Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

Удобно, современно и быстро

Группа депутатов из комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению в минувшую среду побывала в Казачинском и Пировском районах.

В первую очередь народные избранники посетили многофункциональный центр (МФЦ) в селе Казачинском и пообщались с его руководителем Ларисой Малковой. Лариса Викторовна рассказала, что центр открылся 1 января 2015 года. На протяжении нескольких лет он оказывает порядка 13 тыс услуг в год, то есть чуть больше тысячи в месяц. В основном посетители довольны тем, как организована работа.

Депутат Егор Бондаренко отметил, что посещение территориальных подразделений краевого государственного учреждения «МФЦ» в рамках выездных заседаний уже стало традицией. «Многофункциональный центр в Казачинском находится в здании районной администрации. Оно расположено в центре села, это известное для людей место, что очень удобно. Граждане могут воспользоваться всем перечнем государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются многофункциональными центрами. Мы увидели, что в учреждении работают четыре окна приема и выдачи документов. Этих окон вполне достаточно для того числа заявителей, которые обращаются в центр».

МФЦ в селе Казачинское

Напомним, что недавно комитет ознакомился с работой подобного МФЦ в Минусинске, чтобы увидеть целостную картину в крае. Позже профильный комитет планирует собрать совещание на эту тему — насколько удобно для граждан, современно и быстро там оказывают услуги.

Изюминки в таежной глуши

По дороге из Казачинского в Пировский район депутаты заехали в село Кириково. Небольшое поселение удивило ухоженностью и достопримечательностями. В центре населенного пункта достраивается церковь. Рядом современная детская площадка, созданная по инициативе деревенских жителей. Их проект «Наше счастливое детство» стал победителем грантового конкурса «Жители за чистоту и благоустройство» в 2017 году. Этот конкурс проводится в крае и предоставляет органам местного самоуправления городских и сельских поселений субсидии на реализацию инициатив граждан по благоустройству территорий. На деревенскую игровую площадку из бюджета было выделено 495 тыс. рублей.

Детская площадка в селе Кириково
Фото: пресс-служба Законодательного собрания

В Кириково три года назад открылась первая в крае аграрная школа. Как рассказал ее директор Олег Ивченко, в уникальном учебном заведении готовят будущие кадры для села. К детям приезжают преподаватели Красноярского аграрного университета. Школа прекрасно оснащена. У нее есть красивый стадион с футбольным полем и беговой дорожкой, своя лыжная база, школьная пасека с омшаником и необходимым оборудованием. На пасеке детей с ограниченными возможностями здоровья профессионально обучают пчеловодству. У школы есть свой огород, где дети отрабатывают практику. Ее сохранили в учебном плане, таким образом стараются занять детей летом и дать им необходимые на селе знания. Памятник ветеранам войны также передан школе, дети ухаживают за ним. В школе 127 детей. Еще 30 ребятишек ходят в детский сад. Школа и дошкольное учреждение находятся рядом и объединены в одно юридическое лицо.

Директор школы поделился и своими проблемами. Часть детского сада во время спада рождаемости в селе была отдана под спортивную секцию, но сейчас демографическая ситуация изменилась. В настоящее время в Кириково и окрестных деревнях нет ни одного пустующего дома, есть рабочие места, растет рождаемость. Как следствие — в единственной группе детсада 30 детей вместо 20. Поэтому детсад надо освобождать от спортивного инвентаря и создавать в нем еще одну группу. Местный предприниматель, руководитель ООО «Победа» Сергей Михайлов готов взять на себя половину расходов на строительство спортивного объекта, но нужна и поддержка бюджета. Кроме того, необходимо ремонтировать спортивный зал школы, на это тоже нужны средства. Депутаты пообещали поработать над поставленными вопросами и найти возможность помочь школе.

В селе Пировском депутаты побывали на стадионе, оборудованном в рамках национального проекта «Демография», и в физкультурно-спортивном центре, построенном в 2016 году.

Депутаты в физкультурно-спортивном центре в селе Пировском
Фото: пресс-служба Законодательного собрания

Глава района Александр Евсеев во время поездки рассказывал, как в сельских поселениях работают с населением, чтобы в деревнях и селах был порядок: «Все, что мы сегодня посмотрели, это наша жизнь. Жители маленького Пировского района ухаживают за своими усадьбами, могут позволить себе и какую-то изюминку построить, и содержать общественные места в таком состоянии, которые не стыдно показать гостям».

К преобразованиям надо подходить осторожно

После знакомства с социальными объектами глубинки в администрации Пировского района прошло рабочее совещание в формате круглого стола. Депутаты с участием приглашенных обсудили главный вопрос — о создании муниципальных округов в Красноярском крае на примере Пировского района.

Что такое муниципальный округ? Это новое понятие в организации местного самоуправления (МСУ). В мае 2019 года вступили в силу изменения в законодательстве о местном самоуправлении, они позволяют создавать муниципальные округа. Если изначально МСУ строится на двух уровнях — в сельских территориях в виде сельсоветов на первом уровне и в виде муниципального района — на втором. И в сельских, и в районных советах есть свой представительный орган, есть глава. В муниципальном округе власть переходит на единый уровень, сосредотачивается в округе, сельсоветы упраздняются. И хотя местное сообщество само выступает с инициативой о преобразовании системы управления, окончательное решение о создании муниципального округа принимает Законодательное Собрание.

Открывая заседание, депутат Евгений Петренко отметил, что в краевой парламент поступили инициативы об изменении системы управления в двух районах — Пировском и Шарыповском. «Для того чтобы комитет принял взвешенное решение, необходимо обсудить риски и положительные моменты упразднения сельсоветов и объединения в округ. Опыта у нас на территории Красноярского края в этом вопросе не много», — пояснил он.

Глава района Александр Евсеев в своем выступлении рассказал, какие преимущества он видит в объединении. Если сейчас бюджеты поселений сильно ограничены, то после создания единого округа экономическая составляющая улучшится, например, за счет отсутствия расходов на выборы в сельсоветы. К тому же станет легче со специалистами: главе сельсовета приходится решать множество специфических вопросов, требующих профессиональных знаний в разных областях, а знающих людей просто нет. На уровне муниципального округа проще создать подготовленную команду.

Рассказывая, как проходило обсуждение идеи округа в селах и деревнях, глава района подчеркнул, что решение объединяться было принято почти единогласно во всех сельсоветах.

Вместе с главой района практически во всех публичных слушаниях участвовала и председатель районного Совета депутатов Галина Костыгина. В своем выступлении она полностью поддержала идею объединения, потому что убеждена: многие проблемы сельских территорий будут решаться легче. Председатель райсовета высказала и понимание того факта, что сосредотачивая власть в округе, необходимо развивать местное самоуправление на самом низовом уровне. И такая работа ведется. В ходе дискуссии выяснилось, что в Пировском районе во всех населенных пунктах созданы советы поселений, а также институт сельских старост.

Вслед за главой района и председателем райсовета выступали многие представители сельских территорий. Глава Кириковского сельского Совета Виталий Попов рассказал о том, что в районе практически все поселения малочисленные, их казна мизерна, это связано с подушевым подходом к формированию бюджетов. Объединение поможет сконцентрировать средства, например, при чрезвычайных ситуациях, а также привести к единому знаменателю налогообложение в сельсоветах и правила благоустройства.

На совещании по вопросу создания муниципальных округов в Красноярском крае
Фото: пресс-служба Законодательного собрания

Глава Кетского сельсовета Вера Копылова рассказала о практике объединения двух сельских советов — Кетского и Алтатского, которое произошло больше года назад. Объединение было вызвано желанием более эффективно организовать местное самоуправление. Численность жителей в Кетском сельсовете составляла 1 443 человека, все решения по вопросам местного значения там принимал сельсовет. В Алтате же из-за малой численности до объединения все решения принимал сход граждан. Жители Алтата только выиграли от объединения, считает Вера Владимировна. Тамара Селиванова, в прошлом глава Алтатского сельсовета, подтвердила слова коллеги и подробно рассказала, как решаются проблемы маленького поселения после реорганизации.

Долю сомнения в единодушные мнения пировчан, увидевших только позитивные моменты в объединении, внес Алексей Менщиков, директор института муниципального развития. Он обратил внимание собравшихся на ряд юридических аспектов, которые могут вызвать затруднения при переходе на одноуровневую схему управления. Слишком много вопросов вызывает это реформирование: например, не у всех глав сельских советов есть высшее образование. По этой причине они не смогут стать муниципальными служащими и работать как представители муниципального округа на местах.

Депутат Егор Бондаренко считает новшества эффективными только в том случае, если население получит от этого больше плюсов, чем минусов. «По результатам сегодняшнего совещания мы видим, что депутаты и главы поселений, входящих в состав Пировского района, поддерживают эту идею. Публичные слушания, которые проведены во всех территориях, говорят, что население поддержало. Жители Пировского района решили, что им эта сфера организации удобна — это их право. И краевая власть будет создавать условия, чтобы местное самоуправление было организовано в максимально лучшей форме для жителей данной территории», — подчеркнул депутат.

После завершения дискуссии Евгений Петренко подвел ее итог: «В целом категорических возражений и противоречий у участников круглого стола не возникло. Опыта подобной организации управления в крае у нас немного. Пировский район мы рассматриваем как пилотный проект. Сегодня мы услышали разные стороны и разные мнения, мы постараемся учесть их в работе комитета при рассмотрении этого вопроса».

Депутат краевого парламента Вера Оськина подчеркнула, что этот вопрос надо внимательно изучать и проверять его действие на практике. «У нас в крае есть положительный пример такой системы управления — Северо-Енисейский район. Сейчас две территории вышли с инициативой — Пировский и Шарыповский районы. Давайте посмотрим, как они будут работать. Честно говоря, я бы не спешила привлечь все территории к этой схеме, потому что она имеет как плюсы, так и минусы. Какие минусы я вижу, о которых говорили в Шарыповском районе, но не говорили здесь? Это уменьшение активности населения из-за того, что депутатов сельских советов как таковых не будет, а они ближе всего к людям, знают их насущные проблемы, нужды конкретного поселения. Кто их заменит? Советы поселений, которых еще нет и которые не наработали практику? Органы территориального общественного самоуправления, которых тоже пока нет? Тогда нам нужно при работе над законопроектом подумать об увеличении количества депутатов районного совета. Полномочия, которые ложились на депутатов местного совета, должны лечь на депутата районного совета. Есть вопросы: до какой численности должен вырасти райсовет, каждое ли поселение будет иметь своего депутата в районном совете, нужно ли это. Вопросов достаточно много. Это новая форма управления территорией, и то, что Пировский и Шарыповский районы решили пойти по этому пути, покажет, чего больше в этой практике — плюсов или минусов», — заявила она.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье