Эвенкии. Большим событием для коренных народов Севера в 2014 году стало окончание строительства сельского Дома культуры в Тутончанах. Несмотря на дефицит бюджета, его ввели в строй.
При обсуждении проекта бюджета на 2015 год мы рекомендовали правительству, и на сессии было принято соответствующее постановление, рассмотреть ряд вопросов: о строительстве интерната на 250 мест в поселке Носок на Таймыре, о финансировании проектных работ по школе-интернату в поселке Хатанга на Таймыре, а также о компенсации выпадающих доходов МУП «Эвенкиянефтепродукт» и ряд других.
В числе значимых вопросов, контроль за которыми осуществляет комитет: северный завоз — обеспечение труднодоступных территорий нефтепродуктами и продовольствием, развитие малой авиации, сохранение национальной культуры КМНС. Мы планируем и дальше продолжить эту работу.
Важным событием года стало заседание за круглым столом для обсуждения проблем правового регулирования особого статуса административно-территориальных единиц, образованных в границах бывших автономных округов. Комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов вместе с комитетом по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества провели его в сентябре 2014 года.
В середине декабря на Таймыре и в Эвенкии побывал губернатор, на рабочих совещаниях он четко сформулировал свою позицию и дал соответствующие поручения правительству по решению проблем, касающихся особого статуса этих территорий. В первую очередь губернатор предложил рассмотреть вопрос о правовом положении административно-территориальных единиц с особым статусом — Таймыра и Эвенкии, вопрос централизованного обеспечения северных территорий края жизненно важными товарами и продуктами, а также вопрос о возвращении государственных федеральных органов исполнительной власти на территории Таймыра и Эвенкии. Губернатор уже дал поручения заместителю председателя правительства края Юрию Захаринскому подготовить соответствующие мероприятия. Думаю, в первом квартале 2015 года на заседаниях комитета мы будем рассматривать законопроекты, направленные на то, чтобы жизнь на северных территориях шла к лучшему.
Алексей Протопопов, заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной политике:
— Основной закон, который мы приняли в этом году, — это Закон «О мерах социальной поддержки детей защитников Отечества, погибших в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года», так называемый закон о «детях войны». Он принят в той редакции, которую предложил Губернатор Красноярского края. Работа над документом велась несколько лет, было предложено несколько вариантов. В итоге документ был принят, и, наверное, это одно из достижений работы комитета за последнее время. Действие нового закона распространяется на тех людей, которые потеряли родителей в годы Великой Отечественной войны. Он определяет как денежные компенсации и присвоение статуса, так и право бесплатного проезда к месту захоронения павших защитников Отечества.
В этом году мы занимались решением проблемы по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Ее можно разделить на две части. Первая, чисто техническая, заключается в переобустройстве присутственных мест и зданий, куда люди с ограниченными возможностями обращаются за решением своих проблем: это учреждения здравоохранения, соцзащиты и другие. Причем те же пандусы должны быть удобными и пригодными для использования. Два года назад на выездном совещании в Емельяновском районе пришлось однажды эту простую истину доказывать и госчиновникам, и руководителям от медицины. В решении этой задачи депутаты опираются на мнение жителей: мы тесно работаем с общественными организациями инвалидов, общественными советами.
На решение второй проблемы времени уйдет больше, хотя мне казалось, что она уже почти решена. Я говорю о толерантности людей. Не секрет, что так называемые «хрущевки» для инвалидов крайне неудобны. Однажды по этому вопросу мы выезжали в один из дворов Советского района. И с чем столкнулись, когда подъехали вместе с представителем управляющей компании? Нас встретила целая демонстрация протеста: автостоянка для жителей дома была куда важнее. Здесь нам всем предстоит еще очень много трудоемкой работы.
Наш комитет рассмотрел и утвердил план на следующий год. Безусловно, он еще будет корректироваться, но главные его направления следующие: преемственность в работе, контроль над кадровым обеспечением, качеством оказания медицинской помощи населению, обеспечение ее доступности для жителей края. Большой блок посвящен социальным вопросам. Особое внимание вновь уделим созданию доступной среды для инвалидов, для детей с ограниченными физическими возможностями. Несмотря на сложности с бюджетом на следующий год, продолжим работу по обеспечению мер социальной поддержки граждан в том объеме, в котором она была в предыдущие годы.
Татьяна Волоткевич, заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту:
— В 2014 году наш комитет уделял очень большое внимание закону «Об образовании в Российской Федерации». Приняли мы и свой, краевой закон. Безусловно, была проделана серьезная работа, и в дальнейшем мы намерены контролировать то, насколько качественно он сказывается на повышении уровня образования детей в Красноярском крае.
Что касается сферы культуры, то эта отрасль также была приоритетной для нас, к тому же 2014 год был объявлен Годом культуры. Но должна с сожалением отметить, что не все запланированное удалось реализовать. По крайней мере, радует то, что завершается реконструкция театра имени Пушкина, и скоро мы увидим его во всей красе. Впрочем, там еще остается под вопросом строительство двух блоков.
В перспективе мы очень надеемся приступить к реконструкции и ремонту Минусинского драматического театра. Проект этот весьма существенный. Продолжится и работа по консервации объектов культурного наследия, будет завершаться реконструкция и восстановление памятников в Енисейске — готовимся к юбилею этого города.
Если говорить о спорте, то завершилось строительство футбольного манежа в Советском районе Красноярска. Когда его возведение только начиналось, казалось невероятным, что все удастся сделать, тем не менее это масштабное сооружение введено в строй.
Большое дело, которым мы занимались и продолжим заниматься, — это обеспечение детей-сирот жильем. Это многострадальный краевой закон, есть проблемы в его реализации.
В уходящем году большие подвижки достигнуты в строительстве дошкольных образовательных учреждений, в сокращении очередности в детские сады на территории края.
Что касается планов на будущее, то, безусловно, будет осуществляться контроль за произведенной в этом году реорганизацией средних профессиональных образовательных учреждений. Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию (а фактически он обращался к нации) пристальное внимание уделил подготовке профессиональных кадров. Это очень правильно, потому что невозможно сделать прорыв страны в области создания своих товаров, своих продуктов и производств, если мы кардинально не изменим подготовку профессиональных кадров. Но, к сожалению, не всегда все тезисы послания президента затем реализуются на местах...
Мы будем уделять очень большое внимание профессиональной подготовке кадров, контролировать, насколько эффективно проведена реорганизация средних профессиональных образовательных организаций и профтехучилищ. Это начальная ступень, за которую мы так переживали, и она никуда не исчезла, а стала первой ступенью в учреждениях среднего профессионального образования.
Красноярский край готовится к Универсиаде 2019 года, и мы станем внимательно следить тем, как станет вестись строительство спортивных объектов. Это очень важный для края вопрос.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.