Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

28 февраля депутаты Законодательного Собрания Красноярского края обсудили проект концепции обеспечения населения региона водой питьевого качества до 2026 года, в том числе на среднесрочный период 2017-2019 годы.

На сегодняшний день в Красноярском крае насчитывается 1 763 населенных пункта, в которых проживает более 2 млн 865 тысяч человек. Централизованным же водоснабжением в крае обеспечены только 2 млн 671 тысяч человек или 93 %. Из подземных источников пьют воду 66,8 % или более 1 млн 914 тысяч жителей края. Централизованным водоснабжением из поверхностных объектов (например, рек) обеспечивается лишь 507,3 тыс. человек — 17,7% жителей края. Из нецентрализованных водоисточников (колодцев, родников) использует воду 5,9% населения края (169,1 тыс. человек), в основном это сельчане. 549 (37,8%) колодцев остается в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии.

Доля жителей, пользующихся привозной водой, составляет 0,9% — 25,8 тыс. человек. Наибольшее число населенных пунктов, использующих привозную воду, отмечается в северных территориях края. При этом доля населения края, обеспеченного водой питьевого качества, составляет 90%, в том числе городского населения — 99,8%, сельского — 41,5%. Почти 40% водопроводных сетей в сельской местности нуждается в реконструкции и 10% — в полном восстановлении.

«Концепция обеспечения жителей питьевой водой вытекает из Стратегии социально-экономического развития края. На сегодняшний день ситуация с водоснабжением и водоотведением, честно говоря, очень не радует. 310 млн кубических метров в год неочищенных стоков сливается на территории Красноярского края, — меня эта цифра поразила. Все это попадает в реки, почву, закладывая мину под наше будущее поколение. Естественно, что стратегия развития не должна предусматривать таких недостатков. Конечно же, мы будем расписывать эту стратегию с точки зрения мероприятий, финансирования. Ее нужно будет реализовывать», — отметил перед началом обсуждения председатель комитета Алексей Кулеш.

О том, как обеспечить жителей края питьевой водой и что необходимо для этого сделать, депутатам рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Евгений Афанасьев. Он пояснил, что в концепции отражены самые значимые вопросы, среди которых обеспечение жителей края питьевой водой, проблемы ее качества и качества очистки сточных вод.

Так, на решение первоочередных задач потребуется затратить 10,6 млрд рублей. В эти цели входит обеспечение источников питьевого водоснабжения соответствию санитарно-гигиеническим требованиям, предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения, повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет водоохранных, технических и санитарных мероприятий. Также планируется усовершенствовать и технологию обработки воды. К первоочередным задачам, по словам Афанасьева входит замена сетей водоснабжения и водоотведения, стоимость которой оценена в 26,2 млрд рублей.

В общей же сложности на реализацию концепции планируется затратить более 100 млрд рублей. Эти средства пойдут на строительство и модернизацию 19 комплексов водоснабжения, 18 комплексов водоотведения, на внедрение 74 установок по очистке и обеззараживанию воды, а также на замену и модернизацию 1 350 км водоводов и магистральных сетей, замену 450 км коллекторов и магистральных канализационных сетей.

Также в рамках концепции планируется оценить запасы подземных вод на 402 объектах, зарегистрировать права муниципальной собственности на 1 056 объектах водоснабжения и водоотведения. В целом положительные изменения коснутся почти половины жителей Красноярского — более 1,3 млн человек.

Вместе с тем, завершая выступления, Евгений Афанасьев напомнил, что в краевом бюджете имеется дефицит, поэтому с его учетом в правительстве принято решение «о невозможности финансирования в данный период мероприятий концепции в заявленном объеме. Предложено вернуться к концепции уже в 2019 году», — сообщил он.

Далее парламентарии перешли к вопросам. Председатель комитета Алексей Кулеш уточнил у докладчика, откуда предполагается взять деньги на реализацию первоочередных задач. Замминистра пояснил, что средства планируется направить из краевого бюджета.

«Мы сейчас рассматриваем документ второго уровня, документом первого уровня была стратегия развития Красноярского края, в которой мы увидели, как должна быть устроена наша жизнь через 15 лет. Берем документ второго уровня, а нам говорят: „Ну да, есть конкретные затраты, но денег у нас нет, поэтому мы пока финансировать не будем“. Вы же понимаете, что мы сейчас рушим фактически ту стратегию, которую мы только что решили согласовывать. То, что мы сейчас видим, перечеркивает всю стратегию развития. К сожалению, это так», — обратил внимание Кулеш.

Мнение по поводу концепции и о том, какие проблемы сегодня существуют в сфере обеспечения питьевой водой рассказал представитель Ассоциации водоснабжения и водоотведения Анатолий Сергеев. Он пояснил, что в сфере водоснабжения и водоотведения Красноярского края есть серьезные проблемы, в том числе изношенность инфраструктуры, которая требует ремонта и реконструкции.

«Мы три года с министерством играем в пинг-понг: говорим есть убытки, а нам говорят, что наши убытки не подтверждены. За последние четыре года статистическая средняя рентабельность в нашей сфере составляет не плюс 5 %, а минус 11 %. Мы уже все каналы — политические, возможные — испробовали. Мы говорим не о том, что дайте нам денег, а том, чтобы разобрались, ведь это краевое имущество. Нельзя разрушать то, что создавалось когда-то. Проблемы, по моему мнению, в политическом решении», — выступил Сергеев.

Выступили перед депутатами также представители «КрасКома» и представители зеленогорских тепловых сетей, которые также отметили, что проблемы в данной сфере существуют и высказали мнения, что о необходимости незначительного повышения тарифа. Свое видение этой проблемы изложил заместитель председателя Региональной энергетической комиссии края Александр Ананьев. Он пояснил, что ситуация на предприятиях коммунального комплекса непростая, но средств на операционные расходы достаточно. «В тарифах закладываются затраты на капитальный ремонт. Они не должны превышать 10 процентов. Именно эти средства позволяют поддерживать сети в рабочем состоянии. Можно найти и деньги на развитие — за счет платежей за подключение и инвестпрограмм», — рассказал он. Упомянул Ананьев и необоснованные расходы коммунальщиков, которые «всплывают» при анализе финансово-хозяйственной деятельности и исключаются из тарифов

В ходе обсуждения депутаты Законодательного Собрания подчернкули, что в концепции не отражены конкретные сроки решения поставленных задач. Парламентарии высказали общее мнение, что документ необходимо доработать, в том числе учесть и вопросы тарифного регулирования.

«Мы забываем очень важную вещь: нам предлагают вернуться к концепции в 2019 году. Жалко, что на комитете нет представителей прокуратуры, потому что в том самом же документе сказано, что в ближайшее время прогнозируются предпосылки, способствующие возможному возникновению чрезвычайной ситуации в связи с ухудшением качества воды и прекращением ее подачи к потребителям. То есть, к 2019 году, когда правительство предлагает вернуться к этому вопросу, ситуация ухудшиться, например по канализации на 12 %. В этом плане очень бы хотелось услышать позицию прокуратуры края, а также отправить министерство строительства края с командировкой по тем населенным пунктам, где нет хорошей воды. Мне кажется наиболее важно определить конкретные сроки: если концепции нет, то в течение какого срока ситцуацию можно исправить по объектам, которые носят чрезвычайный характер?», — выступил и обратился к докладчику депутат Илья Зайцев.

Представитель министерства строительства пояснил, что ежегодно в бюджете предусматривается порядка 100 млн рублей на реализацию программы «Чистая вода». Кроме того, ежегодно правительство оказывает поддержку в размере 400-500 млн рублей на подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду. «Две трети этих средств как раз идет на те болевые точки в части водоснабжения и водоотведения. Сказать, что совсем ничего не делается — не совсем правильно», — отметил Евгений Афанасьев.

Депутат Вера Оськина напомнила о проблемах с водой в нескольких населенных пунктах и призвала краевые власти решить проблемы комплексно. «В Балахте проблема — вода, в Шарыповском районе — вода, Ужурский район — вода. Вообще вся вода там коричневого цвета. Качество воды должно быть. В концепции конкретного ничего нет. Качество воды — это задача краевого уровня. Концепция доолжна нам отвечать на глобальный вопрос, а в ней лишь несколько районов, а из тех, которые я назвала — только Шарыпово», — отметила Оськина.

В заключении обсуждения от депутатов поступил еще ряд предложений. Парламентарий Денис Притуляк призвал решить проблемы с грязной водой на законодательном уровне, отметив, что практически во всех районах края питьевая вода ненадлежащего качества. Елена Пензина предложила рассматривать на комитете инвестпрограмы предприятий, которые разрабатываются вместе с министерством строительства, подчеркнув, что только так в крае получится увязать все проекты и ремонтные программы, а также оценить, насколько эффективны планы компаний.

В целом же краевые парламентарии сошлись во мнение, что концепцию обеспечения питьевой водой жителей Красноярского края необходимо обсуждать и дорабатывать. Кроме того, по мнению народных избранников, откладывать ее реализацию на 2019 год нецелесообразно, потому как к этому времени, состояние жилищно-коммунального хозяйства региона станет еще критичнее и на это потребуется еще больше средств.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье