Депутаты всех уровней, члены регионального правительства и главы территорий обсудили систему поддержки гражданских институтов и новеллы антикоррупционного законодательства.
С основным докладом по первому вопросу выступил вице-спикер ЗС Алексей Клешко. В начале своей речи он напомнил о недавнем поручении Владимира Путина: «В своем послании Федеральному Собранию президент поставил новую задачу: до 10 процентов государственных социальных программ переориентировать на некоммерческие организации, чтобы они, а не государственные и муниципальные учреждения, оказывали помощь гражданам. На самом деле это очень сложная задача, которая должна изменить лицо социальной политики, сделать социальные службы более мобильными, более отзывчивыми на новые идеи и предложения людей, более человечными в конце концов и менее чиновными. Сделать это можно, если мы все вместе будем заниматься строительством полноценного гражданского общества, укреплять некоммерческий сектор, гражданскую инициативу».
Алексей Клешко отметил, что в Красноярском крае создана вся необходимая инфраструктура поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), приняты законодательные акты, действует специальная госпрограмма, выделяются субсидии на реализацию социально значимых проектов, создаются ресурсные центры поддержки общественных инициатив. В этом году краевые гранты получили 118 проектов, более 40 организаций получили федеральные субсидии, еще 13 — президентские гранты. НКО поддерживают и крупный бизнес.
При этом, подчеркнул Клешко, в последнее время все большее значение приобретают нефинансовые, организационные меры поддержки — например, включение НКО в решение муниципальных задач, так как многие организации сегодня жалуются на невнимание со стороны местных властей. Положительными примерами успешного социального предпринимательства, создающего новые виды услуг, депутат назвал красноярский Центр иппотерапии, кризисные центры для женщин, книжные магазины клубного формата и «Ньютон парк». Проблемным вопросом в сфере поддержки СО НКО, по словам Клешко, остается нехватка квалифицированных кадров на местах.
Председатель краевой Гражданской ассамблеи Алексей Менщиков обратил внимание на такой аспект обсуждаемого вопроса, как эффективность деятельности институтов взаимодействия власти и общества. Он отметил, что общественные палаты есть в 18 муниципальных образованиях края, однако заметной роли они пока не играют, а инициатором всех перемен остается государство. «Мы должны использовать эти институты для обсуждения повестки, своевременно включая граждан в обсуждение и процесс принятия решения», — подчеркнул Менщиков. В качестве положительного примера такого взаимодействия он привел обсуждение краевого закона «о тишине». В заключение он призвал выработать критерии эффективности взаимодействия власти и общества, по которым можно будет оценить работу муниципалитетов.
От городских властей Красноярска выступила председатель Горсовета Татьяна Казанова. Она отметила, что примером взаимодействия власти и общества в краевом центре является Красноярский городской форум, на котором за последние годы было принято немало значимых решений. Кроме того, город ежегодно выделяет около 2 млн рублей на поддержку НКО, при мэрии действуют общественные советы по тем или иным вопросам, закончилось создание городской общественной палаты, идет развитие территориального общественного самоуправления. В планах Горсовета — создание молодежного совета по аналогии с молодежным правительством при Заксобрании.
С докладами также выступили председатель краевого Совета ветеранов Анатолий Самков, председатель Ачинского городского Совета Сергей Никитин, председатель Шушенского районного Совета Петр Сасин и заместитель директора по взаимодействию с общественными организациями и объединениями зеленогорской библиотеки имени Маяковского Полина Балякина, которые рассказали о создании инфраструктуры поддержки институтов гражданского общества на местах.
Итоги обсуждения вопроса подвел спикер ЗС Александр Усс. По его словам, в Красноярском крае есть территории, где система поддержки гражданских инициатив находится на очень высоком уровне и отличается разнообразием. В то же время ряду муниципальных образований «есть к чему стремиться». В связи с этим Усс предложил обобщить лучшие муниципальные практики и опубликовать их в виде конкретных методических рекомендаций.
О новых антикоррупционных ограничениях, связанных со статусом депутата и выборного должностного лица местного самоуправления, рассказала начальник экспертно-правового управления Законодательного Собрания Светлана Мигаль. Она напомнила, что в этом году принят Федеральный закон № 303, который значительно расширяет круг лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах и расходах, и вводит ряд других ограничений. Мигаль пояснила, что закон принят с учетом декларационной кампании 2014 года, которая показала нехватку ряда важных звеньев в антикоррупционном механизме. Основные новеллы законодательства: появилось требование о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера для всех лиц, замещающих муниципальные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей. Аналогично изменилась и обязанность предоставления сведений о крупных расходах и об источниках получения средств, если общая сумма сделок превышает совокупный доход за три года.
Закон запрещает должностным лицам и депутатам всех уровней, работающим как на постоянной, так и на непостоянной основе, осуществлять доверительное управление, которое предусматривает инвестирование в иностранные компании, и иметь вклады за рубежом. Все лица, занимающие должность на постоянной основе, обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Для депутатов и чиновников вводится 3-месячный переходный период. После этого в случае несоблюдения ограничений и запретов полномочия должностного лица могут быть прекращены досрочно. В заключение обсуждения вопроса краевой прокурор Михаил Савчин напомнил об ответственности за ошибки в декларациях.
После этого были подведены итоги краевого конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования в 2015 году. Ценные призы получили Лесосибирский городской Совет депутатов, Таймырский районный Совет депутатов, Северо-Енисейский районный Совет депутатов, Нахвальский сельский Совет депутатов Сухобузимского района, Нижнепойменский поселковый Совет депутатов Нижнеингашского района, Частоостровский сельский Совет депутатов Емельяновского района, Шапкинский сельский Совет депутатов Енисейского района, Иджинский сельский Совет депутатов Шушенского района, Потаповский сельский Совет депутатов Енисейского района и Усть-Кемский сельский Совет депутатов Енисейского района.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.