Участниками мероприятия стали депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, Верховного Совета Республики Хакасия и Верховного Хурала Республики Тыва, ученые и эксперты.
Открывая конференцию, спикер краевого парламента Алексей Додатко подчеркнул, что обмен опытом будет способствовать повышению эффективности работы каждого из региональных парламентов. По его словам, на конференции «Развитие представительной власти в Енисейской Сибири» будет обсуждаться два направления. Это история, позволяющая рассмотреть опыт парламентской работы и народовластия в историческом контексте. Второе направление — обсуждение вопросов организации местного самоуправления, муниципальной власти, взаимодействие с уровнем региональной власти. «У Красноярского края, — отметил спикер, — накоплен неплохой опыт и методического, и организационного, и содержательного обеспечения местного самоуправления».
Затем с приветственным словом выступили председатель Верховного Хурала Республики Тыва Кан-оол Даваа и председатель Верховного Совета Республики Хакасия Владимир Штыгашев.
«Сегодня некоторые говорят, что Россия — колониальная империя. Это абсолютная неправда. Большинство территорий добровольно входило в состав Русского царства. Хакасы еще в 18 веке сами попросили у русского царя защиты, иначе через несколько поколений наш народ попросту перестал бы существовать. В 1990-е Борис Ельцин скопировал западную модель местного самоуправления, это было большой ошибкой. Исторически сложилось так, что традиционное, российское местное самоуправление имеет больше полномочий, оно более эффективное в наших реалиях», — спикер парламента Хакасии напомнил совместную двухсотлетнюю историю Енисейской Сибири.
С докладом об особенностях зарождения российского парламентаризма в начале XX века выступила Ольга Малышева, доктор исторических наук, профессор Московского городского педагогического университета.
Она рассказала о том, что парламент в России зарождался в тяжелых условиях и намного позже европейских стран. Тогда Николай II дал народу представительство во власти и всю оставшуюся жизнь он считал это своим «нелюбимым дитя», отметила историк. Также Ольга Малышева рассказала, как в России готовился первый избирательный закон, и как проходила первая избирательная кампания. На этот момент царь был готов к изменениям, но строго дозированным, отметила эксперт. Новый этап парламентаризма наступил в 1990-х гг. Здесь, говорит Ольга Малышева, Красноярский край имеет интересный исторический опыт, который учёные уже активно изучают. Например, Красноярский край стал одним из первых регионов в России, где выборы в региональный парламент прошли не только по округам, но и по спискам политических партий.
«Конференции такого плана важны и нужны. Ежегодно на площадке Межпарламентской Ассамблеи в северной столице страны проходят „Таврические чтения“, это такая площадка, которую по праву занимают и где лидируют представители исторической школы Санкт-Петербурга. Участие в форуме дает уникальную возможность специалистам, профессионалам, историкам объединиться и обсудить важные вопросы. Изучение региональной представительной истории из года в год занимает все больше места. Тот опыт, что по итогу формируется и откладывается, на мой взгляд — бесценен. Можно сколько угодно говорить, дискутировать, но если это не выходит в практическую плоскость, предметную область осмысления, это не может иметь значимости», — отметила Ольга Малышева после конференции.
Известный краевед, заслуженный работник культуры Российской Федерации Леонид Бердников рассказал множество интересных фактов из истории губернии, представив доклад «Губернаторские отчеты как источник исторических данных о местном самоуправлении в Красноярском крае».
Одной из ключевых стала тема повышения эффективности муниципального управления. Ей посвятили свои доклады Алексей Менщиков, директор Института государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края и Светлана Могилина, заместитель председателя Верховного Совета Республики Хакасия, председатель комитета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку. Она рассказала, что ее доклад был связан с нормами Конституции, которые были определены в марте 2020 года.
«До сегодняшнего дня, к сожалению, федеральный закон об общих принципах организации публичной власти на уровне местного самоуправления не принят, он утвержден был только в первом чтении. Такая нерешенность проблематики, в том числе и с вопросами местного значения и передачей государственных полномочий на муниципальный уровень, привели к дисбалансу работы органов местного самоуправления, в том числе и в нашей Республике Хакасия. Публичные полномочия перевешивают те полномочия, которые определены Конституцией как вопросы местного значения — то есть жизнеобеспечения и деятельности населения конкретного управления. У местного самоуправления забраны характерные для них вопросы здравоохранения и образования, а навешаны на них, наоборот, такие вопросы, как борьба с терроризмом и коррупцией. Поэтому возникает вполне резонный вопрос: а что же являют из себя органы местного самоуправления? Они государственные структуры или „дочки“ этих государственных структур? Либо все же, согласно ст.12 Конституции РФ, это самостоятельные органы, которые не являются органами государственной власти? Вот эти дискуссионные вопросы я посчитала важным обозначить в своем докладе», — пояснила Светлана Могилина.
Дискуссию вызвал доклад заведующего кафедрой конституционного, административного и муниципального права Юридического института СФУ, доктора юридических наук, профессора Андрея Кондрашева «Органы публичной власти субъекта Российской Федерации в свете конституционной реформы 2020 года: проблемы и возможности».
Обсудили на конференции и многие другие аспекты межпарламентского сотрудничества.
Депутат Верховного Хурала Республики Тыва, ректор Тувинского государственного университета, доктор философских наук, профессор Ольга Хомушку отметила: «Мой доклад посвящен диалогу культур как основе духовного развития Енисейской Сибири. Мне кажется, что все вопросы, которые сегодня звучали и касались законодательных инициатив, социально-экономических аспектов, не могут существовать без основной составляющей, которая называется диалогом культур. Причем, мы должны иметь в виду, что по сути любой диалог содержит в себе информационную составляющую. Сибирь в этом смысле является очень хорошим и интересным примером позитивного диалога. За довольно длительную историю этой диалогичности и взаимодействия с народами и регионами, которые являются соседями, у нас установились продуктивные связи. И сама Енисейская Сибирь, и история ее формирования имеют под собой позитивный стержень, который позволяет нам сегодня совместно решать многие актуальные вопросы, ставить дальнейшие задачи для реализации. Это позволяет уверенно смотреть в будущее».
Председатель Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Додатко поблагодарил всех участников мероприятия и выразил надежду на то, что оно станет традиционным: «Этот диалог нужно продолжать. Сегодня мы обозначили круг вопросов, которые пока остаются без ответов, в том числе о практике работы по федеральным инициативам, о взаимодействии с органами местного самоуправления, по нашей совместной законодательной деятельности — это вопросы, связанные с унификацией законодательства и обеспечения реализации программы «Енисейская Сибирь». На мой взгляд, совместная работа парламентов трех субъектов должна стать более практической, ориентированной не только на обмен общеметодическими установками. Мы должны решать совместные практические задачи. Пример тому — разработка мер поддержки экономики в период пандемии, эти меры должны быть расширены по ряду ключевых отраслей. На мой взгляд, и по другим вопросам нам надо действовать на опережение, разрабатывая совместные системные решения. Считаю нашу сегодняшнюю встречу стартом предметного, содержательного и постоянного профессионального диалога".
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.