Перед тем как перейти к обсуждению проекта краевого бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов, парламент принял прогнозный план приватизации и обсудил изменения в законопроекте «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае».
Докладывал по этому вопросу председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин. Он сообщил, что в связи с изменением подходов к формированию главного финансового документа региона в части межбюджетных отношений с 2014 года предусматривается увеличение с 10 до 15 процентов единого норматива отчисления в бюджеты муниципальных районов (городских округов) края от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в консолидированный бюджет края. Также в документ вносится ряд технических поправок. Законопроект был принят единогласно.
После этого депутаты приступили к обсуждению бюджета.
Андрей Самохин коротко рассказал о параметрах бюджета, о его программной сущности и направлениях бюджетной политики, отметил, что в адрес предлагаемой ко второму чтению редакции было немало критики со стороны Счетной палаты и экспертно-правового управления Законодательного Собрания, депутатского корпуса. Но с учетом того, что в виде программ бюджет принимается впервые, следует сделать некоторое снисхождение. Тем более что основная часть замечаний к рассмотрению документа во втором чтении была учтена. «Надеемся, что государственные программы будут усовершенствованы в течение следующего года», — отметил Андрей Николаевич.
Затем народные избранники перешли к вопросам. «Считаю, что в крае существует проблема получения информации — кто и как платит налоги. Помнится, было выработано постановление Правительства края и создан соответствующий программный продукт, обеспечивающий интересы органов местного самоуправления. Почему они не работают?» — поинтересовался вице-спикер краевого парламента Всеволод Севастьянов.
По словам министра финансов Владимира Бахаря, Правительство регулярно взаимодействует с сотней основных налогоплательщиков региона — с ними заключены соответствующие договора о предоставлении информации, которой исполнительная власть руководствуется в своей работе. По поводу муниципалитетов министр согласился, что существует определенная проблема: не все органы местного самоуправления используют информационный ресурс. Всеволод Николаевич попросил учесть этот важный момент при обсуждении Постановления Законодательного Собрания о «О предложениях Правительству Красноярского края в связи с принятием Закона края «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов».
Владимир Бедарев спросил, как обстоят дела с продажей Шуваевского свинокомплекса и заложена ли сумма от его реализации в доходы бюджета. Первый заместитель Губернатора края — председатель Правительства края Виктор Томенко ответил, что на торги никто не заявился, в связи с чем они продлены до 25 января 2014 года. По этой причине средства от возможной продажи не вошли в доходную часть бюджета.
Спикер краевого парламента отметил: раз во всей России не нашлось охотников купить проблемное предприятие за 235 млн рублей, вероятно, необходимо установить разумную цену за лот, иначе через год-два Шуваевский свинокомплекс и вовсе обесценится.
Сразу после того как председатель головного комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин доложил о работе, проделанной депутатами ко второму чтению, депутаты от ЛДПР заявили, что будут голосовать против принятия основного финансового документа.
«Фракция ЛДПР будет голосовать против этого бюджета, — выразил позицию своей партии депутат Павел Семизоров. — Наше голосование — это протест против федеральной политики, которая нагружает регионы дополнительными полномочиями без соответствующего софинансирования».
Коллегу по партии поддержали депутаты Михаил Козлов и Артем Черных. Последний отдельно остановился на теме переработки твердых бытовых отходов, рассказал о ежегодном приросте объемов мусора в нашей стране и формируемой государственной политике по решению данного вопроса. «В краевом бюджете нет системной поддержки предприятий перерабатывающей отрасли», — отметил Артем Анатольевич. С ним согласился депутат Анатолий Быков. Он сказал, что переработку ТБО, о необходимости которой говорилось еще в начале 2000-х годов, нужно развивать, иначе «Красноярск скоро завоняет».
После этого слово взял вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко. Он напомнил, что все присутствующие на сегодняшнем заседании являются людьми опытными, поэтому «не стоит заниматься демагогией». «Более половины расходов краевого бюджета — это заработная плата жителей нашего края, другие расходы тоже известны, — отметил Алексей Михайлович. — Можем мы говорить, что какие-то расходы не нужны? Нет, не можем. В чем наше недовольство? В том, что мало доходов, должна быть ответственность бизнеса, более внятная промышленная политика. Но эта наша озабоченность отражена в постановлении Законодательного Собрания».
Вице-спикер сравнил Красноярский край с кораблем, который плывет в бурном море различных событий, и порой могут возникать претензии к тому или иному члену команды. По его словам, необходимо внимательнее относиться «к системе корабля». В частности, депутат предложил провести серьезный аудит эффективности работы органов государственной власти края. «Возможно, мы не найдем новых резервов, но мы должны быть уверены, что каждый человек в краевой власти работает честно», — сказал Алексей Клешко.
Заместитель председателя комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Марина Добровольская заявила, что активность некоторых депутатов при принятии бюджета понятна, но необходимы реальные шаги. В частности, Марина Ивановна обратила внимание на то, что в целях защиты интересов регионов слабо используется фракционный ресурс в Государственной Думе. «На моей памяти только два раза Законодательное Собрание отказывалось принимать бюджет, и тогда образовался коллапс в жизни края», — вспомнила депутат.
Парламентарий Николай Трикман обозначил позицию фракции «Справедливая Россия»: «Мы поддерживаем бюджет, наступая на горло своей песне. Нам бы хотелось, чтобы на сельское хозяйство выделялось больше средств, но понимаем, что не принимать бюджет нельзя — за ним стоят врачи, учителя, воспитатели детских садов».
Заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту Татьяна Волоткевич выразила удивление по поводу того, что некоторые ее коллеги используют обсуждение бюджета в «качестве площадки для пиара». «Мы всё обсуждали на комитетах и понимаем, что другого бюджета не будет», — считает депутат.
Ее поддержал заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев: «Когда кто-кто призывает не голосовать за бюджет, он выступает против позиции, выработанной головным комитетом».
Вице-спикер краевого парламента Всеволод Севастьянов сказал: «Мы должны ответственно работать по бюджету. Обращаясь к предложенному образу корабля, могу сказать, что он, конечно, плывет, но в трюме течь, матросы бурчат и непонятен курс. Губернатор уверял, что стратегия социально-экономического развития края будет принята летом этого года. Уже декабрь, а программы нет. Кроме того, заслуживают внимание сроки депутатской работы с бюджетом — они весьма сжатые».
Вице-спикер не считает, что в бюджете есть ненужные расходы. В то же время он не согласен с тем, что «отдавать в жертву» необходимо сельское хозяйство (речь идет об отклоненных головным комитетом поправках депутатов-аграриев на 700 млн рублей).
Председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Юрий Швыткин заявил, что поддерживает бюджет и призывает к тому же своих коллег. Кроме того, Юрий Николаевич предложил заслушать информацию об уплате финансово-промышленными группами налогов в краевой бюджет на заседании комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения.
Первый вице-спикер краевого парламента Валерий Семенов («Единая Россия») призвал не сравнивать протестное голосование некоторых фракций при рассмотрении федерального бюджета в Государственной Думе, которое состоялось недавно в Москве, с голосованием по региональному бюджету. «Сегодня все территории края ждут принятия бюджета, — напомнил Валерий Владимирович. — Его непринятие породит коллапс. Ведь наш бюджет отражает социальные расходы».
Петр Медведев (КПРФ) поставил вопрос о необходимости привлечения к обсуждению регионального бюджета депутатов Государственной Думы, избранных от края, и красноярских сенаторов из Совета Федерации, чтобы они реально помогали защищать интересы нашего региона.
На это спикер краевого парламента Александр Усс ответил, что такие встречи проводятся регулярно, в том числе на публичных слушаниях по бюджету. «Краевое руководство делает все возможное в этом плане», — заметил Александр Викторович.
Как заметил председатель Законодательного Собрания, надо различать две вещи: есть немало вопросов, касающихся стратегии развития края и приоритетных направлений финансирования, но, наверное, никто из депутатов не против бюджета как такового — «он, конечно, непростой, однако не лучше и не хуже, чем в предыдущие годы».
После бурных дебатов за закон о краевом бюджете за основу проголосовали 36 парламентариев, 11 были «против», трое воздержались.
За депутатские поправки, одобренные головным комитетом, высказался 41 народный избранник, пятеро были «против».
Затем были обсуждены две поправки в сфере АПК, отклоненные комитетом по бюджету и экономической политике. Обе они — на общую сумму порядка 700 млн рублей — были инициированы депутатами-аграриями. Один из авторов поправки, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко, рассказал, что согласно бюджету в следующем году поддержка селян снижается более чем на миллиард рублей, в 2015-м — на 1,7 млрд рублей, в 2016-м — на столько же. «Своей поправкой мы хотели вернуть хотя бы 700 миллионов рублей аграриям», — объяснил Валерий Иванович. Коллегу поддержал Валерий Исаев и заместитель председателя по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов, который сообщил, что рентабельность отрасли упала по сравнению с прошлым годом в два раза и составила всего 1,3 процента. «Отрасль в тяжелом состоянии», — считает депутат. После обмена мнениями обе поправки были отклонены сессией.
Окончательное голосование по законопроекту о краевом бюджете было таким: 36 — «за», 13 — «против», один воздержался. В целом обсуждение законопроекта о краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов заняло на сессии около двух часов.
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.