Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

19 ноября в Красноярске состоялись публичные слушания по вопросу «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов».

В мероприятии приняли участие депутаты Законодательного Собрания, члены Правительства края, главы территорий, депутаты местных Советов, руководители крупных предприятий, представители федеральных структур, профсоюзных организаций, общественности.

Публичные слушания имеют большое значение, поскольку позволяют провести всесторонний предварительный анализ законопроекта о краевом бюджете на очередной год и обсудить задачи, которые предстоит решать органам государственной власти и местного самоуправления в рамках бюджетной политики. По итогам публичных слушаний на сессии Законодательного Собрания края будет принята резолюция, содержащая конкретные рекомендации в сфере бюджетной политики.

С прицелом на корректировку

Перед началом публичных слушаний состоялся брифинг для краевых СМИ. Председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного Собрания Андрей Самохин и министр финансов края Владимир Бахарь рассказали о целях публичных слушаний и ответили на некоторые другие вопросы.

«Это ежегодное мероприятие, которое мы проводим в соответствии с Бюджетным кодексом и законом о бюджетном процессе в Красноярском крае, — пояснил Андрей Самохин. — Слушания проходят перед принятием бюджета в первом чтении. Таким образом подводится итог предварительной работы, которая шла в течение всего года. Наша цель — выслушать мнение населения».

Журналисты поинтересовались, вносились ли изменения в региональный бюджет по опыту прошлых лет после проведения публичных слушаний.

«Дело в том, что в первом чтении согласуются основные параметры бюджета, — ответил Андрей Николаевич. — А слушания проходят как раз накануне рассмотрения бюджета в первом чтении. Нет, параметры бюджета после проведения публичных слушаний ни разу не менялись. Но ко второму чтению некоторые комитеты уже подготовили поправки, и вместе с бюджетом будет принято постановление Законодательного Собрания по тем направлениям, которые не нашли отражения в бюджете; будут внесены соответствующие корректировки».

Также краевые СМИ попросили прокомментировать рост государственного долга края.

«На сегодня мы согласились с теми параметрами бюджета, которые предлагает Правительство края, — сообщил председатель головного комитета. — Если мы не утвердим увеличение госдолга, то тогда будем вынуждены свернуть социальные расходы. Мы не считаем возможным отказаться от этих расходов».

У министра финансов журналисты спросили, почему в бюджет не включены расходы на проведение Универсиады в 2019 году.

«Проект краевого бюджета был внесен раньше, чем было принято решение о проведении Универсиады в Красноярске, — ответил Владимир Бахарь. — Сейчас создается оргкомитет на федеральном уровне, предстоит работа по определению непосредственных объектов строительства, суммы расходов на проведение спортивного мероприятия и источника финансирования. Мы планируем, что такая работа будет проводиться в течение первого квартала 2014 года, и расходы по Универсиаде, скорее всего, станут предметом весенней корректировки».

Программно-целевой акцент

С приветственным словом к участникам слушаний обратился председатель Законодательного Собрания края Александр Усс.

Он напомнил о движении бюджетного законопроекта, который серьезно обсудили парламентские комитеты и проанализировали эксперты. Спикер добавил, что уже готово заключение Счетной палаты края, и заверил, что сегодня есть все предпосылки для того, чтобы провести публичные слушания. Также Александр Усс обратил внимание собравшихся на ряд обстоятельств, имеющих значение при обсуждении главного финансового документа региона.

«Во-первых, изменились федеральные требования, появился программно-целевой акцент, что существенно повлияло на формат бюджета, — отметил Александр Викторович. — Во-вторых, сегодня в крае существует разрыв между обязательствами и возможностями — такой непростой финансовой ситуации не было, пожалуй, последние пятнадцать лет. В-третьих, в начале ноября было принято историческое решение о проведении Универсиады 2019 года в Красноярске, и появились слухи о том, что это масштабное мероприятие ухудшит финансовое положение региона. Не согласен категорически! Универсиада не только поможет нам развить социальную инфраструктуру, но и позволит привлечь финансы, что оздоровит ситуацию в крае».

Затем слово взял первый вице-спикер краевого парламента Валерий Семенов, который председательствовал на публичных слушаниях. Валерий Владимирович обратил внимание участников на то, что в зале присутствуют представители бизнеса и общественности, что позволяет сформировать объективный взгляд на законопроект о бюджете. Правда, он отметил и негативный факт: не все приглашенные руководители краевых организаций с участием государства посчитали нужным принять участие в публичных слушаниях.

«Настало время, когда нам необходимо объединить усилия власти, бизнеса и общества, чтобы решить непростые задачи, — отметил Валерий Семенов. — Прежде всего для края стоит задача повышения уровня жизни людей через повышение доходной базы бюджета».

Прогнозы и предпосылки

Первым с докладом выступил министр экономики и регионального развития края Анатолий Цыкалов.

Он представил прогноз социально-экономического развития нашего региона на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов. По словам Анатолия Григорьевича, сценарные условия развития экономики края разработаны исходя из ориентиров и приоритетов федеральной политики, тенденций мировых торговых рынков, а также с учетом развития предприятий и отраслей по итогам социально-экономического развития нашего региона за последние годы.

Значимыми факторами, учтенными в прогнозе, стали реализация майских указов Президента, планы предприятий по реализации крупных инвестпроектов и загрузке уже введенных в эксплуатацию мощностей в области добычи нефти, металлургии, энергетики, лесного и строительного комплексов края.

В 2014–2016 годах предусмотрено более сдержанное ослабление рубля по отношению к доллару США при одновременном снижении мировых цен на нефть в 2014–2015 годах, умеренный рост цен на металлы. Министр отметил, что прирост валового регионального продукта в крае в 2014–2016 годах будет обеспечен продолжением реализации крупнейших инвестиционных проектов в области добычи нефти и газа, металлургии, энергетики и лесного комплекса. Таким образом, согласно прогнозным данным, в 2014 году объем валового регионального продукта увеличится до 1,4 трлн рублей, а к концу 2016-го достигнет 1,7 трлн рублей.

Темп роста инвестиций в основной капитал в 2014 году запланирован на уровне 102,1 процента, в 2015 и 2016 годах — 103,2 и 104,1 процента в год соответственно. Инвестиции в основной капитал к концу прогнозного периода — в 2016 году — достигнут почти 525 млрд рублей.

В прогнозном периоде продолжится реализация следующих наиболее значимых для края проектов:

  • комплексное развитие Нижнего Приангарья;
  • освоение нефтегазовых ресурсов на территории края, включая освоение Ванкорского месторождения, нефтегазовых месторождений Эвенкии.
  • крупным инфраструктурным проектом станет строительство магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет.

В целях дальнейшего освоения природоресурсного потенциала края предусматривается начать реализацию нового комплексного инвестиционного проекта общегосударственного масштаба и стратегического значения — «Ангаро-Енисейский кластер». В ходе его реализации на основе принципов государственно-частного партнерства в период 2012–2021 годов будет создан кластер горнопромышленных и лесоперерабатывающих производств на территории Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Саянского районов края, а также необходимая инфраструктура.

В сельском хозяйстве в среднесрочном периоде также планируется реализация крупных инвестиционных проектов в отрасли животноводства, в том числе по созданию новых свиноводческих комплексов в Большемуртинском и Сухобузимском районах.

Зарплата должна подрасти

По словам Анатолия Цыкалова, среднегодовой индекс потребительских цен снизится с 106,2 процента в 2013 году до 105,4–104,7 процента в 2014–2016 годах.

Снижение темпов прироста планируется как на товары, так и на платные услуги населению. Замедление темпов инфляции в среднесрочном периоде ожидается за счет умеренного роста потребительского спроса и относительно консервативной денежной политикой, проводимой государством.

На протяжении ряда лет в крае наблюдаются тенденции, свидетельствующие об улучшении ситуации в сфере занятости и на рынке труда. Уровень общей безработицы в крае составляет 5,5 процента и является минимальным среди регионов Сибирского федерального округа, начиная с 2010 года. По состоянию на 31 декабря 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Красноярского края, составила 24,4 тыс. человек (минимальное значение за 19 лет). Ожидается, что уровень безработицы будет снижаться и в ближайшие годы.

Однако складывается непростая ситуация в демографии. В 2014–2016 годах в экономике края продолжится сокращение численности населения в трудоспособном возрасте (почти на 48 тысяч человек к 2016 году). Кроме того, продолжится снижение численности занятых в экономике (на 6 тысяч человек к 2016 году).

Также прогнозом социально-экономического развития региона предусмотрено увеличение среднедушевого денежного дохода по краю с 26 430 рублей в 2014 году до 31 137,6 рубля в 2016 году. Среднемесячная заработная плата в 2014 году составит 34 527,5 рублей, а к концу 2016 года — 40 930 рублей. Размер среднемесячной зарплаты работников бюджетных учреждений края достигнет 34 254,2 рубля в 2014 году.

Семь целей, двадцать программ

Затем слово было предоставлено министру финансов края Владимиру Бахарю.

Он выступил с докладом о краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов. По словам Владимира Викторовича, системной новацией бюджета стал его новый программный формат: в основе главного финансового документа региона лежат 20 государственных программ, которые были приняты Правительством края еще 30 сентября. Из них 14 программ разработаны в развитие ведомственных целевых программ, действующих в настоящее время, шесть — абсолютно новые.

Так, впервые разработаны госпрограммы в области управления государственными финансами, по развитию инвестиционной и инновационной деятельности, по содействию развитию местного самоуправления, по содействию развитию гражданского общества, по развитию информационного общества и по созданию условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов края и защиты их исконной среды обитания.

Министр назвал семь основных целей бюджетной политики на ближайшую трехлетку:

взаимодействие с федеральными органами власти по совершенствованию федерального законодательства, оказывающего влияние на формирование бюджетов регионов;реализация федеральных направлений бюджетной политики, в том числе указов Президента РФ;переход на программный бюджет;развитие механизма государственно-частного партнерства;повышение эффективности бюджетных расходов;обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований края в условиях перераспределения полномочий;повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

На фоне изменений основных показателей социально-экономического развития прогнозируется снижение доходов краевого бюджета относительно параметров, учтенных в бюджете на 2013–2015 годы. В 2014 году уменьшение составит 6,1 млрд рублей, в том числе от изменения параметров социально-экономического развития — 1,9 млрд рублей, от изменения федерального законодательства — 4,2 млрд рублей. При этом к 2013 году наблюдается стабильно растущая динамика по всем доходным источникам: прирост собственных доходов в 2014 году относительно текущего года составит более 15 млрд рублей.

Обязательства и параметры

Министр финансов остановился на принципах и подходах к формированию расходов краевого бюджета.

Правительство края планирует продолжить осуществление мер по повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе через:

  • безусловное выполнение действующих публичных нормативных обязательств;
  • отказ от новых расходных обязательств, не связанных с реализацией указов Президента РФ;
  • повышение адресности мер социальной поддержки;
  • применение бюджетного маневра, означающего, что любые дополнительные расходы, носящие обязательный характер, обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения с наименее приоритетных;
  • перенос на более поздние сроки строительства новых объектов (за исключением аварийных зданий или тех объектов, по которым уже заключены соглашения);
  • уменьшение на 5 процентов расходов на закупку товаров для государственных нужд.

Ежегодно порядка 30 процентов всех расходов краевого бюджета (без учета федеральных средств) будет направляться на реализацию майских указов Президента. В 2014 году это более 40 млрд рублей, а за весь трехлетний период — 136 млрд. Среди основных мероприятий, на которые предусмотрены средства, — финансирование повышенной ранее заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. С учетом уже принятых решений общий объем средств на эти цели в краевом бюджете составит 15,4 млрд рублей в 2014 году и по 16,6 млрд рублей в 2014 и 2015 годах.

Немалые объемы средств на состоявшееся и планируемое повышение оплаты труда бюджетников предусмотрены в местных бюджетах — около 3 млрд рублей ежегодно, большая часть из которых также ложится на краевой бюджет при определении объема дотаций территориям. Кроме системной индексации с 1 октября 2014 года на 5%, планируется повысить фонды оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы на 10 процентов с 1 января 2014 года.

Второе важное направление в рамках реализации президентских указов — введение дополнительных мест в детских садах. В бюджете на эти цели предусматривается 5,2 млрд рублей, в том числе 1,6 млрд в 2014 году и по 1,8 млрд в 2015 и 2016 годах. И третье направление — ликвидация аварийного жилищного фонда. В 2014 году на эти цели предусматривается 1,3 млрд, в 2015 году — 2,4 млрд и в 2016-м — 3,2 млрд рублей.

С учетом изложенных подходов параметры проекта краевого бюджета на 2014 год выглядят следующим образом:

  • доходы — 148,3 млрд рублей, в том числе собственные — 133,2 млрд рублей;
  • расходы — 171 млрд рублей, в том числе расходы за счет собственных средств — 155,9 млрд рублей
  • дефицит бюджета составляет 22,7 млрд рублей. Основными источниками покрытия дефицита являются облигационные заимствования и кредиты коммерческих банков.

Госдолг вызывает опасения

Заместитель председателя Счетной палаты края Виктор Астраханцев представил участникам слушаний заключение на проект краевого бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов.

Как отметил Виктор Сергеевич, содержание законопроекта в целом соответствует Бюджетному кодексу, но вместе с тем имеются отдельные несоответствия норм. Так, не установлен объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам в очередном финансовом году и плановом периоде. Кроме того, не представлены методики и расчеты распределения субвенций, предоставляемых на реализацию законов края.

К числу основных недостатков межбюджетных отношений Виктор Сергеевич также отнес сложность администрирования и централизацию средств. По словам Астраханцева, раньше трансферты ежегодно включали до 140 субсидий. В 2014 году планируется всего 101, что может привести к снижению заинтересованности органов местного самоуправления в поиске дополнительных доходов.

Другой важный момент: прогноз, на основе которого сформирован бюджет, осуществлялся в отсутствие стратегии социально-экономического развития края. То есть в документе не обеспечена связь между стратегическим и долгосрочным планированием. Слабыми местами бюджета является отсутствие направления по повышению качества налогового законодательства. Кроме того, основные векторы бюджетной политики в проекте закона не предусматривают механизма совершенствования госпрограмм и межбюджетных отношений края, а прогнозируемый прирост доходов связан с деятельностью производств, имеющих возможные риски в получении прибыли (добыча полезных ископаемых и металлургическое производство).

Определенные опасения вызывает увеличение государственного долга края и его обслуживания. В свете сказанного Виктор Астраханцев предложил доработать проект закона о бюджете ко второму чтению в его увязке с комплексной стратегией развития края и замечаниями Счетной палаты.

Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье