Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

Об итогах парламентской деятельности в 2011–2016 годах рассказывают спикер краевого парламента и руководители профильных комитетов.

Александр Усс, председатель Законодательного Собрания края:

— Для меня это уже четвертая парламентская пятилетка. Минувшие пять лет были ознаменованы вводом в действие знаковых объектов социального назначения. В частности, театр Пушкина в Красноярске сегодня с точки зрения материальной оснащенности один из лучших театров за Уралом. Это и ряд крупных спортивных объектов, начало универсиадской эпопеи. Конгресс-холл университета станет пресс-центром Универсиады — он тоже построен на краевые деньги и под контролем Законодательного Собрания. Сейчас разворачивается строительство новых перинатальных центров в Норильске и Ачинске, онкологический центр фактически заработал на полную мощность. Нам есть что предъявить нашим землякам и есть от чего испытывать удовлетворение.

В то же время эта пятилетка отметилась драматическим кризисом, который привел к падению курса рубля со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее этот период мы прошли, экономика края адаптировалось к этой непростой ситуации.

Поскольку законотворческое поле в основном уже засеяно, мы в этом созыве сосредоточились на контрольных функциях. Сколько было дебатов вокруг аэропорта, КРЭКа, КНП! Это системообразующие предприятия, и именно Законодательное Собрание, к его чести, сыграло определяющую роль в том, чтобы накопившиеся там противоречия были разрешены в пользу населения края.

Что касается законов, то ни за одно решение, которое мы принимали, по большому счету ни мне, ни моим коллегам из краевого парламента не стыдно. В то же время есть ряд документов, которые принимались с трудом и вызывали много дебатов. Очень долго и трудно у нас принимался так называемый закон о «детях войны». По большому счету предлагаемые льготы — это федеральная компетенция, и нам бы очень не хотелось, чтобы краевое решение отличалось от тех, что принимают наши соседи. Во многих субъектах Федерации, надо сказать откровенно, таких законов нет. Мы долго работали над ним — около двух лет. В итоге нашли, на мой взгляд, решение, которое удовлетворяет и сторонников, и противников, и, самое главное, наших ветеранов, которые заслуживают не только материальной поддержки но и должного уважения.

Законопроекты, которые вносятся в эти дни, будет принимать следующий состав краевого парламента. Имею в виду стратегию социально-экономического развития края на период до 2030 года, о которой много говорилось в стенах краевого парламента. Этот документ губернатор недавно внес в Законодательное Собрание.

Андрей Самохин, председатель комитета по бюджету и экономической политике:

— Несмотря на сложные экономические условия, нам удалось сохранить все социальные выплаты и ежегодно предусматривать средства на развитие. Сегодня в бюджете нет ни одной строчки, по которой кому-то чего-то недодали. В этом году мы даже восстановили индексацию социальных выплат для ряда категорий граждан, которая была отменена ранее. Федерация нам указывает на инициативные расходы как на неэффективные траты. Но мы так не считаем, поскольку Красноярский край, во-первых, один из тех регионов, которые больше всех зарабатывают, и во-вторых, он обладает спецификой как в природно-климатическом, так и в демографическом плане — плотность населения чрезвычайно низкая, а поддерживать жизнь в отдаленных деревнях надо.

С 2014 года краевой бюджет перешел на программно-целевой метод планирования. Сделано это было для того, чтобы повысить эффективность расходов. На сегодняшний день в крае действует 21 государственная программа, доля программных расходов составляет около 98 %. Кроме того, комитет поддержал курс на сокращение дефицита бюджета, что удалось осуществить на практике. Также очевиден стабильный рост доходов, его темпы существенно опережают уровень инфляции в регионе.

Многое было сделано в плане налоговой политики. Мы приняли Закон «Об оценке эффективности налоговых льгот», который направлен на то, чтобы преференции, предоставляемые предприятиям, давали реальную отдачу. В части поддержки малого и среднего бизнеса своевременными стали законы о патентной системе налогообложения и об установлении льготных ставок налогов для некоторых категорий индивидуальных предпринимателей.

Мы вносили корректировки в закон края о бюджетном процессе, что было обусловлено изменением федерального законодательства и стремлением выстроить наиболее прозрачный и удобный механизм составления проекта краевого бюджета.

Мы долго и плотно работали над Законом «О стратегическом планировании в Красноярском крае». Он закладывает основу для выработки приоритетов на региональном и муниципальном уровнях и распределяет ответственность между ветвями власти в стратегическом планировании. В этой связи важно упомянуть о стратегии социально-экономического развития края до 2030 года. Депутаты активно продвигали принятие и непосредственно участвовали в разработке основного документа долгосрочного планирования в крае.

Анатолий Матюшенко, председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения:

— Решения, входящие в компетенцию нашего комитета, без преувеличения можно назвать одними из важнейших для жизни края и красноярцев. Это, во-первых, государственная поддержка промышленности, поддержка малого и среднего бизнеса — то, от чего зависит формирование бюджета края, возможность развития социальной сферы, создание и сохранение рабочих мест для жителей. Во-вторых, вопросы ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта, связи, телекоммуникаций, — все то, без чего немыслима жизнь современного человека, что составляет основу жизнедеятельности каждого красноярца.

На заседаниях комитета было рассмотрено порядка 300 законопроектов, около 100 из них подготовлены и вынесены на голосование Законодательного Собрания членами нашего комитета.

Из наиболее значимых краевых законов отмечу следующие: «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Красноярском крае»; «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков на территории Красноярского края»; «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», «О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг».

Особое внимание уделялось вопросам развития государственно-частного партнерства, реформированию сферы пассажирских перевозок автомобильным транспортом, положению дел в дорожной отрасли.

На заседаниях комитета систематически обсуждалось положение дел в краевых унитарных предприятиях и хозяйственных обществах, акции (доли) которых находятся в краевой собственности. Серьезное внимание уделялось деятельности крупных промышленных предприятий края, таких как ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова», ОАО «Красноярскнефтепродукт», ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

По результатам отчетов руководителей предприятий депутаты комитета инициировали принятие постановления Законодательного Собрания по разработке и утверждению планов стратегического развития предприятий. Итогом этой работы стало принятие Закона «О промышленной политике в Красноярском крае».

Всеволод Севастьянов, вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике:

— Законодательное Собрание края в период 2012–2016 годов существенно активизировало совместно с министерством сельского хозяйства работу по принятию законов края, обеспечивающих реализацию всех форм поддержки села.

За эти годы было принято около 30 законов края, в том числе такие, как законы «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края», «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Красноярском крае».

Достаточно сказать, что за четыре года с небольшим 14 раз на сессиях Законодательного Собрания вносились изменения в краевое законодательство о государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей, увеличивающие объемы и расширяющие формы этой поддержки.

С 2016 года впервые определены механизмы поддержки сельскохозяйственных перерабатывающих и сбытовых кооперативов. Введены гранты на развитие материально-технической базы, в том числе на строительство, модернизацию производственных объектов. С полутора до трех миллионов рублей выросла с 2016 года поддержка начинающих фермеров.

Дальнейшее развитие традиционной поддержки животноводства связано с формированием так называемого молочного кластера. В связи с этим введены изменения в Закон «О племенном животноводстве в Красноярском крае», организована грантовая поддержка семейных животноводческих ферм с максимальным размером гранта, превышающим 21 млн рублей.

Весьма значимым стало принятие во втором квартале 2016 года Закона края «О государственной поддержке муниципальных районов Красноярского края, реализующих муниципальные программы, направленные на развитие сельских территорий». Решение этого вопроса, наряду с реализацией отраслевых государственных программ министерств социального блока, является ключевым условием повышения уровня экономического развития и духовной жизни села.

Александр Симановский, председатель комитета по природным ресурсам и экологии:

— В нынешнем созыве комитет по природным ресурсам и экологии провел более 70 заседаний, в том числе 9 выездных. Около 40 законов, принятых краевым парламентом, подготовлены для рассмотрения на заседаниях сессий нашим комитетом. Среди них знаковыми стали законы об экологической безопасности и охране окружающей среды; об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС (эти мероприятия уже завершены, из зоны затопления выехали более 5000 человек); об организации деятельности пункта приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края и другие.

Важным считаю принятие концепции экологической политики Красноярского края до 2030 года — фактически экологического кодекса, объединившего восемь законов, а также принятие долгосрочной целевой программы «Обращение с отходами на территории Красноярского края». Кроме того, парламент поддержал законопроект «Об охране зеленого фонда городских и сельских поселений Красноярского края».

В этом созыве комитет инициировал проведение двух публичных слушаний: об основных направлениях экологической политики в крае до 2030 года и об экологической ситуации в городе Красноярске, неотложных и стратегических мерах по ее улучшению. По этому поводу была принята резолюция, в которой, в частности, отмечено, что с 1 января 2018 года необходимо установить запрет на согласование продления сроков достижения предельно допустимых выбросов.

Обращено внимание на то, что с 1 января 2017 года нужно приступить к реализации программы общественных пассажирских перевозок автомобильным транспортом повышенного экологического класса. Начиная с 1 июля 2017 года необходимо установить запрет на передвижение большегрузного транспорта по территории города и организовать продажу на автозаправочных станциях Красноярской агломерации автомобильного топлива повышенного экологического класса.

К 1 января 2017 года следует разработать «дорожную карту» поэтапного выноса промышленных предприятий за пределы города. Также необходимо разработать комплексную программу улучшения экологической ситуации в Красноярске, содержащей мероприятия по благоустройству города, внедрению современных методов уборки, пылеподавлению.

Проблемные вопросы в области обращения с твердыми бытовыми отходами постоянно находились в поле зрения комитета в течение всего созыва. Комитет вышел с инициативой привлечения средств частных инвесторов к созданию и развитию соответствующей инфраструктуры по сбору, транспортированию, размещению, использованию, обезвреживанию отходов. Проблему их утилизации можно решить только таким способом.

Полагаю, что за прошедшие годы мы приняли два закона, которые во многом являются основополагающими для края. Это закон о регулировании земельных отношений и закон об экологической безопасности и охране окружающей среды — фактически это земельный и экологический кодексы Красноярского края.

Алексей Клешко, вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:

— Почти четверть принятых Законодательным Собранием законов подготовлено в нашем комитете. Они затрагивают вопросы организации системы органов государственной и местной власти в крае, выборов, создания гарантий народовластия и условий для развития политических партий, общественных и религиозных объединений, институтов гражданского общества, вопросы межрегионального сотрудничества.

В сфере государственного устройства главным приоритетом для нас является обеспечение прозрачности власти. Например, мы добились, что при каждом краевом министерстве создан общественный совет, замещение должностей госслужбы происходит в основном на конкурсной основе. Мы приняли нормативные акты по ужесточению борьбы с коррупцией, и сейчас на краевом уровне коррупционные факты не покрываются, а возбуждаются уголовные дела, невзирая на чины и звания.

В сфере местного самоуправления основное в работе комитета — обеспечить защиту интересов городов и районов при формировании краевого бюджета. В 2016 году из краевого бюджета в районы и города края направлена почти половина средств — 83 млрд рублей. Благодаря настойчивости депутатов нашего комитета в краевом бюджете появилась программа поддержки местного самоуправления, с помощью которой поддерживаются инициативы граждан и местных властей по обустройству территорий.

В сфере поддержки гражданского общества на территории нашего края ключевой механизм — грантовая программа «Социальное партнерство во имя развития». Это поддержка на конкурсной основе социальных инициатив и проектов некоммерческих организаций, среди которых и советы ветеранов, и общества инвалидов, и молодежные союзы, и профессиональные сообщества. Все желающие могут в Интернете следить за информацией о конкурсе краевых социальных грантов, информация публикуется открыто по адресу: www.kras-grant.ru. В 2016 году финансируется 126 проектов по всему краю, и о многих наших некоммерческих организациях знают в стране.

Анатолий Амосов, председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов:

— За весь созыв мы рассмотрели на своих заседаниях более 300 вопросов, в их числе свыше 30 проектов федеральных законов, порядка 90 — краевых. Среди региональных законов, разработанных и подготовленных к принятию с участием членов комитета, отмечу особенно значимые. Во-первых, в 2015 году мы приняли Закон «Об административно-территориальных единицах с особым статусом», направленный на совершенствование механизмов государственного управления на Таймыре и в Эвенкии с учетом их географических и национальных особенностей. Во-вторых, Законодательное Собрание первым в Сибирском федеральном округе приняло закон о родных языках коренных народов, проживающих на территории края. В-третьих, мы создали важнейшую предпосылку для сохранения образа жизни и древней культуры коренных народов, приняв закон о государственной поддержке северного оленеводства.

Отмечу также законы, направленные на совершенствование мер социальной защиты граждан, проживающих в Эвенкийском и Таймырском Долгано-Ненецком районах. В 2012 году они были дополнены социальными выплатами лицам из числа КМНС на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов.

Также среди наших важнейших решений — внесение изменений в Закон края «Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края». Законом была утверждена методика исчисления убытков, причиненных коренным малочисленным народам в результате хозяйственной и иной деятельности организаций. Такая методика утверждена законом субъекта Федерации только в Красноярском крае. Достигнуты практические результаты применения методики.

Социальные мероприятия по поддержке КМНС предусмотрены соглашением о сотрудничестве при реализации ОАО АК «Транснефть» и его дочерними обществами социальных проектов на территории Красноярского края. В соответствии с этим соглашением «Транснефть» обязуется осуществлять финансирование социальных мероприятий в Эвенкийском, Богучанском и Кежемском районах на сумму 598 млн рублей, в частности, направленных на предоставление помощи КМНС. По состоянию на 1 июня 2015 года районам перечислено 232 млн рублей, в том числе администрации Эвенкии — 61 млн рублей.

На заседаниях комитета мы рассматривали не только законопроекты, но и поднимали самые актуальные проблемы развития северных территорий края. Одна из них — развитие малой авиации. Надеюсь, что после вмешательства главы государства ускорится передача ряда северных аэропортов из краевой собственности в федеральную. Это не только в интересах населения Крайнего Севера. Мы все понимаем, что северные аэродромы нужны для решения государственных задач по дальнейшему освоению Арктики.

Юрий Швыткин, председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан:

— Соблюдение законности, защита прав граждан — основополагающие направления, по которым строится работа нашего комитета. В течение этих лет под пристальным вниманием комитета находится вопрос, касающийся развития на территории Красноярска комплексной автоматизированной системы «Безопасный город». Она предусматривает установку камер видеонаблюдения, устройств экстренной связи и другие меры. Реализация проекта началась в 2010 году, сейчас создано единое инженерно-техническое пространство для сегмента «Безопасный город» на территории левобережья города. Особую актуальность система приобретает в связи с подготовкой к проведению в Красноярске Универсиады 2019 года.

Большую работу парламентарии проводят в области административного законодательства по установлению новых и совершенствованию действующих норм ответственности, по приведению Закона края «Об административных правонарушениях» в соответствие с изменениями, которые происходят в федеральном законодательстве.

После вступления в силу Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» комитетом проводилась работа по подготовке к принятию проекта закона «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан и их объединений в охране общественного порядка на территории Красноярского края», который уже действует в регионе почти год. В настоящее время в регионе создано 76 народных дружин. Добровольцы помогли раскрыть десятки правонарушений.

За этот созыв члены комитета приняли участие в разработке около 50 законопроектов, которые затем были приняты на сессии Законодательного Собрания. В Государственную Думу нами направлено пять законодательных инициатив. За этот созыв членами комитета было проведено 11 круглых столов. В период с 2012 года мы провели более 120 заседаний, в том числе около 30 выездных.

Юрий Данильченко, председатель комитета по здравоохранению и социальной политике:

— К профилю деятельности нашего комитета отнесено рассмотрение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, поддержки материнства и детства, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, развития здравоохранения и санаторно-курортного дела.

Комитет рассмотрел, а на сессии принял поправки в закон, устанавливающий дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для работников образования, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в ведомственных образовательных учреждениях края, проживающих в сельской местности.

Депутаты единогласно приняли поправки в Закон края «О мерах социальной поддержки ветеранов». Документ устанавливает ежегодные денежные выплаты к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне не только ветеранам, но и «детям войны».

Также важен Закон «О внесении изменений в Закон края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Документ дает право на субсидии для уплаты взноса на капитальный ремонт для одиноко проживающих неработающих собственников жилья, достигших возраста 70 и 80 лет, а также семей, состоящих только из указанных граждан.

В сфере здорового образа жизни следует отметить Закон «Об охране здоровья населения Красноярского края от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (он был разработан и внесен членами комитета) и Закон «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае».

Немаловажным для края является и Закон «О социальных выплатах обучающимся по образовательным программам высшего медицинского образования, заключившим договор о целевом обучении». Этим документом было предусмотрено предоставление за счет краевого бюджета социальных выплат обучающимся по образовательным программам высшего медицинского образования в рамках заключенных договоров о целевом обучении. Мы преследовали две цели: облегчение финансового бремени обучающихся и привлечение медицинских кадров в государственную систему здравоохранения края.

Говоря о кадрах, обязательно нужно упомянуть о ежегодном выделении денежных средств на предоставление социальных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, в размере 1 млн рублей.

Актуальными вопросами для комитета остаются также реконструкция и расширение краевого онкологического диспансера. Комитет неоднократно проводил выездные заседания на территории онкологического диспансера в течение 2011–2016 годов. Рассматривались вопросы о ходе реконструкции и расширения диспансера, устранении недочетов при строительстве.

На контроле комитета остается возведение перинатальных центров в Ачинске и Норильске, а также строительство медицинских объектов для проведения зимней Универсиады в Красноярске.

Людмила Магомедова, председатель комитета по образованию, культуре и спорту:

— Подводя итог деятельности комитета за пять лет, с уверенностью могу сказать, что практически все поставленные нами цели достигнуты. Во-первых, это рост оплаты труда работников бюджетной сферы, и не только тех, кто упомянут в указах президента РФ: наряду с работниками учреждений образования, культуры, спорта прибавку получили специалисты в области молодежной политики. В состав заработной платы бюджетников Норильска включены «кавэшки». Краевой бюджет взял на себя оплату труда учебно-вспомогательного и административного персонала школ и детских садов.

Во-вторых, ежегодно при принятии краевого бюджета учитываются предложения комитета по увеличению объема средств, направляемых на ремонт аварийных школ, оздоровительных лагерей, сельских клубов и домов культуры, строительство новых школ, детских садов, спортивных площадок, физкультурных центров, оснащение инвентарем спортивных школ, оздоровительную кампанию, питание учащихся, приобретение учебников, школьных автобусов и многое другое.

По инициативе комитета с 2014 года выделяются средства на реставрацию памятников, увековечивающих победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Большое внимание комитет уделял и театрам. Это не только финансирование новых постановок. Театр Пушкина теперь располагается в отреставрированном здании, сцене которого могут позавидовать многие московские театры, готовится реставрация Минусинского театра, в этом году планируется ремонт Заполярного театра в Норильске.

Под постоянным контролем комитета подготовка к Универсиаде, создание сети краевых спортивных интернатов для одаренных детей, подготовка к участию наших спортсменов в Олимпийских, Паралимпийских играх и других международных соревнованиях, развитие детско-юношеского и ветеранского спорта, расширение сети специализированных классов.

В-третьих, принят ряд новых законов края: закон об образовании (нам удалось не только учесть требования федерального законодательства, но и сохранить уже имеющиеся в крае наработки, например, сеть коррекционных школ-интернатов); закон о выплатах докторам наук; закон, унифицирующий законодательство в области обеспечения отдыха детей.

Приняты законы, направленные на постепенный перевод питания обучающихся на натуральные нормы, что, по моему глубокому убеждению, гарантирует сбалансированный рацион питания обучающихся и позволит более оперативно учитывать изменение цен на продукты.

Кроме того, принят ряд законов края в области обеспечения прав детей: расширены категории школьников, имеющих право на бесплатное питание; впервые в этом году одаренные дети поедут бесплатно в Крым; установлен порядок обеспечения жильем сирот, сиротам из сельской местности разрешено предоставлять жилье в два раза больше установленной законом нормы. В этом году приняты законы края о кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях, о выплате студентам, отлично сдавшим ЕГЭ и поступившим в красноярские вузы.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье