Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

Фото: sobranie.info

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством Красноярского края бюджетный год завершается публичными слушаниями, на которых представители правительства обсуждают с Законодательным Собранием, представителями муниципальных образований и общественностью итоги прошлого года и ставят задачи на будущее.

Вице-премьер правительства края, министр финансов Владимир Бахарь доложил о финансовых итогах ушедшего года и обозначил ключевые направления работы на ближайшие годы. Также свои доклады представили министр экономики и регионального развития края Татьяна Магдибур, временно исполняющий обязанности председателя Счетной палаты края Виктор Астраханцев, министр социальной политики Ирина Пастухова и председатель комитета по экономике и налоговой политике парламента Егор Васильев. О том, что происходит в территориях, рассказали глава Дзержинского района Виктор Дергунов, глава Сосновоборска Алексей Кудрявцев, глава Шушенского района Дмитрий Джигренюк.

Владимир Бахарь отметил, что последние годы отмечены рядом внешних вызовов — проведение СВО, санкции, ограничения и высокая инфляция. Однако благодаря скоординированным мерам как на федеральном, так и на региональном уровнях Красноярский край смог сохранить экономическую стабильность и обеспечить устойчивое исполнение бюджета.

Фото: sobranie.info

При этом регион сохранил высокие позиции в рейтинге, составленном по ключевым экономическим и финансовым показателям. Объем инвестиций впервые превысил отметку в один триллион рублей. В сфере качества жизни населения край остается лидером Сибирского федерального округа, в том числе и по уровню средней заработной платы.

«По основным социально-экономическим показателям Красноярский край продолжает занимать лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе. В общероссийском рейтинге регион стабильно входит в первую десятку по объемам доходов и расходов, а также по таким параметрам, как валовой региональный продукт, объем инвестиций и вклад в федеральный бюджет. В 2024 году завершился шестилетний цикл реализации национальных проектов, на это было направлено более 176 миллиардов рублей, из них почти половина — средства краевого бюджета. Благодаря этим усилиям были модернизированы социальная и транспортная инфраструктуры, проведено расселение из аварийного жилья, благоустроены общественные пространства, созданы новые образовательные и медицинские учреждения. Эти меры способствовали повышению качества жизни населения и создали прочную основу для новых национальных целей развития до 2030 года», — отметил Владимир Бахарь.

Цифры

Доходы бюджета в 2024 году составили 520,7 млрд рублей, а расходы — 527,4 млрд рублей. Технический дефицит был равен 7 млрд рублей, но, несмотря на это, удалось сформировать значительные резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» на текущий год.

Фото: sobranie.info

Налог на прибыль организаций снизился на 36,2 млрд рублей, однако потери компенсировали ростом других налоговых и неналоговых доходов — более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом. Основной прирост обеспечен НДФЛ (+25,5 млрд рублей), НДПИ (+5,7 млрд рублей), упрощенной системой налогообложения (+5 млрд рублей) и налогом на имущество (+3,2 млрд рублей).

Неналоговые доходы увеличились почти на 8 млрд рублей, в том числе за счет размещения средств на депозитах. Такая динамика стала возможной благодаря высоким процентным ставкам в течение года.

На реализацию государственных программ в 2024 году было направлено более 400 млрд рублей. Наибольший рост зафиксирован в сфере образования (+12,2 млрд рублей), здравоохранения (+7,2 млрд рублей) и жилищно-коммунального хозяйства (+2,6 млрд рублей). Также значительные средства были направлены на поддержку семей с детьми, многодетных семей и развитие демографии. Из 77 млрд рублей, выделенных на социальную поддержку населения, 15 млрд рублей пошли именно на помощь семьям с детьми.

Фото: sobranie.info

Более 70% от всех расходов (293 млрд рублей) позволили повысить качество жизни населения. На развитие экономики было выделено около 77 млрд рублей, а на общегосударственные вопросы — 39 млрд рублей.

Расходы бюджета развития превысили 75 млрд рублей, из которых 64,1 млрд рублей составили собственные средства края. Примерно половина этих средств  траты на дороги и транспорт, включая метротрамвай в Красноярске (11,7 млрд рублей за счет инфраструктурного бюджетного кредита).

Также реализованы мероприятия по расселению из ветхого и аварийного жилья, в том числе детей-сирот и обманутых дольщиков. На развитие социальной сферы направлено около 29 млрд рублей, включая строительство новых школ и детских садов, открытие врачебных амбулаторий и ФАПов, создание спортивных и культурных объектов. Например, в Боготоле и Богучанах завершено строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, в Сосновоборске открыт новый спортивный зал, в Казачинском районе построена крытая спортивная площадка.

Для поддержки участников СВО в Красноярском крае создано более 30 инструментов — от выплат и медицинской помощи до трудоустройства и реабилитации. В 2024 году на эти цели было направлено более 8 млрд рублей, из них 6,5 млрд рублей — непосредственно на помощь участникам СВО и их семьям.

Фото: sobranie.info

Также была поднята тема повышения заработной платы бюджетников. За последние годы объем средств на эти цели увеличился, в 2025 году он достиг 286 млрд рублей. Проводилась системная индексация оплаты труда, а также повышался уровень зарплаты.

Объем государственной поддержки составил около 28 млрд рублей. Она включала прямую помощь малому и среднему бизнесу, предприятиям АПК, ресурсоснабжающим и транспортным организациям. Также продолжали действовать льготные системы налогообложения.

Растет уровень доходов и расходов муниципалитетов. По итогам 2024 года общие параметры местных бюджетов составили около 240 млрд рублей. Из краевого бюджета в общей сложности были направлены 146,3 млрд рублей, что на 12 млрд рублей больше, чем в предыдущем году. Около 70 млрд рублей пошло на решение вопросов местного значения, включая дороги, благоустройство, образование, культуру и спорт.

Перспективы

Красноярский край принимает участие в реализации 13 национальных проектов. Ежегодно на эти цели будет выделяться около 50 млрд рублей. Больше всего денег требуется на проекты в сфере инфраструктуры, семьи, молодежи и экологии.

Фото: sobranie.info

Участники слушаний отметили, что новая система местного самоуправления позволит укрепить местные бюджеты, улучшить качество предоставляемых услуг и сократить бюрократические издержки. В удаленных и северных районах предусмотрены специальные меры по транспортной доступности, развитию связи и мобильного интернета. Предстоит большая работа по адаптации к новой административно-территориальной структуре, в крае будут функционировать 6 городских и 33 муниципальных округа.

Все эти изменения требуют синхронизации с бюджетным процессом, настройки системы межбюджетных отношений и своевременного формирования бюджетов на следующие годы.

«До конца текущего года будет разработана новая Стратегия социально-экономического развития края, и всем округам предстоит работа по корректировке своих стратегий под новый формат. Когда все подчинено эффективности, каждый рубль бюджетных расходов покрашен в цвета национальной цели и имеет свой показатель ее приближения, то каждая территория должна структурировать свою работу таким же образом и тоже идти к их достижению. Это не всегда просто в силу разницы потенциала, но иначе территория просто выпадает из вектора развития страны», — отметил председатель комитета по экономике и налоговой политике ЗС края Егор Васильев.

Мнения

Алексей Додатко, председатель Законодательного Собрания, подчеркнул значение открытости бюджетного процесса:

«По очевидным причинам бюджет края формируется и исполняется в непростых условиях, где действуют факторы глобального уровня, значительное влияние имеет и международная обстановка, и деятельность крупных компаний. Когда мы говорим об устойчивости и сбалансированности всей нашей финансовой системы, мы понимаем, что нам удается компенсировать и эти факторы, удается продемонстрировать соответствующий уровень управления бюджетными процессами в крае. Объем средств, которые требуют администрирования, весьма существенен. Доходная часть бюджета — более 65 процентов — были направлены в социальную сферу. Общественные слушания являются важным этапом формирования общих решений, которые ложатся в дальнейшем в основу нашей бюджетной политики, определения приоритетов. Открытый диалог, который подразумевается и на стадии бюджетного планирования, и на стадии отчета об итогах работы по исполнению бюджета, является залогом того, что наша финансовая и организационно-управленческая политика проходят необходимую сверку с широким кругом экспертного сообщества, жителями края. Итоги сегодняшних публичных слушаний в виде резолюции тоже будут частью этого блока экспертных заключений».

Владимир Чащин, председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан:

«Принятая по итогам публичных слушаний резолюция является основополагающим документом для выстраивания бюджетной политики на последующие годы. Отчет об исполнении бюджета был успешным, несмотря на все трудности, которые были в геополитике, санкции. Наш край — сырьевой, важной составляющей пополнения бюджета являются недра, финансовые рынки реагируют на все происходящие изменения. Консолидированный бюджет края впервые превысил 520 миллиардов, в прошлом году объем инвестиций составил 1 триллион рублей. Это является залогом для успешного социально-экономического развития края. 2024 год был объявлен Годом семьи. В бюджете 2024 года 77 миллиардов было направлено на социальную поддержку. Также 2024 год стал финальным этапом шестилетнего цикла реализации национальных проектов в Красноярском крае. Было построено 2600 объектов, 29 школ, 24 детских садика, 165 ФАПов. В дальнейшем мы будем наращивать реализацию национальных проектов, в основном, в территориях, которые нуждаются в улучшении качества жизни».

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье