Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

бюджет на 2025 год


Видео

Фото: Бурмистров А.В.

Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Законодательного Собрания провел круглый стол на тему «Безнадзорные животные в современном городе, пути решения проблемы». Среди участников были депутаты, представители профильных министерств, муниципальных образований края, природоохранной прокуратуры, общественных организаций по защите животных, ученые.

Заместитель председателя заксобрания Алексей Кулеш отметил, что проблему безнадзорных животных невозможно решить без федерального регулирования. В проекте резолюции круглого стола первым пунктом значится обращение в Государственную Думу с просьбой ускорить принятие Федерального закона «Об ответственном отношении с животными». Депутат пояснил, что закон не решит всех проблем, но, по крайней мере, позволит делегировать часть полномочий на региональный уровень, потому что сейчас у Законодательного Собрания края отсутствует возможность, например, вводить ответственность за нарушение правил содержания домашних животных.

Оптимальной, по мнению вице-спикера, можно назвать практику, которая используется в США: «Животные изымаются из природной среды, достаточно долгое время — до полугода содержатся в приютах или питомниках, активно передаются гражданам. Если гражданин забирает четвероногого друга, то он приобретает и обязанность его пожизненного содержания, вакцинирования и стерилизации. Если животное после длительного обитания в питомнике не попало в руки человека, его не выпускают обратно в природную среду, а усыпляют».

О сложностях законодательного регулирования ответственности за ненадлежащее содержание домашних животных, а также за жестокое обращение с ними рассказал председатель комитета по безопасности и защите прав граждан Анатолий Самков:

«Проблема состоит в том, что в 2013 году была ликвидирована статья 1.3 нашего закона об административных нарушениях в соответствии с заявлением прокурора края в Красноярский краевой суд. Мы опротестовали это решение в Верховном суде, но он поддержал позицию краевого суда. Эта статья предполагала административное наказание за выгул собак на газонах, в скверах, парках, на рынках, территориях дошкольных и медицинских учреждений; за выгул собак без поводков и намордников; за ненадлежащее содержание общественных мест, определенных для выгула домашних животных, а также за нанесение вреда имуществу или здоровью граждан в результате выгула домашних животных».

Как пояснил Самков, парадоксальность ситуации в том, что прокуратура края сослалась на две статьи об административных правонарушениях, которые регулирует Роспотребнадзор. На протяжении трех лет идет переписка с этим учреждением, Роспотребнадзор отвечает, что данные аспекты обращения с домашними животными не входят в его полномочия. Один из комитетов Государственной Думы считает, что эти вопросы регулируются субъектами Федерации. Вообще же закон об ответственном обращении с животными находится в Государственной Думе с 2011 года, он был принят в первом чтении, до второго чтения за семь лет так и не дошел.

Парламентарий также напомнил, что ответственность за жестокое обращение с животными установлена статьей 245 Уголовного кодекса РФ. Санкции там довольно жесткие — можно получить срок от 1 до 3 лет лишения свободы. Председатель профильного комитета также высказал мнение о том, что принятие федерального закона об ответственном обращении с животными надо ускорить.

Далее замминистра сельского хозяйства и торговли края Александр Походин рассказал о том, что в Красноярском крае с 2013 года действует закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных». Органы местного самоуправления ежегодно получают на эти цели финансирование из краевого бюджета в виде субвенции. Размер ее в 2018 году составил 380 миллионов рублей. За предыдущий год отловлено 15 313 животных, проведена эвтаназия 12 555, выпущено в среду обитания 2 449, возвращено владельцам 409.

В крае ухудшается обстановка с заболеваемостью бешенством диких животных. Это тяжелое вирусное заболевание, как правило, со смертельным исходом, представляет большую опасность для человека. Переносчиками являются в основном плотоядные животные, чаще всего собаки. Выступающий пояснил, что профильное министерство смотрит на проблему безнадзорных животных с точки зрения защиты населения от четвероногих — переносчиков болезней, общих для людей и зверей. Именно этим путем пошли в Красноярском крае в рамках того законодательства, что уже существует. Докладчик также отметил проблемы с исполнением закона в муниципалитетах: во-первых, недостаточно качественно отрабатывается конкурсная документация на отлов и содержание безнадзорных животных; во-вторых, исполнение контрактов плохо контролируется муниципалитетами.

Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Сергей Зяблов высказал свою точку зрения на проблему. Он усомнился в правильности существующего положения дел, когда бродячими собаками занимается министерство сельского хозяйства, а не муниципалитеты, их жилищно-коммунальные структуры. Народный избранник предложил еще раз проанализировать, насколько это профильная функция для министерства сельского хозяйства и торговли.

О практике решения проблемы содержания безнадзорных животных на территориях муниципальных образований рассказали представители городов края.

Заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска Анатолий Кукарцев начал свое выступление со статистики. Для подсчета численности безнадзорных собак в краевом центре привлекались ученые аграрного университета, был заключен соответствующий муниципальный контракт. Специалисты насчитали в столице края 10 205 бродячих собак. Плотность их обитания и численность зависит от кормовой базы, доступности пищевых отходов и скорости вывоза мусора с площадок его сбора.

Отлов животных ведется по контракту. Задания на отлов формируются на основании обращений граждан. Контракт был заключен на 1,9 млн рублей, после увеличения числа обращений граждан в весенний период заключен еще один контракт на 0,5 млн рублей. Докладчик также рассказал о строительстве двух приютов для животных на территории города. Один из них строится на добровольные взносы на улице Айвазовского, администрация города выделила для этого здание сроком на 10 лет, второй — на средства фонда Олега Дерипаски на улице Башиловской. Докладчик также назвал меры, которые, по его мнению, помогут снизить численность бродячих собак в Красноярске. Среди них — ликвидация кормовой базы, контроль за состоянием свалок, регулярный вывоз отходов. Работа с управляющими компаниями в этом направлении проводится.

Свое слово сказали и представители науки. Сотрудник кафедры охотничьего ресурсоведения и заповедного дела института экологии и географии СФУ, кандидат биологических наук Алексей Владышевский считает, что снять проблему безнадзорных друзей человека можно, решив вопрос содержания домашних животных. Для разведения и продажи собак нужна система разрешительных документов. Тогда не будет ненужных выброшенных щенков, пополняющих стаи бродячих собак.

Выступили на заседании и руководители общественных объединений любителей животных. Виктор Долженко, президент Красноярской региональной общественной организации «Друг», предложил ввести в муниципалитетах должность специалистов, отвечающих за городскую фауну и работу с безнадзорными животными.

Представитель НКО защиты животных «Пушистики» из Железногорска Алена Кулеш подняла тему ответственности людей:

«Безнадзорные животные — это вина человека. Закончится дачный сезон — и мы снова получим огромное количество бездомных кошек и собак. Общественная организация зоозащитников старается взаимодействовать с муниципалитетом. Но и нам, волонтерам зоодвижения, очень и очень необходимо правовое регулирование содержания домашних животных. Это не только правила выгула, но и принудительная стерилизация животных, не предназначенных для разведения, и весомые штрафы за выгул животных без сопровождения хозяев, после чего они теряются или попадают под машину».

Эмоциональным было выступление Анастасии Мороз, председателя общественного совета при краевой службе по ветеринарному надзору. Она предложила воспользоваться квалификацией специалистов частных ветеринарных клиник, которые смогли бы эффективно и качественно проводить вакцинацию и стерилизацию животных. Анастасия Мороз высказалась против эвтаназии животных:

«Проблема в людях! Надо законодательно регулировать ответственность человека, который взял к себе животное. Чтобы регулировать популяцию собак, нужно ввести их обязательное чипирование, позволяющее определить, кому принадлежит бродячий пес».

В завершение дискуссии слово было предоставлено красноярскому природоохранному прокурору Николаю Ткаченко. Он заметил, что после выступлений собравшихся можно разработать целую дорожную карту по поднятой проблеме.

По мнению прокурора, безнадзорных животных на территории города, села или поселка быть не должно, это главная цель: «Прежде всего это связно с чипированием, чтобы во время отлова безнадзорного животного был установлен хозяин, а если тот отказывается от питомца, то должен нести расходы по его содержанию до конца жизни животного».

Николай Ткаченко категорически против эвтаназии: «Если животное здоровое и не представляет угрозы обществу, то оно должно содержаться в приюте, а не выпускаться, тогда это будет гуманно. В таком случае будет соблюден баланс интересов и тех, кто хочет навести порядок с безнадзорными животными, и общественников, которые о них заботятся».

Прокурор также отметил недостатки правого регулирования в вопросах содержания кошек и собак в Красноярске. Приняты правила содержания домашних животных, но нет соответствующих норм в правилах благоустройства, поэтому невозможно применить статью об административных правонарушениях.

Под занавес круглого стола председатель комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Алексей Кулеш предложил всем его участникам направить свои замечания и дополнения в проект рекомендаций.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье