25 мая в Законодательном Собрании Красноярского края состоялся круглый стол, посвященный перспективам совершенствования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды.
В обсуждении улучшения экологической ситуации в крае приняли участие депутаты краевого парламента, представители министерства природных ресурсов и экологии региона, а также представители ведущих промышленных предприятий Красноярского края и компаний по созданию производственно-экологического мониторинга. Они рассмотрели один из главных вопросов в жизни региона — эффективность мониторинга окружающий среды.
По словам директора «Центра реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды» Веры Шефер, на сегодняшний день количество лабораторий в крае недостаточное. Кроме того, существует необходимость в их модернизации, которая бы позволила более оперативно собирать всю необходимую информацию об экологической обстановке.
«В настоящее время в рамках нашей краевой системы наблюдения функционирует пять систем мониторинга, две из которых являются автоматизированными — это система мониторинга атмосферного воздуха и мониторинг землетрясений. С 2011 года в крае создаются новые атмосферные посты наблюдения, оснащенные четырьмя газоанализаторами, плюс дооснащаются уже действующие. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем шесть АПН, в которые встроены по четыре газоанализатора. На четырех АПН газоанализаторы настроены на пять основных загрязняющих веществ и один АПН содержит еще газоанализатор на формальдегид», — рассказала Шефер.
Установленные лаборатории исследуют ситуацию в атмосферном воздухе, воде, почве, производственных отходах, промышленных выбросах, снежном покрове, а также в производимых газовых выбросах от общественного транспорта. Помимо краевых лабораторий, на территории региона существуют собственные лаборатории промышленных организаций по отслеживанию экологической ситуации.
«Нормальная система мониторинга окружающей среды должна обеспечить три функции: объективно отражать текущую ситуацию в режиме онлайн, объективная информация об экологии в крае должна быть доступна всем жителям; второе — прогноз ситуации с учетом изменения погодных условий и производственных циклов. И наконец, эта система должна стать основой принятия управленческих решений, инженерных решений, развития, планов территориального изменения. Надеюсь, что в скором времени мы увидим в городе такую систему. Она должна стать единой и понятной конструкцией. Наша задача, как законодателей, — инициировать правильное развитие этого процесса и обеспечить его правильными изменениями в законодательстве по экологии на уровне Красноярского края», — отметил заместитель председателя комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания Иван Ребрик.
Депутаты обратились к представителям ведущих промышленных предприятий Красноярского края, которые озвучили свои предложения и рассказали о своем опыте в области мониторинга окружающей среды. Так, было предложено увеличить плотность измерения за счет дешевых газоанализаторов, устанавливать приборы мониторинга на общественный транспорт, а также создать индивидуальные приборы, которыми смогли бы пользоваться различные социальные группы населения. Также участники круглого стола предлагали обратить особое внимание на экологические платежи.
В свою очередь представители компаний по производству систем мониторинга отметили, что стоимость одной системы краю обойдется в 70-80 млн рублей, а система с химической и радиационной лабораториями — в 100-150 млн рублей.
Иван Ребрик также отметил, что мониторинг окружающей среды сейчас работает в тестовом режиме — он отрабатывает основные показатели загрязнения, однако не охватывает весь Красноярск. «Если говорить о структуре загрязнений, то мы все знаем, что 30 % — это металлургия и остальные производственные предприятия, 30 % — энергетика, 30-35 % — транспорт и все остальные. Поэтому заниматься городом нужно полностью, необходимо видеть его целиком», — пояснил Ребрик.
В заключение встречи заместитель министра природных ресурсов и экологии Красноярского края Сергей Шахматов обратился ко всем промышленным предприятиям края с просьбой добровольно предоставлять в минприроды показания мониторинга окружающей среды, чтобы создать единую систему сбора информации об экологической ситуации в регионе.
Иван Ребрик также напомнил, что в 2014 году произошли изменения в Федеральном законодательстве, которые предписывают предприятиям I, II, III категорий опасности иметь собственные внутренние системы производственно-экологического мониторинга «с передачей данных по внешней муниципальной системе, региональной и территориальной».
По итогам круглого стола было решено рекомендовать правительству края обеспечить необходимое финансирование для поддержки запланированных мероприятий по улучшению экологии. Минприроды края рекомендовали продолжить работу по развитию системы наблюдений и работать в тесном контакте с предприятиями.
«Безусловно, нам необходимы такие обсуждения, но также нужен и какой-то финансовый ресурс. Понимая, что есть несколько наблюдательных пунктов с разными полномочиями, мы готовим некую единую схему. Хотелось бы иметь принцип единого окна, чтобы не только органы власти могли иметь доступ, но и простые граждане. Через подобные мероприятия мы сейчас находим формат, технологию и алгоритм. В итоге мы должны получить систему не хуже, чем в Москве или Московской области», — заключил замминистра природных ресурсов и экологии края Сергей Шахматов.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.