19 июня Законодательное Собрание провело публичные слушания по вопросу «Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2014 год». В рабочей встрече приняли участие депутаты краевого парламента, члены регионального правительства, главы территорий, депутаты местных Советов, представители бизнеса и общественности. Это мероприятие имеет большое значение: в рамках утверждения отчета об исполнении краевого бюджета проводятся проверки Счетной палаты, заключения готовит экспертно-правовое управление Законодательного Собрания. Публичные слушания позволяют не только подвести финансовые итоги минувшего года, но и выявить острые проблемы, которые нужно решать органам государственной власти и местного самоуправления.
«Публичные слушания — это неотъемлемый элемент работы с бюджетом, — рассказал журналистам перед началом мероприятия спикер краевого парламента Александр Усс. — Сегодня наша задача заключается в том, чтобы не просто констатировать факты исполнения бюджета прошлого года, а дать им оценку в свете того, что уже начинает формироваться бюджет на следующий год. И все плюсы и минусы предшествовавшего периода мы, безусловно, должны учесть и сделать из этого выводы. В целом применительно к исполнению бюджета прошлого года можно говорить о некоторых разнонаправленных оценках и тенденциях. С одной стороны, на фоне серьезных финансовых ограничений исполнение бюджета было достаточно ровным: нам не пришлось вносить в него какие-то радикальные изменения, новые акценты и направления финансирования, хотя проблемы с деньгами существовали и финансово емкие задачи были.
Во второй половине года сценарные условия жизни резко поменялись, и тем не менее с бюджетом справились. Отрадным является тот факт, что сократился дефицит — едва ли не на треть. Из разряда проблем и минусов: к сожалению, задачу по сокращению государственного долга краю не удалось решить, госдолг вырос, это сказывается на кредитном рейтинге региона и на том, как мы будем работать в будущем. Отмечу, что у нас постепенно начинает ослабевать нормативный подход к межбюджетным отношениям применительно к муниципалитетам. Мы всегда гордились тем, что у нас был именно нормативный подход и соответственно четкая методика распределения средств, а теперь при достаточной сбалансированности местных бюджетов их расходы начинают резко расти. Это свидетельство того, что наши достижения в управлении финансами потихоньку размываются.
Настораживает законодательную и исполнительную власть тот факт, что, несмотря на рост валового регионального продукта, доходная часть бюджета «заморозилась». Необходимо думать о том, как с этой тенденцией справиться. Бюджет — это сложный документ, в нем есть множество разных нюансов — как позитивного, так и негативного плана. Сегодня мы попытаемся предметно это проанализировать и с выработанными оценками идти в будущее«.
«Что касается вопросов, которые стоят сегодня перед органами местного самоуправления, перед региональными органами власти, то все мы обязаны работать над повышением доходной части бюджета, над созданием таких условий для функционирования экономики, социальной сферы, которые бы позволили привлечь максимальное количество средств в бюджет, — добавил председатель краевого правительства Виктор Томенко. — Это необходимо для решения социально-политических проблем, которые у нас существуют. Относительно регулирования межбюджетных отношений: процесс этот технологичен, он требует профессиональной настройки, балансировки. Бюджетный процесс — комплексный, на него влияет множество факторов, которые требуют анализа и осмысления».
С основным докладом об отчете об исполнении краевого бюджета за 2014 год выступил министр финансов края Владимир Бахарь. Он в очередной раз напомнил, что прошедший год был непростым. Если ранее на финансовую политику региона существенно воздействовали изменения федерального законодательства, то теперь на первый план выходят макроэкономические условия: санкции и контрсанкции, резкое снижение цен на нефть, снижение цен на металлы, ослабление курса рубля, ускорение инфляции и прочее.
Вместе с тем рост промышленного производства продолжился, хотя по итогам года сложился ниже прошлых лет. Индекс составил 102 процента, и этот показатель выше среднероссийского. Рост наблюдался в добыче полезных ископаемых, в энергетике и в обрабатывающих производствах. Так, в 2,5 раза увеличилась добыча попутного газа (на Ванкоре была запущена новая ветка газопровода, и теперь попутный газ не сжигается, а попадает в общую систему), продемонстрировали устойчивое развитие предприятия оборонно-промышленного комплекса и наукоемкие производства. Новые мощности по лесопереработке введены в Енисейском и Богучанском районах.
В сельском хозяйстве индекс сложился ниже прошлого года (97,7%). При стабильных показателях в растениеводстве сказалась неблагоприятная тенденция в животноводстве, где сократилось поголовье птицы и объем производства мяса крупного рогатого скота. Другой неприятный момент заключается в том, что на 12 процентов снизился объем инвестиций. Во многом это произошло из-за недоступности кредитов и неуверенности участников рынка в завтрашнем дне. Хотя в целом край остается лидером по Сибири в части объема привлеченных средств (344,5 млрд рублей). Что касается строительства, то в прошедший период было введено 1,2 млн квадратных метров жилья. Это почти на 6% больше уровня 2013 года.
Министр назвал и ряд других характерных показателей. Инфляция по отношению к декабрю предыдущего года составила 109,5% (этот показатель ниже, чем в целом по Сибири). Среднемесячная заработная плата выросла на 2,6 тысячи рублей и составила 34,2 тысячи рублей. При этом реальный рост оплаты труда сохранил положительное значение за счет увеличения зарплаты в бюджетной сфере, но отмечено его замедление. Безработица по итогам года сложилась на уровне 1,2%.
«В целом итоги социально-экономического развития продемонстрировали устойчивость экономики края, — резюмировал Бахарь. — Несмотря на то, что внешние факторы внесли свои коррективы, большой запас прочности региона позволил нам продолжить поступательное движение вперед».
Владимир Бахарь также сообщил, что объем валового регионального продукта в 2014 году превысил 1,3 трлн рублей (рост на 7%). При этом налоговые и неналоговые доходы приросли незначительно — всего на 8 млрд рублей (но и эта цифра носит условный характер, поскольку связана с авансированием налога на прибыль крупнейшими налогоплательщиками края). Причина такой доходности заключается во влиянии федерального законодательства, которым предусмотрено создание консолидированных групп налогоплательщиков.
«Мы на протяжении пяти лет имеем примерно 150 млрд рублей собственных доходов консолидированного бюджета с одновременным ростом расходов, в том числе на реализацию президентских указов и содержание новой сети учреждений, — посетовал глава финансового ведомства. — Поэтому говорить о причинах дефицита, думаю, нет необходимости. Очевидно, что преодолеть проблему дефицита и роста государственного долга возможно только путем существенного прорыва в наращивании собственных доходов бюджета».
Затем министр рассказал о том, какие меры предпринимались по обеспечению сбалансированности бюджета и сохранению финансовой стабильности. Были привлечены дополнительные федеральные средства в размере 11,6 млрд рублей. Проводилась работа по оптимизации расходов, которые удалось урезать на 10 млрд. Кроме того, прошло сокращение штатов более чем на 700 человек, была отменена индексация зарплат работников аппарата, оптимизированы затраты на командировки, связь, транспорт и другие направления (экономия расходов на государственное управление в целом составила около 600 млн рублей). Плодотворным оказалось и взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками края: в декабре прошлого года удалось привлечь дополнительное авансирование от компаний в размере 5,7 млрд рублей. Важным мероприятием, по словам министра, стало проведение выборочного аудита сети государственных и муниципальных учреждений.
«Как оказалось, мы заглянули туда, куда не заглядывал никто много лет», — сказал Бахарь и привел примеры, когда в поселениях оказывали услуги, которых нет даже в полномочиях субъекта РФ: методические, секретарские и даже по покупке мото- и водотехники. При этом бывали случаи, когда руководитель не мог ответить на самые главные вопросы, к примеру, какова цель деятельности вверенного ему учреждения. В связи с этим докладчик призвал глав муниципальных образований обратить внимание на эффективность сети местных учреждений.
В завершение министр заявил, что в крае создан неплохой задел, чтобы выйти на бездефицитный бюджет. Параметры принятого трехлетнего бюджета — тому подтверждение. Но чтобы добиться этой цели, нужно продолжить реализацию намеченных планов по росту доходов и повышению эффективности расходов.
После этого слово было предоставлено заместителю председателя Счетной палаты края Виктору Астраханцеву. В своем по обыкновению эмоциональном и образном выступлении он дал заключение на годовой отчет об исполнении краевого бюджета за 2014 год.
«У нас всегда хватало возможностей и реакции, чтобы „выскакивать из кипятка“ и демонстрировать способности реагирования на резкие конъюнктурные перепады, — отметил Астраханцев. — Но полагаю, что мы можем иметь дело с более непростой проблемой — оказаться медленно и незаметно сваренными. Застабилизировавшись на определенном уровне, основные экономические индикаторы имеют тенденцию к дальнейшему менее заметному сползанию, что усыпляет бдительность».
Представитель надзорного ведомства отметил, что все большую озабоченность вызывает ситуация с ценообразованием и тарифами (в особенности на энергоресурсы). Отсюда вытекает задача не только по формированию правительством края антикризисных мер, но и по разработке стратегии социально-экономического развития. «Больше нас об этом созидательном шаге не уставая говорит только депутат Всеволод Севастьянов, уподобляясь Катону Старшему с его знаменитой фразой: „Карфаген должен быть разрушен“», — сыронизировал Виктор Астраханцев.
При этом он отметил, что органами исполнительной власти в отчетном периоде обеспечена преемственность реализуемой налоговой политики. Но напомнил, что не удалось сохранить производство в пивоваренной компании в Красноярске, что уменьшило поступления от акцизов. Сумма потерь сопоставима с платежами в краевой бюджет Красноярского алюминиевого завода.
Астраханцев сделал акцент на том, что бюджет края остается социально направленным: из 170 млрд рублей более 2/3 — это расходы на социальную сферу. Вместе с тем потребность в дополнительных средствах на реализацию майских указов президента РФ не обеспечена на 15,8 млрд рублей.
Заместитель председателя Счетной палаты также рассказал о недостатках первого программного бюджета. К ним он отнес отсутствие связи между стратегическим и бюджетным планированием; пробелы в нормативно-правовой базе, формирующей расходные обязательства; значительное количество и непрозрачность целевых показателей и показателей результативности, низкое их исполнение. «Присутствуют разрывы между поставленными целями и реальными организационными возможностями», — резюмировал Виктор Астраханцев.
Затем председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин рассказал о направлениях законотворческой деятельности в области бюджетной и налоговой политики края. Он согласился с предыдущими ораторами в том, что исполнение бюджета происходило в непростых условиях. Международная политическая напряженность, резкое снижение цен на нефть, падение цен на металлы, ослабление курса рубля — все это сказалось на показателях темпов экономического роста края, ценах на товары и услуги, объемах производства.
«Сегодня более полумиллиона человек в нашем крае получают доходы ниже прожиточного минимума», — заметил депутат, но добавил, что правительство региона адекватно отреагировало на изменение внешних факторов. Прогноз и корректировка доходов соответствовали тем рискам, которые существовали. В целом же доходная часть бюджета была исполнена полностью.
Парламентарий охарактеризовал исполнение бюджета 2014 года словосочетанием «ручное управление». Работа по оптимизации расходов, повышению эффективности затрат и долговой политике, применение бюджетного маневра позволили сократить бюджетный дефицит на 10 млрд рублей. Из негативных моментов Андрей Самохин отметил то, что неисполненными остались обязательства на сумму 9,7 млрд рублей, кредиторская задолженность выросла на 37%, а обязательства краевых автономных учреждений — на 1,3 млрд рублей. Тем самым формируется скрытая долговая нагрузка бюджета. При этом инициативные расходы составили 10,3 млрд рублей.
Касаясь темы программных расходов, Самохин сказал, что только половина показателей имеет числовое значение, и подчас трудно судить об эффективности затрат. Парламентарий также затронул вопросы стратегического планирования, нормативного регулирования в сфере госзакупок, эффективности налоговых льгот, разработки законопроекта о налоговых каникулах и ряд других.
Следующим выступающим был министр здравоохранения края Вадим Янин. С первых же слов он сделал акцент на том, что сфера здравоохранения — самая финансово емкая. Бюджетные расходы на нее в 2014 году составили 51,5 млрд рублей. Всего в крае насчитывается 221 медицинская организация, в том числе 186, работающих в системе ОМС. Из них 146 краевых учреждений, 8 федеральных и 32 негосударственной формы собственности.
Говоря об особенностях, Янин напомнил, что прошлый год осложнился процессом передачи полномочий в сфере здравоохранения с местного на региональный уровень. При этом изменялась сама структура: маленькие учреждения переподчинялись более крупным. Не везде это прошло спокойно, но работа в данном направлении, по словам министра, будет продолжаться.
Изменения шли также по штатным расписаниям. От тех вакансий, которые никогда не будут заполнены, было решено отказаться. Но Вадим Янин заверил, что кадровые реформы никак не отразилась на работающем персонале и фонде оплаты труда. Если же говорить о средней зарплате по краю, то у врачей она сегодня составляет 49 тыс. рублей, у среднего медицинского персонала — 26,9 тыс., а у младшего — 16,9 тыс.
Вадим Янин также рассказал об участии края в федеральной программе «Земский врач» (по ней на село переехали 45 врачей), о приоритетах в льготном лекарственном обеспечении (в первую очередь оно предоставляется гражданам, страдающим редкими и тяжелыми заболеваниями), об успехах высокотехнологичной медицинской помощи, о работе санитарной авиации и других вопросах. В заключение министр привел данные по демографии: в прошлом году родилась 41 тыс. граждан, а умерли 36 тысяч.
Затем с докладом выступил министр спорта Сергей Алексеев. Он отметил, что приоритетными направлениями деятельности в 2014 году стали физическая культура и массовый спорт, подготовка спортивного резерва и поддержка спорта высших достижений.
Основные показатели по этим направлениям следующие. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, выросла на 4,1% и составила 28,8%. При этом количество учащихся, занимающихся спортом, увеличилось до 60,7%. По словам министра, это произошло благодаря расширению сети клубов по месту жительства и учебы.
В рамках поддержки спорта высших достижений была проведена подготовка спортсменов и обеспечено их участие в 850 соревнованиях и сборах. В качестве положительных моментов Алексеев отметил успехи олимпийцев и паралимпийцев на играх в Сочи. Министр также рассказал о строительстве спортивных объектов и о создании инфраструктуры к Универсиаде-2019, которая пройдет в Красноярске.
После этого к трибуне вышла заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы России по краю Ольга Бучацкая. Она охарактеризовала итоги исполнения краевого бюджета в части налоговых поступлений.
По ее словам, общая сумма доходов прошлогоднего периода сложилась на уровне 2013 года. При этом основные потери возникли по налогу на имущество организаций (на 1 млрд рублей) за счет применения льготной ставки одним из крупнейших налогоплательщиков. Но эту возможность предусматривал федеральный законодатель. Что же касается регионального нормотворчества, то из-за снижения ставки, предусмотренного краевым законом, на 95 млн рублей уменьшились поступления от транспортного налога.
К положительным моментам Ольга Бучацкая отнесла то, что налоговая база в 2014 году увеличилась на 21%, или на 48 млрд рублей. Поэтому можно констатировать, что резервы в поступлении налога на прибыль в крае есть.
Чиновница также рассказала о некоторых недобросовестных налогоплательщиках, которые удерживали с работников НДФЛ, но не исчисляли его, а также о действиях, предпринимаемых в этой связи, и затронула ряд других вопросов.
Первым из представителей местного самоуправления выступил глава Зеленогорска Павел Корчашкин. Он напомнил, что градообразующим предприятием города является ОАО «Производственное объединение «Электрохимический завод». Но в настоящее время соизмеримо значимой стала отрасль энергетики в лице Красноярской ГРЭС-2. В 2011–2013 годах численность персонала ЭХЗ снизилась на 1,3 тысячи человек и составила 2,3 тысячи. В результате доля населения Зеленогорска, работающего на градообразующем предприятии, является одной из самых низких среди российских ЗАТО атомной промышленности. Продолжается естественная и миграционная убыль населения. Корчашкин сказал, что для ЗАТО существует три основных источника доходов: налоговые и неналоговые поступления, краевые межбюджетные трансферты и федеральные дотации. Так вот, последний источник в недавние годы был сокращен на 130 млн рублей, что привело к нагрузке на край и наложило ограничения при формировании бюджета города. На исполнении также отразилось недопоступление налоговых и неналоговых доходов на 15% в связи с входом ЭХЗ в состав консолидированной группы налогоплательщиков и сокращение рабочих мест на этом предприятии.
В таких условиях, по словам главы, важно было обеспечить исполнение президентских указов и соблюсти бюджетное законодательство. Помощь оказал краевой бюджет в виде субвенций и субсидий в размере 79 млн рублей. При этом Павел Корчашкин раскритиковал жесткость требований, предъявляемых при выделении средств муниципалитетам, попросил их смягчить и учитывать непростую ситуацию, в которой сегодня находятся территории края.
Вторым выступил глава Минусинского района Александр Шахов. Он сообщил, что первая половина года была крайне напряженной для муниципального бюджета в связи с неисполнением плана по доходам. В результате была накоплена просроченная кредиторская задолженность, пришлось обращаться за помощью в краевой центр. Благодаря поддержке минфина и реализации плана мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов удалось выйти под конец 2014 года с неплохими показателями: доходная часть составила более 1 млрд рублей (рост на 162 млн рублей), дополнительно введено 75 мест в детских садах, четыре семьи переселены из аварийного жилья, шесть детей-сирот обеспечены жилплощадью, выполнены работы по ремонту коммунальной инфраструктуры.
В качестве проблемных вопросов Александр Шахов назвал предписания надзорных органов (за прошлый год было уплачено 1,5 млн рублей штрафов), большое число субсидий и поддержку агропромышленного комплекса.
Затем последовало выступление главы Уярского района Сергея Галатова. Он поделился секретами экономии муниципального бюджета. Одно из активно внедряемых администрацией района мероприятий — это реализация программы энергоэффективности. Благодаря устанавливаемым светодиодным светильникам происходит экономия электроэнергии в шесть раз. При этом срок окупаемости таких светильников не превышает полугода. Другое мероприятие — интернет-подключение по высокоскоростному каналу здания администрации района, благодаря чему подведомственные учреждения имеют бесплатный доступ к информационному ресурсу. Таким образом, экономия по этому направлению составляет 240 тысяч рублей. В ближайшее время по аналогии планируется использование правовой системы на рабочих местах. Кроме того, разрабатывается вопрос по внедрению IP-телефонии с организацией call-центра, что позволит сэкономить на абонентской плате.
Интересным для участников слушаний также было выступление главы Назаровского района Александра Шадрыгина. Он рассказал, что бюджет этой территории в 2014 году был исполнен в полном объеме. Доходы составили 868 млн рублей, расходы — 876 млн. Стратегическое развитие района учитывает реализацию инвестиционных проектов крупных сельскохозяйственных предприятий: ЗАО «Назаровское» (строительство свинарника и реконструкция коровника), ЗАО «Гляденское» (капитальный ремонт телятника) и ЗАО «Краснополянское» (реконструкция откормплощадки и телятника). В этом году ведется работа по инвестиционным проектам «Горнолыжная трасса», «Полигон твердых бытовых отходов» и «Месторождение цеолитов». Сумма вложенных средств по всем проектам в 2014–2015 годах составит 2,2 млрд рублей.
Последним от представителей муниципалитетов выступил глава администрации Таймырского района Сергей Ткаченко. Он рассказал об особенностях местного бюджета, о перевыполнении плана по доходам, об оптимизации расходов, а также об исполнении социальных обязательств. Среди проблемных вопросов чиновник назвал ремонт и строительство детских садов и школ, развитие сети ФАП и больниц, модернизацию котельных и потребность в полигоне твердых бытовых отходов.
В завершение слушаний председатель правительства края Виктора Томенко заверил, что запас прочности у региона есть и что к осени исполнительная власть представит проект стратегии социально-экономического развития. В заключение премьер-министр края в оптимистичном духе осветил ближайшие перспективы бюджетной политики, после чего пожелал всем плодотворной работы и успехов.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.