В Уяре состоялось выездное совместное заседание комитета по вопросам законности и защиты прав граждан и одноименной секции Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края. В рабочей встрече приняли участие депутаты, главы территорий, председатели административных комиссий, представители полиции, службы судебных приставов.
Заседание было посвящено обсуждению проблем и перспектив деятельности административных комиссий городских округов, сельских поселений восточной группы муниципальных районов края. Как сообщил председатель профильного комитета Юрий Швыткин, работе административных комиссий депутаты уделяют серьезное внимание, этот вопрос рассматривался и изучался на примере других территорий края. Сейчас необходимо выработать общие подходы, принципы и механизмы применительно к деятельности административных комиссий. Также Юрий Николаевич напомнил, что не так давно 16 статей краевого закона об административных правонарушениях были признаны недействительными, поскольку противоречили федеральному законодательству. Это также накладывает свой отпечаток на работу комиссий.
Как сообщил в своем докладе руководитель агентства по обеспечению деятельности мировых судей Владимир Жильцов, в восточной группе районов созданы 144 административные комиссии. В прошлом году в них поступило 3675 протоколов. Больше всего протоколов составляют сотрудники полиции (96,6%). При этом на первом месте фигурируют правонарушения, посягающие на общественный порядок, затем идут нарушения правил благоустройства, нарушения в области предпринимательской деятельности, охраны окружающей среды. Административному наказанию в виде предупреждения подвергнуто 1210 лиц, оштрафовано 1580 человек. Сумма штрафов составила 1,182 млн рублей, но реально взыскать удалось всего 30% (более 350 тыс. рублей).
«Бюджет, все мы знаем, в крае дефицитный, надо взимать наложенные штрафы, пополнять казну, вносить свою лепту. Исполнение штрафов находится на низком уровне в связи с неэффективной организацией работы в этом направлении — как административными комиссиями, так и службой судебных приставов», — сказал Жильцов.
Он обозначил еще ряд проблем, одна из них — низкое качество составления протоколов, нередко их приходится отправлять на доработку. Есть также случаи, когда люди, не согласные с решением административной комиссии, подают в суд, и тот встает на их сторону. Зачастую полицейские не указывают в протоколе наличие приложений — перечень документов и их количество, то, что производилась фотосъемка. За 2013 год из 31 обжалованных и опротестованных решений административных комиссий судами было отменено 15.
Ряд сельских поселений в течение прошлого года не оформили ни одного протокола. Например, в Уярском районе это Новопятницкий, Балайский, Громадский, Сушиновский, Сухонойский, Толстихинский сельские советы. А, к примеру, в Нижнеингашском и Иланском районе, хотя протоколы и составлялись, в принудительном порядке ни одного рубля не было взыскано.
Заместитель председателя комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Марина Добровольская спросила и. о. начальника отдела исполнительного производства Управления федеральной службы судебных приставов РФ по краю Екатерину Гусеву: «Чем вам помочь, чтобы вы были заинтересованы в результатах своего труда? Взыскивается всего 300 тыс. с миллиона рублей. Должники, алиментщики спокойно ходят!» Председатель комитета Юрий Швыткин поддержал коллегу: «18% штрафов по краю взыскивается. Делайте выводы. Мы понимаем, нагрузка у приставов большая, зарплата маленькая, сокращения есть, но дело надо делать». К слову, зарплата судебного пристава, по словам Екатерины Гусевой, составляет 16 тыс. рублей в месяц: «Мы проводим взыскания. Низкая зарплата — это не отговорка, мы работаем, требуем исполнения».
Как выяснилось в ходе беседы, в прошлом году 463 уведомления оказались «не опознаны» — в них неверно были указаны реквизиты. И тут как таковой вины приставов нет, их поздно ставят перед фактом, на какой счет должен быть отправлен штраф. Юрий Швыткин сказал, что здесь должна быть координация всех ответственных ведомств, разобщенными действиями общую задачу не решить.
Глава Уяра Сергей Чащин рассказал, что в административной комиссии города работают 8 человек, в том числе депутаты горсовета и специалисты администрации. «Проводим рейды по улицам, разъяснительную работу с населением организуем, в том числе через местную газету. В прошлом году 84 протокола составили и выписали штрафов на 28 600 рублей», — сказал докладчик.
В ходе обсуждения был поднят вопрос и об административных комиссиях. Первый заместитель главы Бородино Александр Первухин заметил, что в городе люди нередко используют «закон о тишине» как средство свести счеты с соседями: «В силу неприязненных отношений фиксируют громкую музыку за стенкой в 22.05, в 22.10.. Но мы разъясняем, беседуем, гасим конфликт». Первухин заметил, что много в этом плане зависит от ответственного секретаря административной комиссии — в Бородино им работает бывший подполковник полиции.
Первый заместитель главы администрации Зеленогорска, председатель местной административной комиссии Сергей Камнев в своем докладе сообщил, что в адмкомиссии закрытого города работают 14 человек: «На сегодняшний день составлено 373 протокола, взысканий оформлено на 112 300 рублей, взыскать удалось 37 400 рублей. У нас хорошо налажено взаимодействие с УВД, начальник службы участковых или его заместитель всегда присутствуют на заседаниях». Камнев посетовал, что сегодня сложно составлять протоколы в части природоохранной деятельности, к примеру, по несанкционированным свалкам: «Комиссию бьют по рукам. Мы штраф в 3–5 тыс. на юрлиц просим, а прокуратура говорит, мол, жестко наказываем народ, приносит протест. Итог — нарушитель отделывается предупреждением».
«Мы услышали различные мнения с мест. Это немаловажно, потому что нужно выработать видоизмененный закон Красноярского края об административных комиссиях. На сегодняшний день в некоторых поселениях они существуют фиктивно, не занимаются профилактической работой, не составляют протоколов. Безусловно, это влияет на общую ситуацию в плане правопорядка. В ряде территорий административные комиссии работают достаточно активно. Нам необходимо сформировать единый подход. Одновременно нужно понимать, что секретарь комиссии, работая на освобожденной основе, может быть премирован за счет тех субсидий, которые направляются из краевого бюджета на обеспечение деятельности административных комиссий. Другое дело, что сумма там невелика, но есть возможность рассмотреть этот вопрос. Какие статьи работают? Нарушение правил благоустройства, выгула собак, „закон о тишине“ и другое. Этот выездной формат заседаний дает нам импульс к рассмотрению под другим углом зрения закона края об административных комиссиях с целью приведения в соответствие общего алгоритма и выработки индивидуального плана действий для каждого поселения. Думаю, если мы этого достигнем, то законопослушные граждане будут чувствовать себя уверенно, а нарушители в этом случае не уйдут от ответственности», — подвел итог заседания Юрий Швыткин.
Депутаты, в частности, предложили агентству по обеспечению деятельности мировых судей края при формировании программы обучения на базе учебного центра губернатора края учесть замечания прокуратуры, судейского сообщества к процессуальным документам, составленным административными комиссиями, для их последующего рассмотрения в процессе обучения членов административных комиссий; продолжить практику обучающих семинаров на базе муниципальных районов с председателями и ответственными секретарями административных комиссий поселений. Органам местного самоуправления рекомендовано принять меры по организации взаимодействия административных комиссий с органами внутренних дел, территориальными отделами Управления федеральной службы судебных приставов РФ по краю; усилить профилактическую работу по предупреждению административных правонарушений; организовать проведение совместных рейдов административных комиссий с сотрудниками органов внутренних дел и должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований с освещением итогов данных рейдов в средствах массовой информации.
Пресс-службе Законодательного Собрания Красноярского края
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.