II заседание VIII сессии краевого парламента стало одним из самых продолжительных за политический сезон — в повестку был включен 71 вопрос, в том числе более 60 проектов законов. Основная тема — бюджет на следующий год и плановый период ближайших двух лет. Председатель Законодательного Собрания Алексей Додатко подчеркнул, что работа над главным финансовым документом шла несколько месяцев.
«Депутаты краевого парламента подключились к этой работе в самом начале, обозначив и общие направления, и конкретные проблемы, предложения территорий. В межсессионный период мы напрямую общались с избирателями, руководителями органов местного самоуправления», — пояснил спикер.
На формирование краевого бюджета повлияли векторы, по которым развивается наша страна и край: «Наш регион, как и вся страна все более успешно адаптируется к глобальным изменениям внешней среды, стремясь при этом к решению задачи, которая была поставлена президентом РФ: создание устойчивой и динамичной экономики. Курс Красноярского края, обозначенный в послании губернатора, отражен в проекте бюджета. Среди бюджетных приоритетов: реализация национальных проектов, выполнение социальных обязательств и развитие инфраструктуры, внимание — агропромышленному комплексу, малому и среднему бизнесу, муниципальным образованиям с акцентом на опорные населенные пункты и подготовку к 400-летию столицы края».
Обсуждение открыл прокурор Красноярского края Роман Тютюник. Он представил законопроект, который предусматривает возможность направлять средства краевого материнского капитала на оплату подключения жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения. Возможность подключения будет распространяться и на дома, расположенные на земельных участках, предоставленных многодетным семьям. Эта проблема в Красноярском крае для семей с детьми актуальна, так как им предоставлены около 12,5 тысяч участков, но электроснабжение есть всего на 15 % из них. Предложение поддержали и одобрили в первом чтении.
После этого, также в первом чтении, депутаты приняли законопроект о краевой ежемесячной выплате для работников бюджетной сферы. Она должна увеличится на 3200 рублей с 1 января 2025 года. В абсолютных величинах ежемесячная выплата обеспечит прирост в размере от 5 120 рублей по южным территориям края до 8 320 рублей по северным. Для работников, получающих заработную плату на уровне минимальной, её размер с 1 января 2025 года составит от 35 904 рублей на юге до 58 344 рублей на Крайнем Севере. На исполнение закона в краевом бюджете предусмотрено 20 миллиардов рублей.
Председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова отметила, что в процессе подготовки законопроекта были получены положительные отзывы из органов местного самоуправления, свою поддержку высказала и Федерация профсоюзов Красноярского края.
Сразу в двух чтениях были приняты изменения в краевой закон «О транспортном налоге». Для них расширена льгота по транспортному налогу. В прошлом году депутаты приняли поправки, которыми предусмотрена налоговая льгота каждому из родителей в виде уплаты транспортного налога в размере 10 %, но мощность двигателя транспортного средства была ограничена 150 л.с. Сейчас предельные значения мощности транспортных средств увеличены до 250 л.с. включительно. Льгота распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года. В результате принятия закона количество льготного транспорта, которым пользуются многодетные семьи, вырастет с 60 до 94 %.
В 2025 году в Российской Федерации отмечается 80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. К ней «дети войны» получат повышенную выплату. Законопроектом предлагается установить повышенный размер единовременной денежной выплаты гражданам, имеющим статус «Дети погибших защитников Отечества». Он составит 5 000 рублей. Планируется, что выплату получат около 15 тысяч жителей края.
Также парламентарии поддержали в двух чтениях законопроект, регламентирующий выдачу удостоверений многодетным семьям. По информации Ирины Пастуховой, регионального министра социальной политики, сейчас в крае их проживает более 55 тысяч.
Илья Зайцев, председатель комитета по охране здоровья и социальной политике сообщил: «Средства на изготовление удостоверений, которые подтверждают особый статус семьи, в корректировке краевого бюджета уже предусмотрены. Кроме того, удостоверение будет доступно в цифровом формате в виде QR-кода, который можно будет предъявить в учреждениях здравоохранения и социальной политики, а также в учреждениях культуры, где предусмотрены льготы для многодетных семей».
Депутаты в первом чтении поддержали изменения в законопроект, увеличивающий размер выплат на детей школьного возраста из многодетных семей. Сейчас пособие составляет около 2 тысяч рублей и получить его может: семья ребенка-школьника, где оба родителя — инвалиды, неполная семья, в которой родитель — инвалид. Ежегодная сумма выплачивается к началу учебного года, но ее размер не позволяет приобрести даже минимальный набор школьника. Законопроект предусматривает увеличение ежегодного пособия до 10 тысяч рублей с учетом районного коэффициента на каждого ребенка школьного возраста. Данная выплата, по расчетам министерства социальной политики, коснется почти 60 тысяч детей. Дополнительные расходы краевого бюджета составят около 650 миллионов рублей.
Во втором чтении депутаты приняли изменения в закон «О физической культуре и спорте в Красноярском крае», который дает право детям из многодетных семей на бесплатное получение физкультурно-оздоровительных услуг, посещение объектов спорта, спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности края. Они будут заниматься в общее время платных услуг.
Председатель комитета по спорту, молодежной политике, туризму и развитию общественной среды Александр Новиков: «В Год семьи — это очень правильная инициатива, со следующего года это станет серьезной мерой поддержки для многодетных семей. Подчеркну, что речь идет о краевых спортивных учреждениях, они есть не во всех муниципальных образованиях, но мы будем проводить работу с главами территорий, чтобы подобные решения они приняли на муниципальном уровне. Нужно, чтобы во всем крае дети из многодетных семей могли бесплатно заниматься спортом».
Парламентарии рассмотрели проект бюджета региона на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов в первом чтении. Параметры на трехлетку запланированы в объеме более 1,2 трлн рублей по доходам и свыше 1,3 трлн рублей по расходам. В 2025 году доходы прогнозируются в размере 426,5 млрд рублей, расходы составят 504,9 млрд рублей. Расходы краевого бюджета по-прежнему имеют социальную направленность и обеспечивают выполнение всех принятых обязательств перед жителями края.
Как отметил председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Владимир Чащин, в последнее время шло активное обсуждение законопроекта в комитетах и на публичных слушаниях, прошли «нулевые» чтения. Главный финансовый документ отвечает требованиям Бюджетного кодекса и закону «О бюджетном процессе в Красноярском крае».
Как отметил Вице-премьер, министр финансов Владимир Бахарь, бюджет развития на 2025 год составляет 113 млрд рублей или около четверти всех расходов краевого бюджета, треть всех расходов направят на развитие муниципальных образований, только в 2025 году это более 140 млрд рублей.
Структура бюджета развития по отраслям выглядит следующим образом. В 2025 году около 60% направят на развитие транспортной и дорожной инфраструктуры. Расходы на решение жилищных вопросов, ЖКХ и благоустройство составят около 9 млрд рублей. Свыше 28 % (32,4 млрд рублей) запланировано на развитие социальной сферы. В следующем году край намерен полностью погасить коммерческий долг и впервые за 16 лет он будет равен нулю. Это формирует дополнительный запас прочности и повышает устойчивость краевого бюджета.
Председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Владимир Чащин отметил, что на сессии была пройдена очередная важная фазу по рассмотрению и принятию краевого бюджета — первое чтение. Второе чтение запланировано на 5 декабря.
"Мы зафиксировали параметры краевого бюджета с учетом поступления федеральных средств, а также дополнительно выделенных краевых средств. Параметры краевого бюджета по доходам и расходам выросли на 12,2 миллиарда рублей. Это очень хороший показатель, который свидетельствует о том, что у нас сбалансированная финансовая политика, мы используем финансовые возможности для раскрытия и закрепления экономического потенциала региона. В регионе сформирован большой портфель инвестиций, который на три года предусматривает 4 триллиона рублей. Год назад этот показатель на трехлетний период был 3 триллиона рублей, произошли очень серьезные изменения. Дополнительные средства будут направлены на сферу здравоохранения, образования, культуру. 145 объектов, которые значатся в перечне строек, финансово обеспечены. Бюджет предусматривает обеспечение всех социальных обязательств, усиление всех мер поддержки, которые касаются участников специальной военной операции, старшего поколения. Будут развиваться опорные города, на это заложено 9 миллиардов рублей. Вчера прошло заседание регионального организационного комитета по подготовке к 400-летию Красноярска. В краевом бюджете на эти мероприятия предусмотрено около 150 миллиардов рублей, больше 100 миллиардов выделяет федерация", - отметил Владимир Чащин.
"Говоря о сфере здравоохранения и социальной политики, можно с уверенностью сказать, что базовые расходы закрывают все основные потребности: мы видим улучшение финансирования клинических больниц, которые в 2025 году получат 300 млн рублей. Существенные расходы предусмотрены и на СВО, поддержку участников и их семей. Это в том числе и финансирование санатория «Березка», который является краевой собственностью и будет направлен на реабилитацию участников и членов их семей, пополнение резервного фонда. По сфере здравоохранения наш комитет регулярно анализирует все обращения, в том числе в СМИ. Существенные расходы предусмотрены на базовые учреждения, где пациенты получают неотложную медицинскую помощь. Это хирургический блок БСМП, второе отделение 20-й больницы, строительство детской многопрофильной больницы. Это те базовые параметры, с которыми мы ведем работу", - прокомментировал председатель комитета по охране здоровья и социальной сфере Илья Зайцев.
"Отмечу, что одним из показателей для наших отраслей является количество объектов, которые намечено построить или реконструировать в 2025-2027 годах. Это 57 объектов, 42 — в отрасли образования и 15 — в отрасли культуры. Как я уже отметила в своем выступлении на сессии, большое количество объектов запланировано на 2026 год, но и в 2025-м мы получим новые объекты, и в 2027-м. Где-то нужно сделать проектно-сметную документацию, она должна пройти экспертизу, потом начнется строительство. Это будут детские школы искусств, о чем мы уже давно комитетом говорим. Две проектно-сметные документации будут готовы на школы искусств в Уярском и Идринском районах, в Нижнеингашском, Каратузском и Ужурском районах начнут строиться школы. Отдельное внимание — загородным оздоровительным детским лагерям. Мы получим возможность строительства новых модульных жилых корпусов. В следующем году планируется возвести три корпуса, и по два в 2026-2027 годах. Кроме того, мы продолжаем участвовать в программе по капитальному ремонту школьных систем образования. За три года, с учетом нынешнего, у нас будет отремонтировано 40 школ. Это цифра, которая нас радует, потому что школа после капитального ремонта становится практически новой. Там меняются не только стены, меняется содержание, оборудование, мебель, проводится благоустройство. Школа становится совершенно иным объектом. Также мы входим в программы капитального ремонта детских садов, техникумов и получаем дополнительно деньги из федерального бюджета. По детским садам: на три года мы получаем средства на 16 садов из 23 заявленных", - отметила председатель комитета по образованию и культуре Вера Оськина.
Также на сессии был принят пакет законов, касающихся налогообложения. Один из них говорит о том, что налоговые каникулы (нулевую ставку налога), которые должны были завершиться 1 января 2025 года, продляют еще на два года, до 1 января 2027 года. Они будут действовать в производственной, социальной и научной сферах: для 64 видов деятельности по патентам и 13 видов деятельности по УСН.
Сразу в двух чтениях приняты изменения в закон о патентной системе налогообложения. Как сообщил заместитель председателя Правительства Красноярского края — министр финансов Владимир Бахарь, краевой закон приводится в соответствие федеральному налоговому законодательству и действующим экономическим реалиям. Патентная система действует в крае с 2013 года. По итогам 2023 года количество выданных патентов составило 38 348; количество ИП, применяющих ПСН, увеличилось до 25 620 человек. При этом с 2021 года предприниматели могут уменьшить стоимость патента полностью или частично на сумму обязательных страховых взносов и пособий. В результате по многим патентам налог уменьшился до нуля.
Законом вводится механизм ежегодной индексации потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на коэффициент-дефлятор. Устанавливаются новые размеры расчетного дохода для разных видов деятельности, они учитывают выросшие за эти годы минимальный размер оплаты труда и страховые взносы.
Также в двух чтениях принят закон об увеличении налога на игорный бизнес. Повышается налог за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — с 3 до 10 млн рублей. Это максимально возможная ставка согласно новому федеральному закону№176, принятому в июле 2024 года. При этом по официальной статистике, таких центров в крае нет.
Как отметил председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев, налоговые законы должны быть опубликованы за один месяц до начала нового налогового периода.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.