Депутаты Законодательного Собрания края обсудили финансовые проблемы муниципалитетов. В селе Казачинское состоялось совместное выездное заседание комитета по бюджету и экономической политике и секции Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края по вопросам межбюджетных отношений. Участие в мероприятии приняли главы муниципальных образований северных территорий, а также представители исполнительных органов власти края и Федеральной налоговой службы.
Открывая заседание, председатель профильного комитета и секции Егор Васильев отметил, что вопрос о повышении бюджетных доходов, оптимизации расходов и ведении грамотной долговой политики регулярно поднимается на различных площадках. Формат выездного заседания позволяет получить обратную связь, услышать голос территорий и узнать о проблемах, с которыми приходится сталкиваться органам МСУ при реализации поставленных задач.
Затем слово взял глава Казачинского района Юрий Озерских. Он рассказал, что численность населения в этом муниципальном образовании составляет около 10 тысяч человек. Исторически основным занятием здесь было сельское хозяйство и лесная промышленность. Наибольшие показатели в этих сферах были зафиксированы в советские годы. Сейчас прежних объемов производства нет, но люди продолжают работать и в АПК, и в ЛПК. Юрий Озерских выразил надежду на то, что рабочая встреча будет способствовать качественному решению социально-экономических задач, стоящих перед краем и муниципалитетами.
С основным докладом выступила первый замминистра финансов края Ирина Пастухова. Она рассказала о реализации планов мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и долговой политике в регионе и муниципальных образованиях северной группы районов.
«Начиная с 2017 года Министерство финансов РФ придает этому документу особый статус, — подчеркнула Ирина Леонидовна. — Реализация планов прописывается в соглашениях с субъектами Федерации и ставится на контроль. Более того, теперь требуется показывать достижение показателей и экономию средств, и все это будет проверяться».
На краевом уровне план делится на три части. Во-первых, это рост доходов, который предусматривает совершенствование законодательства, работу с крупнейшими налогоплательщиками, повышение качества администрирования налоговых доходов, управление земельно-имущественным блоком. Во-вторых, это оптимизация расходов, которая включает в себя совершенствование системы закупок, оптимизацию сети бюджетных учреждений, повышение качества государственных услуг и финансового управления, установление нормирования расходов на органы власти. Третье направление — совершенствование долговой политики. Здесь основными задачами являются грамотное и качественное управление долгом, поддержание безопасной структуры долгового портфеля.
Итоги реализации краевого плана в 2017 году дали следующие результаты. Рост собственных доходов составил 11,4 млрд рублей, дополнительные средства из федерального бюджета получены в размере 18,6 млрд, дефицит краевой казны уменьшился, бюджетные кредиты были реструктурированы. Кроме того, внедрена автоматизированная система бюджетного процесса. «Мы теперь видим расходование средств муниципальными образованиями в режиме онлайн», — отметила Ирина Пастухова.
После этого первый замминистра финансов рассказала о реализации муниципальных планов в 2017 году. Все они, по ее словам, сделаны по схеме краевого плана. МСУ ставили перед собой такие же задачи, но на практике многое выполнить не удалось: некоторые муниципалитеты завысили свои ожидания по доходам, в результате чего возникли необеспеченные обязательства и, как следствие, рост долга. В то же время есть территории, на которые следует равняться в части достоверности плана по доходам. К ним Ирина Пастухова отнесла Лесосибирск и Норильск, а также Казачинский и Пировский районы. При этом в качестве образца она поставила Норильск, который, несмотря на самодостаточность, скрупулезно относиться к своим доходам и очень эффективно ими управляет.
Что касается снижения численности работников органов МСУ, то эффект произошел обратный: Туруханский район нарастил штат на 100 единиц, Норильск — на 228, Богучанский район — на 12, Северо-Енисейский — на 83. По кредиторской задолженности есть позитивные моменты, она в целом снижается. Вместе с тем некоторые территории продолжают ее наращивать, в частности Енисейск, Енисейский, Мотыгинский и Кежемский районы.
В отношении динамики муниципального долга по большей части происходит снижение. Здесь Ирина Пастухова похвалила Северо-Енисейский, Туруханский районы и покритиковала Богучанский, Мотыгинский, Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский.
"У Федерации появились новые требования. Наш бюджет рассматривают только как консолидированный. И теперь нам предстоит делать финансовую оценку на трехлетний период — сколько будет сделано в рамках реализации плана. Без этого документ приниматься не будет. Поэтому над недостатками в планировании нам придется серьезно поработать«,— отметила Ирина Пастухова и привела в пример такие недоработки, как формальный подход, декларативный характер некоторых положений и отсутствие контроля.
Особо было сказано об увеличении доходной базы муниципалитетов. По словам докладчицы, в 2017 году в местные бюджеты направлено 122 млрд рублей. Из них 84,5 млрд — это поступления из краевого бюджета (при этом большая часть денег — целевые средства, субвенции и субсидии); 37,4 млрд — налоговые и неналоговые доходы территорий. Порядка 55% процентов поступлений составляют платежи физических лиц.
Непосредственно влиять органы МСУ могут на четвертую часть в структуре своих доходов. В частности, речь идет о едином налоге на вмененный доход, земельном налоге, налоге на имущество физических лиц, об аренде земли, продаже имущества и активов. Больше всего резервов скрыто в увеличении налоговой базы.
«14,5 тысячи земельных участков в крае имеют регистрацию, но не облагаются земельным налогом, потому что данные в информационной базе отражены некорректно, — подчеркнула первый замминистра финансов. — А ведь это ваши специалисты должны проверять данные, и тогда вы будете получать налоги с этих участков. 277 тысяч объектов недвижимости не включены в налоговый оборот. Либо они не имеют инвентаризационной стоимости, либо некорректно отражаются в Федеральной информационной адресной системе. Мы два года уже говорим, чтобы вы отработали базу. Если вы этого не сделаете, эти объекты выйдут из-под налогообложения».
Также Ирина Пастухова посетовала на огромный объем недоимки — порядка 854 млн рублей. Из них 32% — от начисленных налогов. И это только объекты, которые есть в реестре. Отдельного разговора заслуживает работа по вопросам аренды муниципальной земли. Порядка 124 тысячи договоров заключено органами МСУ. Разбег в цене аренды в крае колоссальный — от двух до семисот тысяч рублей за гектар. Понятно, что интерес рынка к земле разнится, тем не менее первый замминистра рекомендовала изучить эту тему.
«К сожалению, на местах учет договоров аренды ведется плохо, — заявила она. — Бывает так, что в администрациях не знают ни того, сколько их заключено, ни цену вопроса. Но ведь за этим нужно следить, это ваши источники доходов. У муниципалитетов есть нормативно отрегулированные рычаги, которыми они могут пользоваться, и здесь непаханое поле для работы».
Ирина Пастухова сообщила, что по поручению врио губернатора минфин провел оценку эффективности органов МСУ в части работы с имущественным комплексом и легализации заработной платы. Анализировались четыре блока вопросов: актуализация сведений в ФИАС, уточнение сведений в ЕГРН, земельный контроль и легализация заработной платы. Первое и второе места разделили Минусинск и Краснотуранский район, третье занял Северо-Енисейский район, четвертое — Минусинский район, пятое — Лесосибирск. Наименее эффективно ведется работа в Ирбейском, Богучанском, Назаровском, Туруханском и Козульском районах. В дальнейшем такая оценка будет проводиться ежеквартально.
В завершение Ирина Пастухова сообщила, что в ближайшее время планируется централизация процессов по управлению земельно-имущественным комплексом муниципальных образований. Таким образом, будет создана единая автоматизированная система по управлению имуществом, основанная на информационной платформе.
Затем выступила заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики края Ольга Чернышева. Она рассказала о работе над ликвидацией задолженности по заработной плате и легализацией занятости работников. Как выяснилось, основные долги числятся за предприятиями-банкротами, и это накладывает свой отпечаток на сроки погашения их обязательств перед работниками. Что касается легализации занятости, то здесь многое зависит от глав муниципальных образований, которые обладают полной информацией на местах.
После этого свой доклад представил начальник межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Красноярскому краю Юрий Попков. Он сообщил о ситуации с налоговой задолженностью, рассказал о работе межведомственных комиссий и предложил главам муниципальных образований теснее взаимодействовать с органами ФНС в информационном плане.
От муниципальных образований первой выступила замглавы Казачинского района Светлана Новикова. Она осветила основные параметры муниципального бюджета и его специфику, рассказала о том, как проводилась централизация сети учреждений культуры, и остановилась на проблемах, с которыми приходится сталкиваться в ходе работы по поиску новых доходов и оптимизации расходов. В частности, она отметила, что в небольших сельсоветах становится трудно содержать огромные дворцы культуры, которые строились в период расцвета леспромхозов. По миллиону рублей в год уходит только на их отопление, а есть и другие затраты на эти учреждения. Причем население категорически против их закрытия. В виде решения проблемы Светлана Новикова предложила строить модульные клубы, которые бы устроили жителей и помогли сберечь бюджетные деньги.
Что касается работы с неплательщиками налогов, то на них практически нет никаких рычагов воздействия, кроме убеждений. По словам Новиковой, в этом вопросе нужно наладить тесное взаимодействие с правоохранительными органами, тогда и будет результат. В отношении теневой занятости докладчица сказала, что взаимодействие с такими предпринимателями ведется, но люди ссылаются либо на то, что у них низкая доходность, а жить на что-то надо, либо на то, что у них работают родственники, которым не нужно официальное оформление трудовых отношений.
Также выступили замглавы Ачинска Ярослав Долгилев, руководитель МКУ «Управление муниципальным имуществом» города Енисейска Наталья Степанова и начальник финансового управления администрации Кежемского района Михаил Бутаков. Они рассказали о реализации плана по росту доходов, оптимизации расходов и долговой политике в этих муниципальных образованиях. В частности, опыт Кежемского района был интересен тем, что здесь создали централизованную службу по закупкам, которая разгрузила муниципалитет от этой работы, а также реорганизовали ряд учреждений, благодаря чему появилась большая филиальная сеть. Сейчас планируется создание централизованной бухгалтерии.
После этого состоялось обсуждение. Депутат Павел Ростовцев, обращаясь к Ирине Пастуховой, отметил, что часто приходится сталкиваться с изменением объемов бюджетного финансирования госпрограмм, но не видно, как именно меняются показатели, хотя это должно происходить автоматически. Также он посетовал на выдавливание муниципальных учреждений краевыми, что неправильно с точки зрения конкуренции. Еще один момент, на который попросил обратить внимание народный избранник, — это оптимизация муниципальных территориальных единиц.
Сергей Титов предложил подходить индивидуально к реорганизации учреждений в муниципальных образованиях и не тиражировать опыт по чьей-либо указке. По его словам, каждая территория имеет свою специфику, которую следует учитывать. В части вопроса о доходах он раскритиковал федеральное требование по установке онлайн-касс, которое предприниматели обязаны выполнить до 1 июля, и предложил поискать меры поддержки бизнеса.
Заместитель председателя комитета Владимир Чащин подчеркнул, что в рекомендациях выездного заседания необходимо отразить важность муниципального контроля. «От него напрямую зависит рост доходов», — сказал депутат.
Подвел итог дискуссии Егор Васильев:
«В стране объявлена война с разбазариванием бюджетных средств. Это касается не только коррупции, но и оптимизации расходов, недополученных доходов. У нас точно нет задачи ухудшить качество муниципальных или государственных услуг — мы этого просто не должны допустить. Но совершенно очевидно, что чем дальше, тем больше с нас будут спрашивать за то, каким образом мы задействуем все возможные доходы бюджета и насколько оптимально ими распоряжаемся. Сейчас все усилия нужно приложить к тому, чтобы по этим планам двигаться вперед. При этом важно, чтобы, с одной стороны, граждане не почувствовали никаких негативных процессов, а с другой стороны, чтобы мы были честны перед собой: все объекты зарегистрированы, муниципалитеты получают все доходы до последней копейки и нет излишне потраченных денег».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.