Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

В Красноярске прошла предпоследняя в 2025 году сессия Законодательного Собрания края. На нее было вынесено более 60 вопросов, главный из которых — утверждение во втором чтении бюджета Красноярского края.

В начале заседания депутаты парламента утвердили резолюцию публичных слушаний по бюджету. Документ фиксирует оценку ситуации, параметры бюджета и пакет рекомендаций власти всех уровней.

В 2025 году внутренний региональный продукт ожидается на уровне 4,2 трлн рублей, к 2028 году он вырастет на 3,4 % до 5,3 трлн рублей, при доле реального сектора 67,5–69,6 %. За пять лет объём инвестиций увеличился в 2,5 раза, ежегодные вложения в основной капитал в 2026–2028 годах сохранятся выше 1,4 трлн рублей.

Более половины расходов бюджета по‑прежнему приходится на социальную политику, образование и здравоохранение. В 2026 году расходы на коммунальные услуги бюджетных учреждений вырастут на 12,1%, на нормативные обязательства и питание — на 6,2 %, стипендии с 1 сентября будут проиндексированы на 6,2%. С 1 января 2026 года МРОТ увеличится на 20,7 % до 27 093 рублей, ежемесячная выплата работникам бюджетной сферы вырастет с 6 200 до 10 855 рублей с учётом районного коэффициента и «северных» надбавок. Отдельно зафиксировано продолжение работы по достижению целевых показателей зарплат педагогов, медиков, работников культуры и социальной сферы.

Важным моментом остается поддержка территорий. В 2026 году муниципалитеты получат в качестве межбюджетных трансфертов 162,3 млрд рублей (30,9 % расходов краевого бюджета). Формируется сеть опорных городов — Ачинск, Канск, Лесосибирск, Минусинск, на комплексные планы которых в 2024–2025 годах предусмотрено 5,5 млрд рублей и ещё 12,7 млрд — на 2026–2028 годы. На поддержку муниципальных комплексных проектов развития направят 2,1 млрд рублей, включая ремонт дорог и социальных объектов, строительство домов культуры, очистных сооружений и инженерных сетей.

Резолюция закрепляет расширение участия граждан в бюджетном процессе. Объём расходов, распределяемых с учётом мнения жителей, в 2026–2028 годах составит 14,8 млрд рублей; количество межбюджетных трансфертов, зависящих от решений населения, вырастет с 12 до 16. На программу поддержки местных инициатив ежегодно предусмотрено по 600 млн рублей. В 2026–2028 годах запланировано не менее 8 000 мероприятий по финансовой грамотности в год с охватом свыше 500 тыс. человек, в том числе проведение в крае финала Международной олимпиады по финансовой безопасности.

В 2026–2028 годах в Красноярском крае будет реализована 21 государственная программа края. Большой блок рекомендаций касается налоговой базы: предлагается оценивать эффективность льгот, увязывать налоговые расходы с нацпроектами и госпрограммами, усиливать межведомственную работу по собираемости платежей и вовлечению недвижимости и земель в экономический оборот.

Отдельный раздел посвящён экологии и инфраструктуре. Краю рекомендовано расширить участие в федеральных проектах по снижению выбросов и обращению с отходами, развивать систему очистных сооружений и гидротехнических объектов, поддерживать модернизацию коммунальной инфраструктуры и местных дорог, совершенствовать механизмы ГЧП и концессий. В совокупности резолюция публичных слушаний становится дорожной картой для бюджета 2026–2028 годов, закрепляя социальный характер расходов, поддержку муниципалитетов и курс на устойчивое развитие экономики и качества жизни жителей края.

В заключительной части документ содержит более 80 конкретных поручений и рекомендаций правительству края, органам местного самоуправления и Счётной палате. Среди ключевых — актуализация Стратегии социально‑экономического развития края до 2030 года, развитие промышленной кооперации и технопарков, стимулирование социального предпринимательства, создание инвестиционных паспортов муниципалитетов, выравнивание условий финансирования сельских и городских территорий и укрепление внешнего муниципального финансового контроля.

Затем состоялось обсуждение во втором чтении самого бюджета. С учётом всех изменений доходы 2026 года составят 452,3 млрд рублей, расходы — 527,4 млрд рублей, плановый дефицит — 75,1 млрд рублей, а без учёта расходов в рамках «инфраструктурного меню» — 49,1 млрд рублей. Дополнительные ресурсы связаны прежде всего с ростом безвозмездных поступлений из федерального бюджета и участием края в национальных проектах, а также с перераспределением собственных средств в пользу приоритетных направлений.

Владимир Бахарь подчеркнул, что в результате новой поправки фактически по всем государственным программам края сложилось увеличение финансирования. В социальном блоке дополнительные средства за трёхлетку распределены по линиям образования (+7,6 млрд рублей), здравоохранения (+7,6 млрд) и социальной поддержки населения (+6,8 млрд). В экономике наибольший прирост получили развитие транспортной системы (+12,6 млрд), реформирование и модернизация жилищно‑коммунального хозяйства (+2,8 млрд), а также программы «Жильё и городская среда» (+1,8 млрд).

Существенно усиливаются направления, связанные с охраной окружающей среды (+5,3 млрд рублей) и развитием лесного хозяйства (+5,0 млрд). Для обеспечения гибкости бюджетной политики на ближайшие годы из собственных источников края дополнительно 3 млрд рублей направлены на увеличение резервного фонда правительства — его размер возрастает с 7 до 10 млрд рублей.

Повышенное внимание — синхронизации госпрограмм с национальными целями развития страны. На мероприятия национальных проектов в трёхлетнем периоде дополнительно предусмотрено 35,6 млрд рублей: плюс 1,4 млрд в 2026 году, 4,5 млрд в 2027‑м и 29,7 млрд рублей в 2028‑м. Основной прирост приходится на нацпроекты «Инфраструктура для жизни» (+13,6 млрд) и «Экологическое благополучие» (+9,4 млрд), а также на три социальных проекта — «Молодёжь и дети» (+4,1 млрд), «Семья» (+3,3 млрд) и «Продолжительная и активная жизнь» (+2,9 млрд рублей). Всего изменения затрагивают около 350 направлений в составе госпрограмм и национальных проектов.

В сфере социальной политики основные изменения связаны с федеральным финансированием в объёме 7,7 млрд рублей за три года, из них 0,9 млрд приходится на 2026 год, 1,1 млрд — на 2027‑й и 5,7 млрд — на 2028‑й. Эти средства направляются на социальную поддержку при оплате коммунальных услуг (4,5 млрд рублей, включая 0,9 млрд в 2026 году), развитие системы социальных контрактов (1,8 млрд в 2028 году) и создание системы долговременного ухода за гражданами (0,7 млрд в 2028‑м).

Отдельная статья — строительство нового жилого корпуса для пансионата «Солнечный», где федеральное участие увеличено с 500 млн почти до 1 млрд рублей. Таким образом, социальная защищённость малообеспеченных семей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями получает не только текущую поддержку, но и новую инфраструктурную базу.

В образовании общий объём дополнительных ресурсов в трёхлетнем периоде составляет 7,7 млрд рублей, из них 0,7 млрд приходится на 2026 год, 0,8 млрд — на 2027‑й и 6,2 млрд — на 2028‑й. Федерация дополнительно направляет средства на выплаты за классное руководство (4 млрд рублей в 2028 году), обеспечение горячим питанием школьников (1,9 млрд, включая 1,4 млрд в 2028‑м), а также на оснащение кабинетов, учебных корпусов и общежитий колледжей (0,1 млрд в 2026–2027 годах).

За счёт собственных средств края обеспечивается софинансирование и выделяются дополнительные ресурсы на ремонт фасадов и кровли техникумов — по 0,2 млрд рублей ежегодно в 2026 и 2027 годах. Новым направлением становится обеспечение учителей планшетами для работы с электронными журналами и цифровыми сервисами: на это за три года предусмотрено 0,4 млрд рублей. Всё это, по оценке министра, должно напрямую повлиять на качество и современность образовательного процесса.

В здравоохранении общий дополнительный ресурс на три года достигает 7,6 млрд рублей: 1,4 млрд в 2027 году и 6,2 млрд в 2028‑м. Федеральный бюджет добавляет 3,1 млрд рублей на льготное лекарственное обеспечение (по 0,3 млрд ежегодно в 2026–2027 годах и 2,5 млрд в 2028‑м) и 2,1 млрд рублей на модернизацию первичного звена здравоохранения (по 0,6 млрд в 2026–2027 годах и 0,9 млрд в 2028 году).

Усиливается детская медицина: дополнительные средства заложены на строительство детской многопрофильной больницы, оснащение детских поликлиник мобильным оборудованием для выездных профосмотров и диспансеризации (0,1 млрд рублей в 2026–2028 годах), а также на оснащение детских больниц (0,5 млрд в 2028‑м). За счёт краевого бюджета в 2026 году 0,4 млрд рублей направят на обновление парка машин скорой помощи, закупку оборудования, устранение предписаний надзорных органов и проведение вакцинации.

В сфере культуры на три года предусмотрено более 0,5 млрд рублей дополнительных ресурсов: федеральные средства идут на строительство детских школ искусств в Ужуре и Нижнем Ингаше, капитальный ремонт Железногорского театра кукол (0,4 млрд в 2026‑м и 0,3 млрд в 2027‑м). Высвобождаемые краевые средства перераспределяются на ремонт библиотек и сельских домов культуры, а также на новые проекты — создание детских культурно‑просветительских центров (30 млн рублей в 2026 году) и конкурс для домов культуры и библиотек (21 млн рублей).

На спорт федерация добавляет 1,5 млрд рублей, в том числе более 500 млн на строительство многофункционального комплекса для адаптивных видов спорта в Красноярске и свыше 600 млн в 2028 году на третью очередь регионального центра по регби на базе стадиона «Авангард». В экологической сфере впервые предусмотрен столь крупный пакет — более 7,5 млрд рублей в рамках госпрограмм «Охрана окружающей среды» и «Реформирование и модернизация ЖКХ». Средства направят на комплексные планы снижения выбросов и улучшения качества воздуха, перевод частных домовладений на современные виды отопления, строительство и модернизацию котельных и тепловых сетей в Минусинске, Лесосибирске, Ачинске и других городах.

В лесном хозяйстве федерация добавляет 4,6 млрд рублей (0,3 млрд в 2026‑м, 0,2 млрд в 2027‑м и 4,1 млрд в 2028 году), в том числе 2,2 млрд на осуществление отдельных полномочий в сфере лесных отношений и 2,0 млрд на тушение лесных пожаров. На развитие технопарков в 2027–2028 годах дополнительно направят 600 млн рублей, в результате общий объём федерального финансирования по этому направлению достигнет 1 млрд рублей за трёхлетку.

На развитие транспортной и дорожной сети выделяется 12,6 млрд рублей дополнительных федеральных ресурсов: в 2027‑м — 1,1 млрд, в 2028‑м — 11,7 млрд рублей (с учётом уточнений по 2026 году). Эти средства пойдут на строительство и капитальный ремонт дорог, включая 5,6 млрд рублей на подъездную дорогу от трассы Р‑257 «Енисей» к планируемому многофункциональному комплексу в Бирюсинском заливе Красноярского водохранилища, а также на реконструкцию взлётно‑посадочной полосы аэропорта (1,5 млрд рублей, из них 1,2 млрд в 2027‑м и 0,3 млрд в 2028‑м). Дополнительно более 2 млрд рублей за три года направят на модернизацию коммунальной инфраструктуры (1,3 млрд) и формирование комфортной городской среды (0,9 млрд), включая 0,3 млрд в 2026 году на проекты‑победители всероссийского конкурса в Канске, Минусинске и Норильске, а также 0,8 млрд в 2028 году в рамках четырёхстороннего соглашения по Норильску.

Свои вопросы вице-премьеру — министру финансов задали депутаты Павел Семизоров, Дмитрий Свиридов, Борис Мельниченко, Александр Бойченко, Галина Ампилогова, Егор Васильев, Ирина Иванова, Максим Маркерт.

Спикер краевого парламента Алексей Додатко поблагодарил правительство и депутатский корпус за плодотворную совместную работу.

На сессии Законодательного Собрания края депутаты приняли за основу постановление «О предложениях правительству Красноярского края в связи с принятием закона края «О краевом бюджете на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов». Документ стал дополнением к бюджету и зафиксировал ключевые ожидания парламента по развитию территорий, социальной поддержке и инфраструктуры, подготовлен с учётом заключений контрольных и правовых органов.

Одна из центральных тем постановления — здоровье и безопасность людей. Правительству рекомендовано обеспечить бесплатное совместное пребывание с ребёнком, больным сахарным диабетом 1 типа, одного из родителей, организовать проживание иногородних пациентов в краевом онкодиспансере, развивать психоневрологическую службу, укреплять базу, строить новые корпуса и расширять коечную мощность, в том числе за счёт модульных зданий. Документ требует устойчивого финансирования Территориального фонда ОМС, нормативов на ремонт медоборудования, усиления контроля за льготными лекарствами, обновления санитарного автотранспорта, увеличения коек в инфекционных корпусах и ускорения строительства ФАПов в Арктике.

Существенная часть документа посвящена Арктической зоне и северным территориям. Предлагается предусмотреть средства на план развития Норильска, строительство объектов по обезвреживанию отходов с термической утилизацией ТКО, закупку не менее 10 автобусов большого класса ежегодно, бесплатное питание льготных школьников, обновление библиотек и проекты новых больниц взамен аварийных зданий. Отдельно предлагается увеличить финансирование проекта «Чистая вода края», очистных сооружений, ликвидации накопленного вреда и свалок, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, расширить строительство и капремонт межмуниципальных дорог, развивать туристскую инфраструктуру и поддерживать сельские территории.

Документ уделяет внимание защите семей и развитию экономики. Рекомендовано увеличить субсидии муниципалитетам на инфраструктуру для участков под жильё многодетным и развивать жилищный фонд социального использования за счёт наёмных домов, выкупа квартир и ГЧП, продолжить проекты «Земский тренер», «Земский работник культуры», «Земский учитель». Для бизнеса предлагается мера компенсации резкого роста тарифов на тепловую энергию, особое внимание уделено участникам СВО и их семьям — поддержка предпринимательства, наставничество и отдых детей за счёт бесплатных путёвок и организованного проезда.

Постановление предлагает усилить финансирование быстровозводимых крытых спортсооружений, увеличить количество спортивных сертификатов для старшего поколения, обеспечить выполнение федеральных стандартов подготовки и содержание спортивных объектов, включая клубы по месту жительства и проект «Дворовый инструктор». В образовании предусмотрено проектирование реконструкции школ, признанных непригодными, и расширение краевых именных стипендий для одарённых школьников и студентов. Отдельным пунктом предлагается взять под особый контроль сохранение объектов культурного наследия, посвящённых героям Великой Отечественной войны.

Контроль за исполнением постановления возложен на комитет по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан.

Фото: Андрей Бурмистров \ sobranie.info

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье